Проблемы воспитания решаются только совместно с семьей.
Цель: описать внутрисемейные установки родителей на трудовое воспитание детей, выбор ими профессии.
На одном из родительских собраний классный руководитель обращается к родителям: «Уважаемые родители! Нас интересует вопрос о будущей профессии Вашего ребенка. В связи с этим просим ответить на вопросы анкеты».
Анкета «будущая профессия моего ребенка»
1. Какую профессию хочет выбрать Ваш ребенок?
2. Когда появилось у него это желание?
3. Если сразу после школы ему не удастся осуществить свое намерение, то чем он будет заниматься? Что мать советует в этом случае? Что отец советует в этом случае?
4. Какую профессию советует выбрать ребенку мать? Что нравится матери в этой профессии? Какую профессию советует выбрать отец? Что нравится отцу в этой профессии?
5. Подчеркните, с каким утверждением Вы согласны:
а) считаю, что у моего ребенка есть склонности к рекомендуемой мною профессии;
б) надеюсь, что эти способности у него со временем появятся.
6. Назовите любимое занятие Вашего ребенка в свободное от школы и домашних занятий время.
7. О каких профессиях Вы хотели бы прочитать или услышать в передачах по радио, телевидению?
8. Какую помощь Вы оказываете ребенку в подготовке к будущей профессии?
Обработка полученных данных.
Изучив мнение детей и их родителей о дальнейших жизненных планах ребят, можно составить карту профориентационной характеристики, которая представляет собой программу наблюдений за ребенком и может быть использована учителем в своей практике. К составлению программы привлекаются школьники.
Направление |
Критерии способностей |
Критерии интереса |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии способностей:
1. Быстрота понимания и быстрое овладение знаниями, умениями и навыками.
2. Логичность, гибкость и самостоятельность мышления.
3. Находчивость и сообразительность при решении задач.
4. Быстрота, прочность запоминания материала.
5. Высокая способность к абстрагированию, обобщению, анализу и синтезу учебного материала.
6. Пониженная утомляемость.
7. Владение обратными операциями мышления.
8. Целеустремленность.
Критерии интереса:
1. Широта или узость интереса.
2. Устойчивость интереса.
3. Практическая направленность.
4. Увлеченность предметом.
Наблюдая за проявлением указанных признаков, воспитатель ставит в соответствующей графе «+» (проявляется) или «—» (не проявляется).
Профессиональная пригодность.
Непригодность к профессии (временная или практически непреодолимая, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения врачей, с работой в данной области).
Готовность к профессии (или группе профессий). При этом нет противопоказаний, но нет и показаний. («Можешь выбирать эту профессию, не исключено, что будешь хорошим работником»).
Соответствие данной области деятельности. Противопоказания к профессии нет, и при этом можно указать хотя бы некоторые личностные качества (признаки интереса или способностей), которые явно соответствуют требованиям профессии. («Очень возможно, что будешь хорошим работником»).
Призвание. В этом случае есть явные признаки соответствия человека всем основным требованиям данного вида деятельности. («В этой и именно в этой области деятельности ты будешь наиболее нужен людям»).
Цель, которую ставит классный руководитель, - не осуждение ребенка, а всестороннее изучение его и обучение родителей приемам воспитания детей, достижение единства воспитательного воздействия педагогов и семьи.
Исследовательский материал объясняет педагогические явления с позиции научной аргументации, позволяет отобрать в работе с семьей рациональные методы и формы, вскрывает недостатки в работе школы по руководству семейным воспитанием.
Организация работы с родителями в школе. Формы и методы
Стили родительского воспитания. Методика
Тесты для родителей на родительском собрании в 5-9 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!