Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики. Консультация для педагогов.

Автор: Богатырева Елена Вениаминовна, воспитатель МБДОУ-детский сад комбинированного вида "Теремок" пос. Борисовка Белгородская обл.
Как известно, развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с формированием детской речи. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на активизацию речевых зон коры головного мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит — развитию речи.
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся игры и упражнения с использованием природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни), массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (Иглотерапия), применение различных бытовых предметов (прищепки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки, пуговицы) и многое другое.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Иглотерапия
Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми проводится с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, который разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью.
Техника игольчатого массажа: в игровой форме предлагаем ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.
Педагог может разнообразить эту деятельность:
-предлагать прошагать по дорожке;
-искать отдельные модули в сухом бассейне, в песке, емкости с водой,
-использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;
-закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.
Пуговичная терапия
Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом может стать обыкновенная пуговица.
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.
Примеры игр с пуговицами
Поднимание пуговиц
С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
Расти, пальчик!
Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.
Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.
Кто быстрее?
Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.
Передай пуговицу
Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.
Усложнение: менять способ передачи пуговицы.
Подбери пуговицу
Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.
Криотерапия
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т.е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Противопоказания
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет, поместить внутрь мелкую игрушку, записку, модули аппликатора.
2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).
3. Развитие тактильной чувствительности:
- массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
Методы развития мелкой моторики – криотерапия, иглотерапия и пуговичная терапия позволяют достичь определенных результатов:
- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
- развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
- повышается интерес детей к занятиям с логопедом, психологом.
Кроме того, оба эти методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.

Рекомендуем посмотреть:

Пособия по развитию мелкой моторики рук у детей 2-4 лет своими руками Как развивать мелкую моторику рук ребенка в домашних условиях Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
Угощения для птиц своими руками
Опубликовано: 3182 дня назад (7 марта 2016)
Просмотров: 5895
+6
Голосов: 6
Елена Викторовна Багрова # 7 марта 2016 в 21:48 +1
Здравствуйте, Елена Вениаминовна!
с огромным интересом прочитала Вашу статью о нетрадиционных методах развития мелкой моторики у детей и ее влияние на формирование речи ребенка.
Консультация проведена грамотно, Вы даете полезные советы, которые пригодятся и родителям, и воспитателям ДОУ, и педагогам начальных классов.
с удовольствием голосую за качественный материал №1! Успехов!
С праздником!!!
Вера Борисовна Кузнецова # 7 марта 2016 в 23:56 +1
Очень полезная информация для молодых мам. Имея в данный момент этот статус, с огромным интересом ознакомилась с данным материалом. Спасибо! Мой голос Вам!
Тамара Борисовна Вершинина # 8 марта 2016 в 00:11 +1
Здравствуйте, Елена Вениаминовна! Очень интересная статья, нужная для молодых мам. Особенно понравилась иглотерапия и работа с пуговицами. Здесь можно придумать много вариантов. Беру себе в заметки с вашего разрешения для подрастающего внука.
Вера Георгиевна Яковлева # 8 марта 2016 в 10:51 +1
очень хорошая консультация! доступно,легко выполнимо,полезно всем!!
Ольга Владимировна Алферова # 8 марта 2016 в 11:58 +1
Елена Вениаминовна, полностью согласна с комментариями коллег выше- очень интересный материал, актуальный, как раз для возраста моих воспитанников. Очень заинтересовал метод криотерапии, думаю использовать в работе со своими детьми. Спасибо за новые идеи!
Мария Леонидовна Осипова # 8 марта 2016 в 13:22 +1
очень полезный и занимательный материал, который будет очень полезен в моей работе. Примите голос!
Алена Викторовна Крюкова # 9 марта 2016 в 17:52 +1
Необходимый материал для ДОУ. Доступный, понятный, интересный.