1. У вашего 15-16-летнего сына (дочери) неприятности. Он (она) начал(а) хуже учиться, грубит учителям. Вы знаете, что причина этого - первое неразделенное чувство. Итак, Вы:
а) постараетесь понять сына (дочь), вспомните себя в его (ее) возрасте, во всем проявите деликатность;
б) успокоите себя: «Эта дурь со временем пройдет»;
в) возмутитесь: «О какой любви может идти речь в этом возрасте?! Пока не исправит двойки и не научится себя вести, не выйдет из дому!».
2. Войдя в квартиру, Вы слышите разговор 15-летнего сына (дочери) со своим другом (подругой). Ваш ребенок делится опытом общения с девушками (юношами), говорит, что не относится к ним серьезно. Вы:
а) сразу же заявляете о своем присутствии и о том, что услышанное огорчает Вас;
б) на миг замираете у двери, затем входите в квартиру. Такое отношение Вашего сына (дочери) к девушкам (юношам) вам по душе: «Правильно, рано ему (ей) думать о них серьезно»;
в) немного слушаете продолжение разговора, никак не реагируете на слова ребенка, но при случае скажете ему (ей), что на уме у него (у нее) одни девицы (парни).
3. Ваш 15-17-летний сын (дочь) заявил(а), что Вы ничего не понимаете в современной жизни. Вы:
а) ни на чем не настаиваете, но готовы поспорить о современной жизни на равных;
б) возмущены и считаете, что именно Вы в современной жизни разбираетесь правильно;
в) заявляете: «Пока этот (эта) грубиян(ка) не извинится, не желаю его (ее) видеть!».
4. Ваш 16-18-летний сын (дочь) заявил(а), что женится (выходит замуж). Будущая невестка (зять) Вам не известны. Вы:
а) не пытаетесь отговорить сына (дочь), считаете, что со временем все встанет на свои места;
б) воспринимаете новость с недоумением и иронией;
в) лишаетесь дара речи, но когда его снова обретаете, вашему красноречию нет предела: «Только через мой труп!» и т. д.
Интерпретация результатов.
Каждый ответ под буквой «а» оценивается в 1 балл, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла. Просуммируйте полученные баллы.
4 - 6 баллов. В основном вы поступаете правильно, однако не забывайте, что разгулявшиеся нервы - плохой помощник во взаимоотношениях со взрослеющими детьми.
7-10 баллов. Вы иногда бываете несправедливы. Вам следует внимательно изучить первые варианты ответов. Старайтесь хотя бы иногда вспомнить себя в юношеские годы.
11-12 баллов. Вам следует серьезно пересмотреть свои взгляды на себя и вашего сына и дочь. Вы часто бываете несправедливы.
Чтобы понять, в какой степени вы подвержены стрессам, ответьте на вопросы теста. За каждый утвердительный начислите себе одно очко, за каждый отрицательный - пять очков.
1. Успеваете ли Вы обедать каждый день?
2. Спите ли по семь-восемь часов в сутки?
3. Спокойно ли протекает Ваша семейная жизнь?
4. Есть ли у Вас друг, готовый помочь в трудную минуту?
5. Занимаетесь ли Вы регулярно спортом?
6. Курите ли Вы?
7. Любите ли спиртное?
8. Соответствует ли Ваш вес вашему росту?
9. Хватает ли Вашей зарплаты на покрытие ваших расходов?
10. Имеете ли Вы твердые убеждения?
11. Регулярно ли ходите в театр и кино?
12. Много ли у Вас знакомых и друзей?
13. Делитесь ли Вы с ними наболевшими проблемами?
14. Сохраняете ли спокойствие во время ссоры?
15. Рассказываете ли Вы о своих проблемах и заботах соседям и сослуживцам?
16. Находите ли Вы время для отдыха?
17. Умеете ли рационально организовать свое время?
18. Пьете ли ежедневно крепкий чай или кофе?
19. Любите ли спать днем?
Интерпретация результатов.
