Настольная игра «Мемори» для старших дошкольников 6-7 лет
Настольная игра «Мемори» для детей старшего дошкольного возраста. Подготовительная группа
Автор: Иванова Елена Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №34» г.Иваново Описание: данная публикация будет интересна всем, кто любит играть в настольные игры. Игры, которые не занимают много места, просты в изготовлении, которыми можно играть в дороге или очереди, чтобы скоротать время. Причем не просто играть, а развивая при этом детский ум, сообразительность, логическое мышление, внимательность… Ну а взрослым – тренировать память, отдыхать, да и просто получать удовольствие при общении с близкими людьми. Игра повышает настроение и способствует сближению поколений! Назначение: конкретный набор карточек готовился для детей 6-7 лет (подготовительная группа) в рамках подготовки к проекту по сказке А.Н.Толстого «Приключения Буратино». Варьируя количество карточек (больше - меньше) и изображения (от простых до более сложных), можно менять возраст участников игры. Цель публикации: ознакомление с игрой «Мемори» и вариантами игр с карточками. Цель игры «Мемори»: развитие памяти и внимания. Задачи:
- развивать зрительное восприятие, зрительную память;
- развивать логическое и пространственное мышление;
- развивать усидчивость;
- способствовать общению;
Родиной игры «Мемори» (от англ. memory – «память») считается Япония. В японском варианте – это набор из нескольких ракушек. Снаружи ракушка сохраняла свой вид, а внутри вычищалась и украшалась различными рисунками. Часто изображались традиционные для этой страны мотивы: люди в национальной одежде, цветы, природа. Хранились ракушки в специальных шкатулках, которые были сделаны именно для них и тоже красиво украшены. Позволить себе играть в эту игру могли только богатые знатные люди.
Общую популярность игра получила в 1959 году, когда в Германии вышла классическая версия игры.
Мемори – это настольная карточная игра. Суть игры заключается в том, чтобы открыть как можно больше парных картинок (поэтому игру иногда называют «Парочки»). Для игры берется две одинаковые колоды карточек. С одной стороны – «рубашка»- один рисунок (цвет, фон) для всех карт, а с другой – картинки. В нашем случае – это герои сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик».
Правила игры просты. Карточки перемешиваются, раскладываются на столе рядами «рубашкой» вверх, картинками вниз. Игроки (2-4 человека) по очереди переворачивают по две карточки. Если картинки совпали, то игрок забирает карточки себе и делает дополнительный ход. Если нет, то карточки снова переворачиваются «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Игроки стараются запомнить, на каком месте какая картинка лежит. Кто набрал больше парных картинок, тот и выиграл. Можно играть и одному, чтобы просто потренировать память и внимательность.
Поскольку нам нужны были тематические карточки для игры, мы изготовили их сами. Нашли картинки с изображением героев сказки (Буратино, Мальвина, Пьеро, Папа Карло, Карабас-Барабас, черепаха Тортила, Арлекин, Артемон) и узнаваемыми предметами (холст с нарисованным очагом, золотой ключик, кукольный театр, азбука). Распечатали на цветном принтере. Вырезали. Для «рубашки» взяли обложку от альбома для рисования (карточки станут более плотными и долговечными).
Наклеили картинки на белую сторону, вырезали и обклеили для прочности скотчем с обеих сторон. Карточки готовы!
Ребята с удовольствием играют в игру «Мемори» по сказке «Приключения Буратино». Но для разнообразия мы используем и другие варианты игры с этими же карточками.
Игра «Кто я?»
Играют два игрока. Карточки лежат на столе, картинками вниз. Игрок, не глядя, берет одну карточку, прикладывает ее себе ко лбу картинкой ко второму игроку и спрашивает: «Кто я?». Игрок, который видит картинку должен, не называя героя, описать его. Или изобразить жестами, мимикой.
Например, играют Филя и Винни Пух. Винни Пух вытащил карточку и приложил ко лбу. Филя видит Пьеро, но не называет его.
Винни пух: Кто я? Филя: ты играешь в театре у Карабаса-Барабаса, тебя обижает Арлекин, ты любишь сочинять стихи, влюблен в Мальвину… Винни Пух: Я - Пьеро!
***
Филя вытащил карточку с изображением лисы Алисы, но не видит этого.
Филя: Кто я? Винни Пух изображает хитрую лису, как она считает деньги… Филя: Лиса Алиса!
