1. Возраст Вашего ребенка ______________
2. С какими трудностями встречаетесь при воспитании ребенка?
3. Что, на Ваш взгляд, является причиной конфликтов между родителями и детьми?
4. Объективно ли, по Вашему мнению, Вы оцениваете качества Вашего ребенка и его поведение?
5. Одинаковые ли требования со стороны матери и отца предъявляются к ребенку, или есть разногласия?
6. Как часто в течение недели бываете вместе с ребенком?
7. В случае провинности ребенка какие из перечисленных ниже наказаний применяете:
- серьезный разговор;
- лишение удовольствия и объяснение причины;
- запрещение без разъяснения;
- физическое наказание.
8. Как контролируете работу ребенка?
9. Как проводите в семье свободное время?
Данное анкетирование проводится для анализа внутрисемейных отношений и с целью предупреждения ошибок в семейном воспитании.
Уважаемые __________________
Наши дети подросли, перешли в ____ класс. Администрация
убедительно просит Вас обсудить с детьми и ответить на ряд вопросов:
1. Как Вы считаете, с каким настроением Ваш(а) сын/дочь шли в этом году в школу?
2. Как часто дети обращались к Вам за советом, с просьбой, за помощью при решении тех или иных проблем?
3. Делились ли с Вами дети своими впечатлениями о жизни своего класса, занятиях, мероприятиях?
4. Хотелось ли Вашим детям улучшить жизнь в классе, сделать ее более интересной? Если да, то в чем именно?
5. Удовлетворены ли Вы работой школы по организации педагогического процесса?
6. Какую помощь Вы оказываете школе?
7. Как Вы считаете, в меру ли своих сил и возможностей учится Ваш ребенок? Если нет, то в чем, как считаете, причина?
8. Ваши рекомендации по улучшению учебно-воспитательного процесса.
Предлагаемая анкета для родителей поможет воспитателю определить тип семейного воспитания, понять, как развивается ребенок, чем интересуется, как у него складываются взаимоотношения с людьми - взрослыми и сверстниками.
1. Испытываете ли Вы трудности в воспитании ребенка?
2. Какими положительными чертами, качествами обладает Ваш ребенок?
3. Как они проявляются?
4. Что Вам не нравится в поведении Вашего сына (дочери)?
5. Каковы, по Вашем мнению, причины неадекватного поведения ребенка?
6. Оказывает ли кто-нибудь из окружающих взрослых или детей отрицательное влияние на него? В чем оно выражается?
7. Какие меры принимались Вами для исправления поведения сына (дочери) ? Каковы результаты применения этих мер? Что Вы намерены делать в этом направлении дальше?
8. Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны школы?
9. Как Ваш ребенок проводит свободное время?
10. Как Вы помогаете ребенку в учебе, общественной работе, труде?
1. Любит Ваш ребенок играть со сверстниками?
2. Считаете ли Вы, что игра - важное дело для ребенка?
3. Есть ли у Вашего ребенка «посторонние» интересы помимо школы?
4. Принимаете ли Вы участие в свободных занятиях ребенка?
5. Делается ли в семье что-нибудь для формирования у ребенка новых интересов (беседа с ребенком о новой книге, спектакле и т. д.)?
6. Рассказываете ли Вы ребенку о своей работе?
7. Имеет ли Ваш ребенок какие-либо постоянные домашние обязанности и насколько регулярно он их выполняет?
8. Читаете ли Вы ребенку дополнительную литературу?
9. Доверяет ли сын (дочь) Вам свои секреты? Знаете ли Вы, чем любит заниматься Ваш ребенок, когда ему действительно предоставлена свобода? Обращается ли он при этом к Вам?
10. Как Вы относитесь к творческим попыткам ребенка?
11. Как часто в Вашей семье обсуждаются проблемы приобретения вещей, мебели и т. п.?
12. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
13. В какой мере в Вашей семье соблюдается режим дня?
Чтобы помочь родителям самим разобраться в результатах семейного воспитания, целенаправленно воспитывать соответствующие качества у своих детей, можно предложить им конкретную анкету анализа воспитанности детей в семье.
1. Знаете ли Вы интересы своих детей (в сильной степени, в средней, в слабой, затрудняюсь ответить)?
2. Умеете ли Вы организовать детей на какие либо дела?
3. Принимаете ли Вы участие в делах своего сына (дочери)?
4. Умеете ли расположить детей к откровенности?
5. Как часто в Вашей семье осуществляются следующие виды занятий с сыном (дочерью):
а) занятия умственным трудом (регулярно, иногда, не практикуете);
б) музыкой, пением;
в) живописью, лепкой;
г) совместные прогулки в природе;
д) посещение музеев, выставок, библиотек;
е) занятия техническими видами творчества (выпиливание, столярное дело, конструирование);
ж) беседы;
з) игры;
и) посещение кино, театра, клуба;
к) чтение книг, журналов, газет;
л) просмотр телепередач?