Менее 30 очков -вы вообще не поддаетесь стрессу;
30-49 очков - легко относитесь к стрессовым ситуациям;
50-74 очка- с трудом справляетесь с ними;
Более 75 очков - чтобы выйти из стресса, вам требуется помощь друзей или медицины.
Вот несколько советов, как справиться с состоянием гнева, сильного раздражения, возбуждения, другими словами, со стрессом:
• Выделите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте свои усилия на их достижении. Даже самые скромные достижения на пути к поставленной цели повышают уверенность в себе и улучшают душевное самочувствие.
• Не пренебрегайте общением с близкими и друзьями.
• Предпримите шаги к устранению источника напряжения. Например, если Вы поняли, что самое большое огорчение доставляет Вам конфликт с коллегами и затруднения в работе, постарайтесь наладить конструктивные отношения и организовать совместную работу. Ваши усилия в этом направлении позволят Вам ощутить уверенность в себе, которая неизбежно победит чувство безысходности.
• Позаботьтесь об обстановке, которая Вас окружает. В оформлении своего жилища, школьного кабинета не используйте крупные пятна красного и желтого цветов. Психологи считают, что красный цвет возбуждает, он способствует выделению гормонов, поддерживающих стресс. Кроме того, замечено, что дети чаще дерутся в помещениях с желтыми стенами. Наиболее успокаивающими являются мягкие пастельные тона зелено-голубой гаммы.
• Научитесь слушать. Никогда не будьте уверены, что Вы сразу понимаете мысли, которые высказывает собеседник. Выслушайте его внимательно, чтобы не возникло недопонимания. Так Вы избежите многих поводов для огорчений и конфликтов, которые могут привести к стрессу.
• Если Ваше стрессовое состояние порождено дефицитом времени, подумайте, как Вам более рационально организовать свою жизнь.
• Пусть в Вашей жизни найдется место юмору и смеху. Психологи считают, что просмотр комедий (особенно всей семьей) заметно снижает психическое напряжение.
• Больше общайтесь с природой. Это общение быстро успокаивает, благотворно влияет на состояние нервной системы.
• Физическая нагрузка снижает нервное напряжение, укрепляет Ваше здоровье, а чем оно лучше, тем легче бороться со стрессом.
• Посещение театра, музея, выставок также хорошо успокаивает, отвлекает внимание от грустной ситуации.
• Музыкальная терапия - источник спокойствия. Слушайте записи любимых исполнителей, они станут хорошим эмоциональным фоном, помогут пережить стресс.
Отношение к ребенку может быть разным: внимательным, доверительным, раздраженным, недоверчивым, уравновешенным, обнадеживающим. Тип отношения никогда не проявляется в чистом виде, обычно наблюдается сочетание всевозможных отношений. Создавшаяся в семье система отношений к ребенку называется родительской установкой. Попробуйте определить (разумеется, в самом общем виде) свои установки и возможные последствия их для эмоционального развития ребенка по таблице, приведенной ниже.
Типы установок |
Словесная характеристика |
Способ общения с детьми |
Последствия для развития ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
Благосклонность, доброжелательность и любовь |
«Ребенок - центр моих интересов» |
Ласковое обращение, непринужденная игра с ребенком |
Чувство безопасности, нормальное развитие личности |
Явное отчуждение |
«Ненавижу детей. Не стану из-за них расстраиваться» |
Отчуждение, избегание контактов, жестокие поступки |
Агрессивность, замкнутость, замедление эмоционального развития |
Чрезмерная требовательность (максимализм) |
«Не хочу иметь такого ребенка, какой есть. Можно было бы сменить на лучшего» |
Никогда не хвалит, отсутствует система поощрений, «ищет дырку в целом», часто ругает |
Подавленные желания, неуверенность в себе |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
Чрезмерная опека |
«Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему» |
Торопливость, чрезмерное подстраивание под настроение ребенка, ограничение его самостоятельности, инфантильность |
Замедление социализации, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность |
По завершении анализа типа отношения родителей к ребенку А. Н. Сизанов предлагает следующие советы.