Игра «Что изменилось?»
Несколько карточек раскладываются в ряд. Игроки запоминают расположение карточек. Отворачиваются. Водящий меняет местами несколько карточек. Игроки показывают, что изменилось. Самый простой вариант – поменять две-три карточки местами. Можно поменять местами все карточки и попросить выложить, как было изначально.
Второй вариант – водящий убирает или добавляет карточки. Игроки называют, какие исчезли или появились лишние.
Можно усложнить задачу – выкладывать карточки не в ряд, а произвольно.
Игра «Паспорт героя».
Эту игру придумали сами ребята. Им интересно было обыграть изображение своего героя, которого они играли в спектакле. Я лишь немного скорректировала план, по которому они стали его описывать.
Карточки лежат на столе «рубашкой вверх». Игроки по очереди берут карточку и рассказывают о герое «по паспорту»:
- как зовут;
- где живет;
- чем занимается;
- характерные особенности;
- каким мог бы быть. Например, достали карточку с изображением Кота Базилио. Ребенок: Меня зовут Кот Базилио. Я живу на улице, у меня нет дома. Я попрошайничаю и ворую еду и деньги. Одежда рваная, грязная, лапы не мытые. Очки, чтобы не видно было хитрых глаз. А я так мечтал жить в тепле, пить молоко и играть с веревочкой! Я был бы пушистым котом с бантом на шее и мурлыкал бы песенки.
Обычно эта игра проходит весело и шумно, и порой можно услышать очень неожиданные ответы. Детская фантазия безгранична!
Игра «Логическая цепочка». Задача игроков – выстроить логическую цепочку. Карточки лежат на столе картинками вверх. Одна карточка – в центре. Первый игрок подбирает к ней карточку, обосновывая свой выбор.
На столе карточка с изображением Артемона. Игрок: я кладу Мальвину, потому что у Артемона есть бант на шее, а у Мальвины – на голове.
Следующий игрок: я выбираю Сверчка. У Мальвины голубые волосы, а у него голубая шляпа.
Следующий игрок: я положу карточку с Дуремаром. И у него и у Сверчка есть пиджак и головной убор.
Следующий игрок: Я выберу черепаху Тортилу. У Дуремара в сачке – лягушки, они живут в пруду, где живет и черепаха.
Следующий игрок: Я положу золотой ключик. Он хранился у черепахи Тортилы.
Следующий игрок: Я выбираю Буратино, потому что именно он нашел ключик.
Следующий игрок: я положу карточку с Папой Карло, так как он смастерил Буратино.
И так далее.
Игра «Противоположности»
На столе выкладываются в столбик карточки. Другие свободно лежат справа картинками вверх. Задача игрока подобрать из «свободных» картинок карточку с противоположным признаком.
Папа Карло добрый – Карабас-Барабас злой;
Арлекин веселый – Пьеро грустный;
Мальвина серьезная – Буратино легкомысленный;
Артемон смелый – кот Базилио трусливый;
Сверчок честный – лиса Алиса лживая
И тому подобное.
Игра «Угадай, кто?»
Картинки разложены в ряд на столе. Попросите назвать героя, который находится первым, третьим, последним, между героями, впереди или сзади.
Спросите: кто стоит не первым и не последним, впереди Буратино, но сзади Мальвины? (лиса Алиса). Попросите ребенка загадать героя вам.
Игра «Объедини по признаку» Задача: объединить картинки по какому-либо признаку (признак подсказывает взрослый или выбирает сам ребенок). Например, в одну группу могут попасть Сверчок, Лиса Алиса, Мальвина, Дуремар – их всех объединяет голубой цвет. Или: Артемон, кот Базилио, лиса Алиса, черепаха Тортила – у них у всех есть хвосты. Или: Карабас Барабас, Дуремар, Сверчок, лиса Алиса, кот Базилио – носят шляпы. Или: Карабас-Барабас, Буратино, лиса Алиса, кот Базилио – только у них были монеты в сказке.
И так далее.
Эти же карточки можно использовать как счетный материал. Можно придумывать свои короткие рассказы с использованием картинок. Можно …
Главное захотеть и проявить немножечко фантазии!
Играйте сами, играйте вместе с детьми!
Отличные варианты дидактических игр! Такие игры способствуют развитию памяти, воображения, помогают создать вокруг себя позитивную, доброжелательную обстановку...
С удовольствием проголосовала!