Диагностический инструментарий определения эффективности используемых форм взаимодействия с родителями
Автор: Ладонина Юлия Александровна,старший воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ д/с №и8 "Сказка" г. Ростова Ярославской области
Краткое содержание: Материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений, старших воспитателей, методистов, может быть адаптирован и для школы. Данный материал позволяет выявить степень эффективности сотрудничества с семьей, используемых форм работы, заметить изменения, спланировать работу по применению определенных технологий. Кроме того диагностическое исследование поможет проанализировать уровень внедрения инновационных форм в практику работы с родителями.
Измерение эффективности работы с родителями проходит в два этапа.
На первом этапе предлагается анкета родителям, состоящая из 10 вопросов. Задачи анкетирования: выявление удобных для родителей форм сотрудничества с воспитателем, изучить особенности понимания и приятия родителями взаимодействия с педагогами как диалога равноправных партнеров.
На втором этапе анкетирование проходит с педагогами ДОУ. Анкета для воспитателей состоит из 8 вопросов. Задачи анкетирования: анализ профессиональных затруднений педагогов в общении с родителями и определение тематики консультативной помощи; изучить особенности понимания и приятия педагогами взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.
Интерпретация результатов поможет определить, в какой помощи нуждаются участники взаимодействия – педагоги и родители, выбрать темы для педагогического просвещения с учетом их запросов, позволит проанализировать уровень внедрения инновационных форм в практику работы с родителями в ДОУ и разработать для педагогов практический материал для работы с родителями в тех формах и по тем темам, которые более актуальны, востребованы или вызывают у них затруднения.
Направленность вопросов ( для сравнения результатов двух анкет)
Для удобства представления информации вводим сокращения:
Р1 (вопрос анкеты для родителей № 1),
В1 (вопрос анкеты для воспитателей № 1)
1.Оценка степени участия родителей в работе детского сада Р1, В1
2.Общая оценка качества работы с родителями в детском саду Р5
3.Выявление готовности родителей к взаимодействию с педагогами Р8, В2
4.Выявление удобной формы принятия родителями информации от педагогов Р2, Р10, В4, В8
5.Вопросы на проверку у родителей знаний о воспитании детей, приемлемых методах воспитания Р6, Р7, Р9
6.Определение тем для дальнейшего сотрудничества педагогов и родителей Р3, Р4, В5
7.Способы повышения компетентности педагога в сфере общения с родителями В3
8.Выявление необходимой помощи для педагогов по направлению «Работа с родителями» В6, В7
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Нам важно знать ваше мнение о нашей работе. Просим вас ответить на вопросы анкеты:
1.В какой форме вы можете и хотите участвовать в работе детского сада?
А) в любой.
Б) ни в какой.
В) присутствие на открытых занятиях, праздниках, собраниях,
Г) материальная помощь.
Д) выполнять советы педагогов.
2. Как вам удобно получать информацию от воспитателя о ребенке?
А) в личной беседе
Б) звонком по телефону или по сети интернет
В) я сама о своем ребенке все знаю
Г) затрудняюсь ответить
3. Чему персонал может научиться у родителей?
А) узнать об индивидуальных особенностях ребенка.
Б) о положительном семейном опыте
В) воспитатели должны сам все знать.
Г) затрудняюсь ответить
4. Чему вам хотелось бы научиться у воспитателей?
А) общению с детьми.
Б) терпению, выдержке.
В) пониманию детей.
Г) затрудняюсь ответить
5. Что вы думаете о качестве работы детского сада с родителями?
А) проводится хорошая работа.
Б) неплохая работа.
В) все родители заняты, поэтому с ними работать почти невозможно.
Г) плохая работа.
6.Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка?
А) Много об этом читал, знаю многое.
Б) Мало что знаю об этом.
В) Не знаю ничего.
7. Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что является причиной перегрузки для нервной системы ребенка?
А) Да, знаю.
Б) Знаю, но хотелось бы знать больше.
В) Не знаю ничего.
8. Нужен ли вам совет или информация как оказать ребенку разумную помощь в его развитии?
А) Да, он необходим
Б) Нет.
9.Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?
А) Да, это единственный способ воздействия на ребенка.
Б) Да, но не только они.
В) Нет, это неверно.
10. Как вам удобнее получать информацию и советы о воспитании детей?( можно несколько ответов)
А) в личной беседе с воспитателем и специалистами
Б) в сети интернет
В) информационные стенды в детском саду
Г) буклеты или информационные листовки
Д) через книги, журналы
Е) на родительских собраниях
Анкета для воспитателей
Уважаемый педагог!
Ваше мнение и опыт помогут поиску оптимальных путей построения общения между воспитателями и родителями.
1.Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьей для успешного воспитания ребенка?
Да нет
2.Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?
Да нет не всегда
3.Как Вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями?
А) через методическую литературу
Б) через материалы Интернет-ресурсов
В) через газеты, журналы
Г)Через общение с коллегами, обмен опытом, в том числе на пед.советах, метод.объединениях
Д) мой опыт в этой сфере достаточен, доверяю своему профессионализму
4. Как на Ваш взгляд, родителям удобнее получать информацию и советы о воспитании ребенка?
А) в личной беседе с воспитателем и специалистами
Б) в сети интернет
В) информационные стенды в детском саду
Г) буклеты или информационные листовки
Д) через книги, журналы
Е) на родительских собраниях
5. Какие темы педагогического просвещения, на Ваш взгляд, наиболее интересны современным родителям?
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
6. Что вызывает у Вас наибольшие затруднения при организации работы с родителями?
А) Поиск индивидуального подхода к каждому родителю.
Б) Коммуникативные трудности.
В) Выбор оптимальной темы для родительского просвещения
Г) Оформление и удобная форма подачи советов родителям
Д) Другое_________________________________________________
7.Какую помощь в организации общения с родителями Вы хотели бы получить?
А)Конкретные конспекты и сценарии мероприятий с родителями.
Б)Информацию о специфике современного семейного воспитания.
В)Помощь в изучении образовательных потребностей родителей.
Г)Другое_______________________________________________
8. Какими формами подачи информации родителям вы пользуетесь?
А) личная беседа
Б) родительское собрание
В) папка-передвижка
Г) стенд в раздевалке
Д) страничка на сайте д/с
Е) по телефону
Ж) по электронной почте
З) шпаргалки, буклеты для родителей
И)Другое_______________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Рекомендуем посмотреть:
Клуб семейного чтения в ДОУ
Формы работы с родителями в ДОУ
Формы и методы взаимодействия с родителями в ДОУ
Инновационные формы работы с родителями в детском саду. Опыт работы
Похожие статьи:
Практическое занятие для родителей старшей группы по теме: Символ года - Змея
Роль родителей в социализации детей. Методика
Анкеты для родителей младших школьников
Анкета для родителей в начальной школе. Семейные традиции