Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль музыки в коррекции раннего детского аутизма

Статья "Роль музыки в коррекции раннего детского аутизма"
Автор: Швец Елена Витальевна, музыкальный руководитель.
Цель: развитие музыкальности детей с аутизмом для успешной социализации в обществе.
Филипп Шеппард – профессор по классу игры на виолончели при Королевской академии музыки в Лондоне; преподаватель Королевского колледжа музыки, глава Оксфордской школы игры на виолончели; руководитель образовательных проектов в Гарлемском центре в Нью-Йорке, написал выдающееся практическое пособие для родителей «Развивающая музыка». В своей книге Ф. Шеппард пишет о том, что музыка способна оказать глубокое позитивное воздействие на умственное и физическое развитие детей. У каждого ребёнка от природы есть музыкальные способности. Особенно полезно, когда ребёнок не только прослушивает классические музыкальные произведения, но и сам музицирует.
В коррекции РДА (раннего детского аутизма) занятия музыкой будут способствовать: повышению уровня психологической и умственной координации, поскольку музыка – эффективное средство в деле обучения и общего развития ребёнка. Если у ребёнка с аутизмом появится в дальнейшем тяга к музыке, это будет свидетельствовать о том, что он стал развиваться как личность. Музыка ускоряет и обогащает периоды детского развития. Для ребёнка с РДА музыка может оказаться важным фактором в развитии способности внимательно слушать, воспринимать полученную информацию и быстрее её усваивать. [5, с. 18]
Дети с рождения обладают разнообразными музыкальными способностями, включая абсолютный слух, необыкновенное чувство ритма и умение различать тональности.
Все существующие работы, посвященные изучению детского аутизма, отмечают одну особенность, присущую всем детям с аутизмом, а именно их восприимчивость к музыке. В музыкальной сфере, как и в других областях, аутизм тормозит процесс интеграции различных факторов в единое целое. Занятия музыкой с такими детьми не должны ставить цель превратить их в хороших музыкантов, гораздо важнее с помощью музыки способствовать интеграции различных факторов, опираясь на которые, они могли бы двигаться по пути взросления и жить более полноценной жизнью.
Интеллект – это способность к обучению и восприятию чего-то нового. Музыка может благотворно содействовать этому процессу. Она помогает приобретать социальные и речевые навыки, одновременно повышает творческий потенциал и оказывает позитивное воздействие на ментальное, физическое и социальное развитие ребёнка.
Обучение игре на музыкальных инструментах детей с аутизмом способствует развитию моторики и координации, что позволяет контролировать процессы психического торможения и возбуждения. Этот контроль необходим для обучения детей с РДА управлять своими спонтанными эмоциональными реакциями. Игра на большинстве музыкальных инструментах требует хорошо развитой координацией между телом и разумом. Поэтому не удивительно, что во всех странах мира существуют детские пляски, песни и ритмы.
Вовлечение ребёнка с аутизмом в мир музыки способствует развитию пространственной координации. Во время занятий музыкой ребёнок должен задействовать все формы памяти, в зависимости от вида занятий. Музыка – очень эффективное средство для закрепления в мозгу ассоциаций, связанными с обширными массивами информации. Доказано, что человек на генетическом уровне предрасположен к запоминанию длинных и сложных музыкальных отрывков, они «западают» в голову гораздо быстрее, чем текст.
Музыка способствует развитию речевых навыков детей с РДА. Дети рождаются на свет со способностью устанавливать связи с окружающими людьми, позже появляется младенческий язык. Музыка – это язык, данный нам от рождения. Суть музыкальных фраз – в тонкой взаимосвязи с образами доречевого и речевого характера. Эти образы формируют основу почти всех достижений в области речевых навыков, которые появляются уже на сознательном уровне.
По своей природе музыка очень похожа на яркое, эффективное сочетание принципов математики и физики. Музыка выстраивается из компонентов, которые можно описать математическими терминами, следовательно, является эффективным средством для разъяснения принципов математики. Музыка способствует пониманию и воспроизведению абстрактных идей. Математические гении в своё время помогли понять людям, каким образом возникает музыкальная гармония, а отдельные композиторы построили свои великолепные произведения, полностью опираясь на математические принципы. Даже навыки координации в пространстве могут проявляться как навыки видения абстрактного математического пространства.
