Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Индивидуальные маршруты во внеурочной деятельности школьников

Индивидуальные маршруты во внеурочной деятельности школьников. Разработка и условия внедрения.
Автор: Е. В. Иванова, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5, 665303, г.Саянск, микрорайон Строителей, 19

Одним из направлений модернизации образования является обеспечение индивидуальной траектории или маршрута обучения школьников.
Позволю себе напомнить, что индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого школьника. Ценность индивидуальной траектории развития состоит в том, что она позволяет каждому, на основе реализуемой самооценки, мотивации, формировать и развивать ценностные ориентации, творческую индивидуальность.
В нашей школе – «школе Здоровья» создание условий для реализации индивидуальной траектории развития учащегося дает возможность мне как учителю использовать различные механизмы в соответствии с системно-деятельностным подходом в условиях перехода на ФГОС 2 поколения. Формы и методы, обеспечивающие личностный рост учащихся и их социальное положение носят системный характер и реализуются мною через целевую программу «Школа самооздоровления», в содержании которой первостепенная роль отводится разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
Одним из практических результатов работы по программе «Школы самооздоровления» является реализация социальных проектов во внеурочной деятельности в воспитательной системе школы.
Определение понятия социального проектирования – это социально значимая, самостоятельно ориентированная на практический результат деятельность ученика. Именно такой вид деятельности является тем средством, с помощью которого нравственные, мировоззренческие идеи должны стать личным достоянием подростка, в рамках дополнительного пространства самореализации личности во внеурочное время.
Работа над социальным проектом позволяет не только получить опыт социального взаимодействия, но и проявить свою креативность, раскрыть лидерские качества, создать ситуацию успеха, формировать чувство ответственности за коллектив и умение жить в коллективе.

Так, за период с сентября по март 2013 года был разработаны и реализованы проекты (на слайд): «Думай - глобально, действуй – локально» (благоустройство придомовой территории дома), «Пусть в наших сердцах останется навеки» (оформление мемориальной доски), «Здоровье – наш компас земной», «Подари улыбку».
Именно на стадиях подготовки, реализации проектов и возникла необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Например: «Хочу быть успешным»: этапы развития маршрута: информационно-аналитический, организационно-деятельностный, результативный.
I. Информационно-аналитический:
1. Изучение литературы: Социальное проектирование
2. Изучение программы, сбор и анализ информации (анкетирование)
3. Разработка проекта.

II. Организационно- деятельностный:
- Собрания с учащимися 5, 10-х классов, по определению тем проектов, целей, задач, результатов.
- Реализация проекта: «Здоровье – наш компас земной».
- Реализация проекта «Подари улыбку».
III. Результативный:
- Проведение консультаций.
- Определение тематики проектов.
- Определение группы волонтеров.
- Благоустройство пришкольной территории.
- Участие в городском конкурсе добровольцев, победители в номинации социальных проектов «Здоровая планета».
- Областной фестиваль добровольческого движения, база «Галактика», г. Ангарск.
- Участие в областном конкурсе добровольцев «Хрустальное сердце Байкала».

Результаты своей деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио». По итогам каждого модуля проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат. Для определения результата было выбрано три статуса: слушатель, агитатор, волонтер.
Анализ результатов позволяет сделать вывод, что ученики согласно намеченному индивидуальному маршруту, переходят на более высокий уровень: от пассивного слушателя - до агитатора и волонтера. Тем самым один из показателей личностных результатов – отношение к себе - начинает носить устойчиво-позитивный характер (по данным наблюдений).
Жизнь вносит коррективы в индивидуальные образовательные маршруты развития ученика. Школьники заполняют листы самооценки своих индивидуальных достижений в разных видах внеурочной деятельности, что позволяет учителю своевременно корректировать работу.
Подводя итог вышесказанному, отмечу, что деятельность в нашей школе по выстраиванию индивидуально - образовательных маршрутов учащихся, это первый опыт, хотя уже сейчас становится очевидным, что – это и удачная попытка решения проблемы личностного роста школьника, его готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть весь процесс: социализации, обучения и воспитания с позиции ученика.

Рекомендуем посмотреть:

Социальный проект в школе Социальный проект в школе Коллективный проект в 5 классе Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников
Урок по биологии, 9 класс. Гипотезы о возникновении жизни на Земле | Формирование ценностного отношения к здоровью в условиях реализации программы по выбору
Опубликовано: 3591 день назад (23 февраля 2015)
Просмотров: 5605
Рубрика: Методика
0
Голосов: 0
Татьяна Викторовна Лабутина # 4 февраля 2016 в 07:09 0
Интересно а как выглядит карта достижений. В Вашей школе у каждого педагога, осуществляющего внеурочную, проектную деятельность она своя. Я сейчас как раз озадачена созданием единой карты достижений обучающихся во внеурочной деятельности и до сих пор бьюсь над вопросом, как должен выглядеть общешкольный план индивидуального образовательного маршрута внеурочной деятельности школьника (от нас требуют план по внедрению данной "технологии")
Татьяна Викторовна Лабутина # 4 февраля 2016 в 07:09 0
Интересно а как выглядит карта достижений. В Вашей школе у каждого педагога, осуществляющего внеурочную, проектную деятельность она своя. Я сейчас как раз озадачена созданием единой карты достижений обучающихся во внеурочной деятельности и до сих пор бьюсь над вопросом, как должен выглядеть общешкольный план индивидуального образовательного маршрута внеурочной деятельности школьника (от нас требуют план по внедрению данной "технологии")