6. Где и с кем проводит Ваш сын (дочь) свободное время?
7. Как часто Ваш сын (дочь) читает художественную литературу?
8. Помогаете ли Вы сыну (дочери) в выполнении общественных поручений? Каких?
9. Занимается ли Ваш сын (дочь) самовоспитанием? Если да, то объясните, почему Вы так считаете?
Нравственные качества и признаки их проявления у ребенка в семье (подчеркнуть характерное).
1. Исполнителен ли и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли выполняет поручения родителей?
- Всегда исполнителен и послушен.
- Не всегда послушен и исполнителен.
- Часто не исполнителен и не послушен.
- Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.
2. Насколько ребенок бережлив дома? Как относится к своим личным вещам? Книгам?
- Всегда бережлив. Сам чинит свои вещи, приводит в порядок книги, личное имущество.
- Не всегда бережлив.
- Часто проявляет расточительность и небережливость.
- Всегда небережлив.
3. Аккуратен ли дома?
- Аккуратен всегда и во всем.
- Аккуратен, но не всегда и не во всем.
- Часто бывает неряшлив.
- Постоянно неряшлив.
4. Каково поведение ребенка дома?
- Всегда хорошее.
- Не всегда хорошее. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.
- Часто ведет себя плохо и на замечания не реагирует.
- Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т. д.
5. Насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к родителям и близким?
- Отзывчивый, заботливый, добрый.
- Не всегда отзывчивый и заботливый.
- Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм.
- Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.
6. Насколько ребенок трудолюбив?
- Любит труд, постоянно сам помогает старшим.
- Не всегда помогает, делает то, что поручают.
- Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.
- Постоянно уклоняется от труда, очень ленивый.
7. Насколько развиты простота и скромность в отношении к родным и близким?
- Всегда прост, скромен.
- Не всегда, иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.
- Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.
- Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.
8. Проявляется ли критичность ребенка в семье?
- Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.
- Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.
- Очень редко высказывает свое мнение и критические суждения.
- Не критичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей.
9. Проявляет ли при этом самокритичность?
- Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.
- Не всегда самокритичен, но всегда исправляется после критических замечаний.
- Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.
- Озлобленно воспринимает критику членов семьи, на замечания грубит.
10. Как относится к занятиям дома?
- Ответственно и добросовестно готовит домашние задания.
- Не всегда добросовестно готовит домашние задания.
- Проявляет безответственное отношение к домашним заданиям, требует постоянного контроля.
- Проявляет безответственность в учении, дома не занимается.
11. Как относится к общественным поручениям?
- Охотно выполняет общественные поручения, рассказывает об их выполнении дома.
- Не всегда проявляет ответственность и желание выполнить общественное поручение.
- Чаще всего безответственно относится к общественным поручениям, требует постоянного контроля родителей.
12. Каково отношение ребенка к друзьям, школе?
- Любит своих друзей, защищает их честь делами, рассказывает об этом дома.
- Любит, но не всегда подкрепляет это хорошими делами.
- Равнодушен к делам друзей и класса.
- Не любит друзей и класс, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.
Уважаемые родители! Просим ответить на несколько вопросов. Этим Вы окажете помощь в организации учебно- воспитательного процесса.
1. Каким образом школа привлекает Вас к участию в жизни детей?
2. Как Вы откликаетесь на просьбы учителей? Какие поручения выполняете?
3. Часто ли делится Ваш ребенок дома делами и событиями? Обращается ли к Вам за помощью?
4. Отмечаете ли Вы дома события жизни своих детей? Каким образом?
5. Как часто встречаетесь с классным руководителем? Есть ли в этом система или от случая к случаю?
6. Какую помощь хотели бы получить от школы по воспитанию детей и в какой форме?
7. Назовите возраст Вашего ребенка.
8. Ваше образование.
9. Укажите условия жизни Вашей семьи (подчеркнуть): удовлетворительные, хорошие, неудовлетворительные. Укажите причину неудовлетворительных условий, если они имеют место.
10. Какие условия, на Ваш взгляд, созданы детям в школе для гармоничного развития (подчеркнуть): хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные. Если условия неудовлетворительные, укажите причину.
11. Что мешает Вам правильно воспитывать детей?
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они - главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Вот почему так важно знать, насколько успешно умеем мы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование человеческой личности.
Внимательно прочтите предлагаемые вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Вопросы |
Ответы |
||
Можете ли вы... |
Могу и всегда так поступаю |
Могу, но не всегда так поступаю |
Не могу |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. ... в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? |
А |
Б |
В |
2. ... посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? |
А |
Б |
В |
3. ... признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? |
А |
Б |
В |
4. ... извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? |
А |
Б |
в |
5. ... овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? |
А |
Б |
в |
6. ... поставить себя на место ребенка? |
А |
Б |
в |
7. ... поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)? |
А |
Б |
в |
8. ... рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? |
А |
Б |
в |
9. ... всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? |
А |
Б |
в |
10. ... пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? |
А |
Б |
в |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
11. ... выделить ребенку один день, когда он может делать что хочет и вести себя как хочет, и ни во что не вмешиваться? |
А |
Б |
В |
12. ... не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? |
А |
Б |
В |
13. ... устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? |
А |
Б |
В |
Подсчитайте очки. Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.