У детей с аутизмом музыка развивает социальные навыки. Первая связь между младенцем и его родителями проявляется в виде «музыкального» диалога. Это помогает развивать речевые навыки у ребёнка. Музыка помогает включиться в окружающую среду, а также выделяет наши отличия от других людей. Дети очень любят выделять свою привязанность к родителям и друзьям посредством музыки. При помощи музыки они учатся выражать и утверждать свои музыкальные вкусы и предпочтения по мере своего взросления. Музыка помогает выражать своё отношение к различным видам культуры, тем самым резко очертив контуры собственной личности, определить своё место в жизни.
Музыка может положительно воздействовать и на физическое здоровье детей с аутизмом. Учёными доказано, что музыка снижает в организме уровень вызывающих стресс гормонов, а также служит толчком, который приводит в действие нейротрансмиттеры эндорфины, вызывающие чувство удовольствия. Когда в действие вступают эндорфины, ребёнок чувствует себя счастливым. А если ребёнок испытывает счастье, то это всегда положительно влияет на его организм. С точки зрения физического здоровья музыка – это прекрасный стимул для множества видов полезной физической деятельности. Даже самые маленькие дети испытывают побуждение инстинктивно двигаться под музыку. Поэтому музыка может быть использована для физических упражнений или упражнений на развитие координации движений.
Обучение игре на музыкальных инструментах детей с аутизмом приносит много пользы. Это способствует развитию координации движений и абстрактного мышления, концентрации внимания, укреплению краткосрочной и долговременной памяти. А ещё важнее тот фактор, что занятия на музыкальных инструментах придаёт аутичному ребёнку больше уверенности в собственных силах, способствует самовыражению, даёт дополнительную возможность в установлении социальных связей.
Занятия музыкой с аутичными детьми, способствуют развитию творческого воображения, то есть сочинительства. Дети испытывают гордость, когда знают, что сами могут сочинять музыку, даже в виде простых музыкальных произведений. Если ребёнок может принимать творческие решения, действовать без указаний взрослых и наглядно видеть и слышать результат, то это вызывает огромный интерес к данному виду деятельности.
С помощью музыки дети с аутизмом могут выражать свои эмоции и абстрактные мысли. По этой причине, музыка – уникальная развивающая система, которая позволяет передавать сложные идеи и глубокие чувства.
Музыка – это пространство человеческого опыта, оказывающее влияние на мышление, тело и эмоции. Она воздействует на поведение слушателя и исполнителя. Музыка проникает в подсознание и может вызвать к жизни многое из того, что там сокрыто. Она также может способствовать осознанию окружающего независимо от того, «нормален» ли человек или же у него есть какие-либо нарушения.
Музыка во многих аспектах – поразительно гибкое и податливое средство, способное затронуть личность с любым интеллектом или уровнем образованности.
Дети с аутизмом воспринимают зрительные образы не так хорошо, как тактильные ощущения. Это относится и к слуховому восприятию. Поэтому это важно учитывать при использовании музыки в качестве специфического средства, способствующего развитию ребёнка с аутизмом.
Когнитивные нарушения влекут за собой больше, чем проблемы интеллектуального уровня. Они провоцируют у ребёнка потерю способности к установлению эмоциональных и социальных отношений, лишая его возможности стать частью окружающего мира или понять, как именно соотносятся между собой части его собственного тела.
Ребёнок с аутизмом страдает от неспособности в понимании логики происходящих явлений, несмотря на то, что он в силах до некоторой степени разобраться в причинах и следствиях конкретной ситуации. Именно здесь и обнаруживается ценность музыки, потому что её ребёнок может воспринять на конкретном уровне, без постижения абстрактных процессов.
Все участники коррекционного воздействия – психиатр, психолог, педагог, учитель музыки и родители, должны стимулировать ребёнка к тому, чтобы он использовал полученную из окружающей среды информацию. По причине того, что ребёнок с аутизмом развивается дезинтегрировано, необходимо использовать музыку в качестве интегрирующего воздействия, когда в одном действии объединены интеллектуальные, эмоциональные, физические и социальные факторы, оказывающие влияние на ребёнка на уровне интеллекта и эмоций. Такая коррекция в итоге должна способствовать развитию соответственно своим темпам.
