Пол ученика _________ класс ________
1. Что в характере вашего ребенка вас радует, вызывает удовлетворенность? Чем бы вы могли поделиться с другими родителями?
Подчеркните соответствующее:
А. 1 - хорошие способности к учению;
2 - хорошая работоспособность на уроке;
3 - хорошая память, внимание;
Б. 4 - сильная воля, уверенность в себе;
5 - дисциплинированность, вежливость, послушание;
6 - умение всегда быть в хорошем настроении;
7 - доброта, чуткость, внимание к людям;
8 - умение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками;
В. 9 - умение вести себя в обществе;
10 - отсутствие мстительности, злопамятности;
11 - умение трудиться, трудолюбие;
12 - скромность, застенчивость.
2. Что в характере вашего ребенка вас огорчает? В чем ему необходима помощь? В чем вы затрудняетесь ему помочь?
A. 1 - слабые способности к учению;
2 - низкая работоспособность на уроке;
3 - плохая память, внимание;
Б. 4 - слабая воля, неуверенность в себе;
5 - недисциплинированность, грубость, непослушание;
6 - неумение всегда быть в хорошем настроении;
7 - озлобленность, жестокость, невнимание к людям;
8 - неумение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками;
B. 9 - неумение вести себя в обществе;
10 - мстительность, злопамятность;
11 - неумение трудиться, трудолюбие;
12 - излишняя скромность, застенчивость.
Диагностическая карта родителей
Ф. И. О. |
Номер проблемы |
Ключевые проблемы (расшифровка) |
|
Блок «А» 1 2 3 |
Блок «Б» Блок «В» 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
||
|
|
|
|
Общие данные по классу помогают понять, в чем затрудняется большинство родителей и какие проблемы испытывают их дети. На основе запросов родителей, сформулированных в виде проблем во второй части опросника, классный руководитель вместе с социальным педагогом могут планировать групповую и индивидуальную работу с семьей.
В случаях, вызывающих тревогу у классного руководителя и социального педагога, можно использовать более подробный «тест-опросник родительского отношения».
Тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведение стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из пяти шкал.
1. Принятие-отвержение.
Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает его индивидуальность, симпатизирует ему. Проводит много времени с ним, одобряет его интересы и планы.
На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что он не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.
2. Кооперация.
Шкала отражает социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается ему помочь, поощряет инициативу и самостоятельность.
3. Симбиоз.
Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка и не предоставляет ему самостоятельности.
4. Авторитарная гиперсоциализация.
Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку свою волю, при проявлении своеволия ребенка наказывают. Родитель пристально следит за достижениями ребенка и требует социального успеха.
5. Маленький неудачник.
Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли кажутся родителю несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурного влияния. В связи с этим родитель не доверяет ему, старается оградить от трудностей жизни и строго контролировать его.
Опросник выявления социально-психологического климата семьи
Уважаемые родители, в рамках социологического исследования учащихся, просим вас оказать помощь в выявлении социально-психологического климата семьи учащихся, ответив на вопросы опросника.
Инструкция. Предлагаемый опросник содержит утверждения о вашем отношении к ребенку. Утверждения пронумерованы.
Ваша задача: прочитать по очереди все утверждения опросника и обвести номер, если вы согласны с данным утверждением. Отвечайте, что вы действительно чувствуете.
1) Я всегда сочувствую своему ребенку.
2) Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3) Я уважаю своего ребенка.
4) Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5) Нужно побольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6) Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7) Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8) Мой ребенок часто неприятен мне.
9) Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10) Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11) Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12) Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13) Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14) Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не заслуживают.
15) Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16) Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17) Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
18) Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19) Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20) Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21) Я принимаю участие в своем ребенке.
22) К моему ребенку «липнет» все дурное.
23) Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24) Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25) Я жалею своего ребенка.
26) Когда я сравниваю ребенка со сверстниками, они кажутся взрослее и по поведению, и по суждениям.
27) Я с удовольствием провожу с ребенком все свободное время.
28) Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29) Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30) Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
31) Родители должны приспосабливаться к ребенку, не только требовать этого от него.
32) Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33) При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34) Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35) В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36) Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37) Я всегда считаюсь со своим ребенком.
38) Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39) Основные причины капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40) Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41) Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
42) Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43) Я разделяю увлечения моего ребенка.
44) Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45) Я понимаю огорчения своего ребенка.
46) Мой ребенок часто раздражает меня.
47) Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48) Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49) Я не доверяю своему ребенку.
50) За строгое воспитание дети потом благодарят.
51) Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52) В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53) Я разделяю интересы своего ребенка.
54) Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55) Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
56) Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.
57) Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
58) Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
59) Я невысокого мнения о способностях своего ребенка и не скрываю этого от него.
60) Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику.
1. «Принятие-отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
2. «Социальная желательность-нежелательность поведения»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 36.
3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Анкеты для родителей в школе, 5-7 класс
В помощь классному руководителю 5-6 класса
Анкета для родителей в школе. Общие сведения о родителях
Нет комментариев. Ваш будет первым!