Работа воспитателя с родителями в детском саду
Совместная работа детского сада и семьи "Мы вместе"
Автор: Клименок Елена Юрьевна, воспитатель МБУ ДС № 120 "Сказочный", г Тольятти
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт.
Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности.
Цель нашей работы с семьями воспитанников: создание единого образовательного и оздоровительного пространства в процессе вовлечения родителей в педагогическую деятельность учреждения. Коллективом детского сада составлена программа основная идея, которой – превратить интерес детского сада к учебно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками, помочь современной семье в деле воспитания и образования детей.
Разработанная нами примерная модель позволяет выстроить систему взаимодействия, где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно-конструктивными.
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
- активизировать воспитательные возможности родителей;
-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;
- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения.
Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:
-формирование банка данных социальных характеристик семей;
-составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);
-изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;
-оборудование помещений для общения с родителями;
-систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);
-создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям);
-изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами;
-составление картотек «Педагогическая копилка: родители для педагогов»,
-обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения.
Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.
Формы работы
Традиционные
• Родительское собрание
• День открытых дверей
• Совместные дела семьи и учреждения
• Родительские конференции, сходы, съезды
• Консультации (тематическиеииндивидуальные)
• Семейные праздники
• Посещение на дому
• Организация библиотеки для родителей
• Анкетирования родителей
Инновационные
• Семинары для родителей
• Групповые тренинги
• Семейный клуб
• Родительский клуб
• Социально-психологические тренинги
• Диспут-размышление
• Выпуск педагогического журнала
• Круглые столы
• Вечера вопросов и ответов
В тесном сотрудничестве ОУ и семьи, были проведены следующие мероприятия:
Акции:«Покорми птиц зимой», «Кормушка для пичужки»
Развлечение с участием родителей «День матери в детском саду».
Акция «Никто не забыт, ничто не забыто» (посвящённая Дню Победы)
Конкурс творческих работ «Пасхальная радость»
Акция «Подари цветок земле»
Спортивное развлечение с элементами футбола» (с участием пап)
День открытых дверей
Родительское собрание в группе на тему: «Жестокое обращение с детьми»
Творческий проект, посвящённый Дню матери, «Милой мамочке моей…»
Совместная творческая деятельность «Книжка-малышка» своими руками
Консультация на тему: СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!
От разработанной нами модели взаимодействия семьи и ОУ, мы ожидаем:
* Участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;
* Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;
* Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
* Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
* Психическое и личностное развитие всех участников проекта.
* Создание качественно новых взаимообогащающих отношений между родителями, детьми и педагогами.
* Увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно-образовательном процессе.
* Улучшение качества усвоения детьми программных материалов.
* Изменение общественного мнения и осознание престижности родительства.
* Повышение уровня компетентности педагогов.
* Востребованность другими дошкольными учреждениями материалов разработанной модели партнерства.
Литература.
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.
Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей:Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.
Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/-М..:Просвещение,2005.
Рекомендуем посмотреть:
Клуб семейного чтения в ДОУ
Нетрадиционные формы работы с родителями в подготовительной группе
Определение эффективности используемых форм взаимодействия с родителями
Информация для родителей о правилах поведения на железной дороге
Похожие статьи:
Практическое занятие для родителей старшей группы по теме: Символ года - Змея