Эта методика должна, в конечном счете, сыграть свою роль и способствовать тому, чтобы ребенок развивался в соответствии со своими темпами. Важно помнить и осознавать, что каждый ребёнок с аутизмом – это, прежде всего, уникальная личность, чьи «рассыпающиеся» способности нужно (насколько это возможно) собрать в единое целое. Возможно, дети с аутизмом испытывают тягу к музыке из-за внутренних ощущений полной погруженности в музыкальное пространство и из чувств внутреннего комфорта, целостности внутри него.
Существует три главных этапа в музыкальном развитии детей, достаточно определенных, чтобы связать их с развитием в других областях. Точно так же и ухудшение в какой-либо из областей связано с движением музыкального развития в обратном порядке.
На первом этапе музыка может на какое-то время миновать когнитивный процесс и непосредственно проникнуть в те области эмоций и личностного самоощущения, где имеются нарушения. Конкретность и спонтанное влияние – эти аспекты музыкального опыта могут «обойти стороной» вербальный язык и удовлетворить потребность ребёнка с аутизмом в невербальном самовыражении.
На втором этапе наблюдается рост у ребёнка осознания всё более тесных музыкальных и человеческих взаимоотношений, на которых строится процесс занятий.
Третий этап выявляет достаточно определённый путь к той конкретной области, в которой ребёнок с аутизмом может найти индивидуальные, подходящие для него и успешные средства самовыражения, источник удовлетворения и достижений, возможно, на много лет вперед.
Музыкальная терапия может служить страдающему аутизмом ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, в чем он мучительно нуждается, а также средством самовыражения себя на доступном ему уровне. Музыка на время становится для него безопасной гаванью на его трудном жизненном пути.
Довольно часто это наблюдается у детей, с которыми занимаются краткосрочной коррекционной музыкальной терапией. В каждом конкретном случае терапевт должен оценить музыкальные потребности и возможности ребёнка с аутизмом, его способность строить взаимоотношения со взрослыми и выдерживать предъявляемые к нему требования.
Если ребёнок с аутизмом может в какой-то степени учиться, эти три этапа развития могут протекать гораздо быстрее. Здесь для ребёнка крайне важно получить нечто, способное вызвать сильные впечатления и эмоции, то, что может длиться до тех пор, пока он готов впитывать его благотворное воздействие.
Главная опасность для родителей, педагогов и даже для терапевтов искушение – это спешка в событиях и попытках ввести ребёнка с аутизмом в музыкальную группу, в то время как он не готов к этому социально или музыкально.
Музыкальная коррекция должна быть направлена в основном на процессы познания и восприятия. Это своеобразная попытка достичь психологического результата, жизненно важного для некоторых детей. Терапевтическое приложение музыки необходимо для выстраивания реальных взаимоотношений с аутичным ребёнком, не способным наладить эти взаимоотношения обычными средствами, то есть любовью и осмыслением.
Музыкальная коррекция часто ставит перед собой цель обойти или преодолеть эмоциональные и интеллектуальные преграды, которые стоят между больным ребёнком и его окружением. Другими словами, стремлению к физиологичной перемене в поведении ребёнка, связанном, прежде всего, с его пониманием самого себя и окружающих людей. На эту перемену влияют прежде всего его взаимоотношения с музыкальным терапевтом. Доверие возникает исключительно благодаря тому, что терапевт понимает, какие трудности испытывает аутичный ребёнок и как возможно применить уже полученные им навыки.
Обстановка, в которой находится ребёнок во время коррекционных музыкальных занятий, может оказывать влияние на его способность к активному действию. Среда играет очень важную роль в ощущении музыкальной свободы, которую важно дать ребёнку. Имеется в виду свобода шуметь, кричать, двигаться, чувствовать себя в полной безопасности. Это не только возможность вести себя определённым образом и как-то организовать себя, но и освобождение от страхов и навязчивых состояний, которые могут создавать эмоциональные, интеллектуальные или социальные барьеры.
Эти два вида свободы подкрепляют друг друга в музыкальном опыте, который поначалу не требует от ребёнка с аутизмом ничего конкретного. Но шаг за шагом музыка может предложить ему некое направление и структуру, которая ему так необходима.
Когда ребёнок получает ощущение свободы и его восприимчивость обостряется, необходимо предложить ему тот музыкальный порядок, который он может воспринять с пользой для себя и который зависит от его же собственных реакций.