Если вы набрали от 30 до 39 очков, это значит, что ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для вас вопрос первостепенный важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно.
Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
1. Доводилось ли Вам встречать счастливых людей?
2. Считаете ли Вы счастливым себя? Если нет, то чего Вам не хватает для «полноты счастья»? Что Вы делаете для того, чтобы быть счастливым?
3. Задумывались ли Вы раньше над тем, что такое счастье? Дайте определение счастья: «Счастье - это ...»
а) одним словом;
б) одним предложением;
в) не ограничивая себя размером высказывания.
4. Что включает в себя, на Ваш взгляд, это понятие? Поставьте перечисленные ниже ценности на первое, второе, третье и т. д. места (обозначьте цифрами с левой стороны в зависимости от важности для Вас лично):
• интересная, увлекательная работа;
• взаимопонимание с близкими людьми;
• хорошая, дружная семья;
• достаток;
• чувство необходимости людям;
• осознание исполняемого долга;
• интересная общественная работа.
Согласны ли Вы с этими слагаемыми понятия «счастье»? Что Вы могли бы добавить?
5. Могли бы Вы быть счастливы, живя с любимым человеком на необитаемом острове? (Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.)
6. Задумывались ли Вы о цели своей жизни?
7. Каков, по-вашему, идеал счастливой женской (мужской) судьбы?
Уважаемый ___________________
В нашей школе учится Ваш сын (дочь). По целому ряду причин Вы, безусловно, более глубоко знаете его (ее) характер. Именно это обстоятельство побудило нас обратиться к Вам с просьбой ответить на несколько вопросов, касающихся его (ее) воспитания.
1. Положительные и отрицательные качества характера.
2. Причины, которые, на Ваш взгляд, сделали его (ее) запущенным, правонарушителем.
3. Сколько ему (ей) было лет, когда появились первые трудности в воспитании?
4. Каким образом трудновоспитуемость проявилась в его (ее) поступках, в поведении?
5. По возможности откровенно назовите просчеты, которые, как Вы полагаете, были допущены в его (ее) воспитании.
6. Как реагировал Ваш сын (дочь) на попытки влиять на него (на нее): сердился(лась), проявлял(а) безразличие, делал(а) наоборот и т. д.?
7. Кто Вам больше всего помогал в воспитании?
8. Было ли у него (у нее) дело по душе, чем Вы пытались его (ее) заинтересовать?
(заполняется учителями)
Уважаемые учителя!
Чтобы определить наиболее эффективные формы педагогического просвещения, нужна объективная картина уровня воспитательной активности родителей. Просьба внимательно заполнить анкету.
1. Образование родителей ваших детей:
без образования ______ чел,
восьмилетнее ______ чел.
среднее ______ чел
незаконченное высшее ______ чел.
высшее ______ чел
2. Каковы внутрисемейные отношения? (подчеркнуть и указать количество семей):
благополучные ______ семей
неблагополучные ______ семей
3. Укажите состав семей:
оба родителя ______ семей
один из родителей ______ семей
живут с бабушкой или с дедушкой ______ семей
4. Количество детей в семье:
один ребенок семей ______
два ребенка семей ______
более двух семей ______
5. Устойчивость семей:
живут дружно ______ семей
ссорятся ______ семей
в разводе ______ семей
6. Кто в семье больше влияет на ребенка:
оба родителя ______ семей
один из родителей (кто?) ______ семей
бабушка и дедушка ______ семей
братья и сестры ______ семей
7. Общественная активность родителей:
активно участвуют в жизни ОУ ______ семей
выполняют отдельные поручения ______ семей
отказываются выполнять ___семей
не принимают участия __ семей
8. Как родители общаются с детьми, интересуются их делами:
систематически ______ семей
от случая к случаю ______ семей
не интересуются ______ семей
9. Как проявляют родители интерес к педагогическим вопросам:
систематически ______ семей
в случае ЧП ______ семей
только на родительских собраниях ______ семей
ходят на занятия педагогических лекториев ______ семей
не интересуются ______ семей
10. Какие формы работы с родителями Вы применяете? ________________________
11. Назовите формы педагогического просвещения родителей, применимые в классе, школе, районе, области _________________
12. Что из названного считаете самым полезным? _______
13. Какие трудности Вы испытываете в пропаганде педагогических знаний? __________
14. Стаж Вашей работы в школе ___________
15. Какой предмет ведете? ______________
16. В каких классах работаете? ____________
Организация работы с родителями в школе. Формы и методы
Стили родительского воспитания. Методика
Тесты для родителей на родительском собрании в 5-9 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!