Памятка для педагогов ДОУ "Требования ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды
помещений детского сада"
Требования ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды помещений детского сада
Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
Развивающая предметно - пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать:
• Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
• Возможность двигательной активности детей.
• Возможность для уединения.
Психолого–педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды:
1.
Насыщенность среды - соответствие возрастным возможностям детей, предоставление необходимых и достаточных возможностей для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами, для совершенствования восприятия ребенка, развития его мышления, формирования двигательных навыков.
Предполагает: Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе. Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
2.
Трансформируемость пространства – возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Трансформировать — (лат. Transformare) преобразовывать, превращать, изменять вид, форму, свойства чего: накрывать столы, создавая уголки уединений. Перестраивать столы и стулья группы: превращая их в автобус, в машину, ракету в соответствии с образовательными задачами. Предполагает наличие разнообразных накидок, передвижение мебели.
Предполагает изменения среды в зависимости:
• От образовательной ситуации.
• От меняющихся интересов детей.
• От возможностей детей.
3.
Полифункциональность материалов – возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягкой модулей, ширм и т.д.;
- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
«Полифункциональность» - значение слова предполагает совокупность нескольких функций предметно-развивающей среды:
Информационная роль характеризуется тем, что любой предмет содержит сведения об окружающем мире, поэтому рассматривается в качестве средства передачи социального опыта.
Стимулирующая функция предполагает динамичность и мобильность. При ее организации педагог ДОУ учитывает индивидуальные, возрастные особенности каждого ребенка, его интересы, интеллектуальные и творческие способности.
Развивающая роль заключается в сочетании классических и инновационных компонентов, благодаря которым обеспечивается переход от простых форм к сложным задачам. Такая среда должна быть привлекательной для детей, выступать в качестве естественного элемента жизни ребенка. При правильной организации предметно-развивающего пространства у дошкольников снимается утомляемость, возникают положительные эмоции.
Предполагает использование одного предмета для реализации разных образовательных целей: например, касса может быть кассой в магазине, цирке, вокзале и т.д.
4.
Вариативность среды – наличие в группе разных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, речевую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Вариативность – происходит от прил. вариативный, из совр. лат. variativus «изменчивый», от класс. Лат. variatus «разнообразный», далее от variare «изменять», далее из varius «разный.
Необходимо помнить о том, что если ребенка окружает большое количество игрушек, то часто, не привязавшись ни к одной из них, он перестает радоваться появлению новых. А пресыщение вредно отражается на развитие наблюдательности, на умении находить неожиданное в привычном, на творческом использовании элементов привычного.
Цель взрослого – научить малыша правильно общаться с предметами и по возможности не стеснять его свободу, стимулировать желание исследовать окружающий мир.
5.
Доступность помещений – доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. Свободный доступ детей к играм и игрушкам, материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; с учетом зоны ближайшего развития детей, расположения предметов на уровне глаз ребенка. Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Доступная среда – это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей.
6.
Безопасность среды – соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, при использовании которых физическому и психическому здоровью ребенка не угрожает опасность.Т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Для создания и поддержания данного критерия необходимо ежедневно проводить осмотр и контроль игрового оборудования группы, участка. С фиксацией результатов осмотра в журнале трех – ступенчатого контроля.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для педагогов. Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада
Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе детского сада
Предметно-развивающая среда ДОУ
Построение предметной развивающей образовательной среды в ДОУ