Дети, страдающие аутизмом могут отвергнуть любой опыт, если они испытывают чувство тревоги в окружающей обстановке. Некоторые музыкальные терапевты проводят занятия в пустой комнате, подчеркнуто терапевтического вида, сильно напоминающей клинику, что не всегда благоприятно влияет созданию необходимой атмосферы. Даже если обстановка удобна и безопасна настолько, насколько это возможно, она еще должна быть созвучной аутичному ребёнку, ведь он замечает все детали вокруг себя. Мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы дети могли свободно перемещаться и чувствовать себя в безопасности. Любая перемена в обстановке, изменение порядка могут вызвать панику, вспышку неуправляемого раздражения или же заставить ребёнка уйти в себя.
Дети с аутизмом по-разному реагируют на физическое присутствие взрослых. Некоторые сопротивляются любому тактильному контакту. Это важно учитывать, прежде чем налаживать контакт с ребёнком и устанавливать доверительные отношения.
Другие дети нуждаются в физическом контакте, подобном тому, какой установлен у матери с ребёнком. Даже если рассматривать аутизм как неврологическое нарушение, нельзя преуменьшать роль взаимоотношений «мать-ребёнок» и «ребёнок-мать», жизненно необходимых малышу до и после его рождения.
Любая музыкальная деятельность контролируется прежде всего слуховым восприятием, в его основе лежат способности звука проникать внутрь, ассоциироваться с событиями и оставаться в памяти. Звуки могут быть пронизаны эмоциями, отложиться на сознательном или подсознательном уровне. Они способны снова возникать в сознании и вызывать к жизни те же самые чувства, которые человек уже пережил, услышав их впервые. Способность к запоминанию звуков и их последовательности совершенно необходима для освоения вербального или невербального разговорного языка или языка музыки, хотя эти два процесса происходят в двух разных частях мозга.
Вербальный язык требует понимания, кодирования и декодирования символов, имеющих общепринятое значение. С музыкой дело обстоит по другому, она – универсальное средство коммуникации, индивидуальный опыт, не взирая на то, что на неё влияют культурные особенности. Музыкальная коррекция применяет «союз» речи и мелодии. Известно, что музыка способна спровоцировать вербальную реакцию или отдельную вокализацию, которая может оказаться началом речевого высказывания. Это обнаруживает стремление к коммуникации.
Цель в данном случае – установить позитивный контакт между ребёнком, страдающим аутизмом и окружающей средой, стимулировать его и дать толчок к положительным переменам.
При музыкальной коррекции детей с аутизмом можно успешно использовать простые действия, имеющие четкую структуру и подкрепляющиеся положительными перцептивными впечатлениями. Эти действия могут стимулировать некоторые когнитивные процессы, необходимые для того, чтобы свести вместе разные «компоненты музыки», которые ребёнок соотносит друг с другом, например предметы, инструменты, звуки, движения и даже слова. Ему можно предложить также выбрать вид деятельности и способы, с помощью которых он реализовал бы свои предпочтения. Слушание звуков подталкивает к тому, чтобы их производить, и таким образом мы приходим к активной методике, которая способствует раскрепощению ребёнка.
Музыкальная коррекция детей, страдающих аутизмом, в целом должна оказать положительный результат, который можно оценить. Но важно принять во внимание, что у детей с аутизмом слишком слабая мотивация к достижениям и нет понимания своих личных норм успешного развития, хотя они могут считать за вознаграждение одобрение взрослыми их действий.

Источники:
1. Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. СПб., 2001.
3. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000.
4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок: пути помощи. М., 1997.
5. Шеппард Ф. Развивающая музыка. Руководство для родителей. Мн: Попурри, 2009.
6. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога – Изд. 5-е. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
7. «Школьный психолог» №21, 1999.

Рекомендуем посмотреть:

Коррекционная работа в начальных классах Конспект урока по «Развитию речи и коммуникации» в 0 классе коррекционной школы Сценарий закрытия фестиваля "Обучение без ограничений" Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида

Похожие статьи:

Взаимосвязь музыки с живописью, архитектурой, танцем, словом

Опубликовано: 3443 дня назад (19 июня 2015)
Просмотров: 9621
Рубрика: Статья
+2
Голосов: 2
Елена Витальевна Швец # 20 июня 2015 в 13:49 0
Название работы - "Роль музыки в коррекции раннего детского аутизма"
Швец Елена Витальевна
музыкальный руководитель и учитель музыки КОУ "Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
https://ped-kopilka.ru/users/muzikaia
Нина Ивановна Привалова # 17 сентября 2017 в 11:59 0
Елена Витальевна, спасибо вам за интересный материал. Работа проведена большая и очень важная на мой взгляд. Творческих успехов Вам!