Формирование ценностного отношения к здоровью в условиях реализации программы по выбору.
«Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью». Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый человек и общество в целом.
Современная российская школа в условиях модернизации образования призвана создать условия для разностороннего развития личности, усвоения учащимися определенной суммы знаний, формирования умений и навыков, соответствующих запросам социума. Однако за последние года ухудшение здоровья школьников приобрело такие масштабы, что ставит под сомнение успех не только проводимых преобразований, но и несет угрозу для выживания нации, сохранения ее генофонда. По мере взросления число абсолютно здоровых детей сокращается. Больному школьнику чрезвычайно трудно получить полноценное образование. В настоящее время здоровье подрастающего поколения стало глобальной проблемой. По данным НИИ педиатрии России:
14% детей практически здоровы;
50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35-40% страдают хроническими заболеваниями.
Результаты углубленного медицинского осмотра обучающихся школы показали, что с 2008-2010 учебные года возросло количество детей с заболеваниями сердечно-сосудистой, пищеварительной, опорно-двигательной системы второй, третьей и четвертой группы здоровья.
Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения. Одной из причин ухудшения состояния здоровья является безответственное отношение к нему со стороны школьников. В ходе работы проведена входная диагностика в форме анкетирования среди учащихся 8-9 классов по выявлению жизненных ценностей (см. Таблица 1).
К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. И очень важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.
В соответствии с Программой развития нашей школы «Школы здоровья», программой инновационной деятельности были разработаны дополнительные образовательные программы по выбору: программы элективного курса для 9 класса «Культура здоровья» и программа факультатива для 5 класса «Сохранение здоровья и развитие здорового образа жизни».
Программа элективного курса «Культура здоровья» разработана для реализации принципов здоровьесберегающей педагогики в нашей школе. Она ориентирована на охрану, сохранение и укрепление здоровья школьников и имеет оздоровительное и опытно-экспериментальное значение. Именно при реализации Программы будут раскрыты возможности образовательного учреждения в формировании здоровьесберегающего пространства школы.
В нашем понимании культура здоровья - это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта нашим личным достоянием в самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума, полнота чувств и постоянный приток бодрости.
Цель программы: Формирование ценностного отношения к своему здоровью:
- Повышение уровня здоровья и воспитание культуры здоровья обучающихся, обучение их практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья.
- Создание условий для того, чтобы школьник утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности; создание положительной мотивации обучения на планируемом профиле.
- Активизация познавательной деятельности, повышение информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.
- Подготовка школьников к безопасной жизнедеятельности.
Новизна программы заключается в формировании ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ через создание системы реализации программ по выбору в условиях взаимодействия школы 2 и 3 ступени, семьи и социума. Система диагностики, организация занятий, отслеживание результатов апробации программы разработаны в соответствии с новыми ФГОС второго поколения и требованиями системно - деятельностного подхода, который направлен на развитие личности и помогает отследить ценностные ориентиры, одним из которых является здоровье.
Программа элективного курса «Культура здоровья» разработана для обучающихся девятых классов. Программа рассчитана на 12 часов (теоретический модуль - 8 часов, практический - 4 часа). Данный интегрированный курс биологии, валеологии, медицины, гигиены, экологии, ОБЖ соответствует цели профильного образования: самоопределение личностное и профессиональное, и направлен на реализацию программы «Образование и здоровье», являющихся частью государственной программы «Здоровье детей России».
Программа состоит из 4-х разделов:
1. Что такое здоровье.
2. Здоровый образ жизни – основа здоровья и долголетия.
3. Экология здоровья.
4. Основы элементарных медицинских знаний.
Практический модуль включает выполнение практических работ, название которых представлено на слайде и проведение конференции» Здоровый образ и культура здоровья».
1. Оценка своих физических возможностей: измерение длины тела; определение массы тела; измерение частоты пульса в состоянии покоя и при физической нагрузке; определение частоты дыхания; определение нарушения осанки; определение силы мышц кисти.
2. Составление рациона питания.
3. Составление экологической характеристики места учебы, квартиры.
Особенности данной программы заключаются в том, что: содержание программы соотносится с целями и результатами общего образования, представленных в ФГОС ОО 2 и способствует формированию универсальных учебных действий: осознание и принятие жизненных ценностей, одной из которых является ЗДОРОВЬЕ, возможность планировать, контролировать, оценивать успешность усвоения материала, самостоятельный поиск и отбор нужной информации, умения сотрудничать с учителем и со сверстниками.
Программа включает новые знания, не содержащиеся в базовых программах и вызывающие познавательный интерес у школьников.
Изменился подход в организации учебно – воспитательного процесса с использованием инновационных технологий: студия, мастерская, игра, проекты, презентации.
Ожидаемые результаты:
1. Личностный рост учеников – формирование ценностного отношение к категории здоровья.
2. Участие в общественно-значимых делах по заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей (выпуск журнала «Мое здоровье», защита проектов, разработка методических рекомендаций, создание презентаций и видеофильма, которые можно использовать для организации профилактической работы в школе.
Программа сопровождается диагностико - методическими материалами, которые позволят установить динамику в развитии личности, укреплении и сохранении здоровья. Позволят сделать анализ знаний основ ЗОЖ, а также изменения отношения учащихся к своему здоровью от начала к концу учебного года, от класса к классу, позволят оценить эффективность здоровьесбрегающей деятельности образовательного учреждения. Для оценивания деятельности учащихся я использую: входную и итоговую диагностику, дидактические средства: лист самооценки знаний и умений, мои образовательные достижения. Входную и итоговую анкету: Оценка изменения отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, диагностическую карту (для фиксации динамики интереса школьников к данному курсу), тесты.
Подводя итог вышесказанному, стоит еще раз отметить, что на сегодняшний день:
1. Разработаны программы факультатива для 5 класса и элективного курса для 9 класса.
2. Проведена входная диагностика группы » Изучение мотивации выбора обучаемыми данного вида деятельности», проведена работа с родительской общественностью класса.
Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ в условиях реализации программ по выбору будет продолжена в школе 2 и 3 ступени – это апробация программы для 5 класса »Укрепление и сохранения здоровья», для 9 класса «Культура здоровья» и разработка программ спецкурсов для 6 и 10 класса на будущий учебный год.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» - говорил В. А. Сухомлинский. Он считал, что здоровье является мерой качества жизни.
Учитель, вне зависимости от своей специальности, должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье и на здоровый образ жизни, должен не только владеть основными знаниями о здоровье и ЗОЖ, но и средствами и методами обеспечения здоровья и построения здоровой жизнедеятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Что ваши волосы расскажут о вашем здоровье?
Красота и здоровье женщины
Экокосметика
Маски для лица в домашних условиях
Похожие статьи:
Пословицы и поговорки о здоровье