В установлении продуктивного типа отношений с ребенком важно общение с взрослеющими детьми. Стиль общения в этот период предполагает:
• Доброту и доброжелательность без сентиментальности и заласкивания;
• Серьезность тона без окрика;
• Доверие без попустительства;
• Требовательность без мелочной придирчивости;
• Последовательность требований без колебаний и необоснованной отмены своих решений;
• Рекомендации и советы без навязчивости;
• Просьбу без упрашивания;
• Воздействие в форме предложения, предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности;
• Деловой тон без раздражительности;
• Иронию и юмор без насмешливости и унижения достоинства личности;
• Искренность тона без фальши;
• Настойчивость без понукания;
• Быстроту ориентировки в принятии решений без поспешности и опрометчивости;
• Умение вести беседу без морализма.
1. Если вашему сыну (дочери) приходится неожиданно задержаться в школе (на прогулке и т. д.) или внезапно уйти из дому, сообщает ли он (она) об этом вам или другим членам семьи (запиской, по телефону, через товарища)?
2. Бывают ли случаи, что вы заняты какой-то большой работой (уборкой, ремонтом, заготовкой дров и т. п.), а он (она) уходит на улицу или в кино, чтобы «не крутиться под ногами»?
3. Осмотрите свою квартиру. Есть ли в комнате вещи сына (дочери), которые лежат не на своем месте?
4. Сможет ли ваш сын (дочь), никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?
5. Свои нужды (купить плеер, мяч, джинсы и т. п.) ваш сын (дочь), наверняка, знает хорошо. А известно ли ему, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести ее?
6. Случается ли, что помимо вашего поручения сын (дочь) выполняет какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе, (например, его (ее) просили протереть пол в прихожей, а он (она) и всю обувь привел(а) в порядок)?
7. Вы угощаете сына (дочь) апельсинами, пирожными, конфетой. Всегда ли он (она) проверяет, досталось ли вкусное вам и другим членам семьи?
8. У вас выдался свободный вечер. Вы собираетесь в гости или в кино. Выражает ли сын (дочь) свое нежелание остаться дома (просит вас не уходить, требует взять с собой или, может быть, молча сидит с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома гости. Приходится ли вам напоминать сыну (дочери), что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговоры.
10. Стесняется ли ваш сын (дочь) дома, в гостях, в музее подать матери пальто или оказать другие знаки внимания?
Интерпретация результатов.
Поставьте по одному баллу за каждый положительный ответ на вопросы 1, 4, 5, 6, 7 и по одному баллу за каждый отрицательный ответ на вопросы 2, 3, 8, 9, 10. Просуммируйте полученные баллы. Чем ближе полученный результат к 10 баллам, тем воспитаннее ребенок.
Попросите ответить на эти вопросы и сына (дочь), сопоставьте ваши ответы и вместе обсудите их. На основе вопросов этого задания составьте вместе с сыном или дочерью правила поведения в семье и всемерно поощряйте их выполнение.
Определение уровня познавательной потребности ребенка-старшеклассника
Инструкция.
Заполнив опросник, составленный В. С. Юркевич, родители смогут определить, насколько у их ребенка-старшеклассника развита потребность в познании и понимает ли он необходимость обучения в школе лично для себя. Ответы на вопросы формулируются на основе наблюдений за ребенком.
Вопросы:
1. Связаны ли интересы старшеклассника (в учебе и во внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии?
А. Связаны очень тесно.
B. Связаны, но поведение ребенка хаотично, он хватается то за одно, то за другое, у него нет четкого плана действий.
C. Никак не связаны.
2. Случается ли, что старшеклассник обращается к серьезным источникам информации: пользуется научной литературой, словарями?
A. Часто.
B. Иногда.
C. Никогда.
3. Ставит ли старшеклассник в своей учебной работе задачи, выполнение которых невозможно «за один присест», требует кропотливой работы в течение многих дней?
A. Очень часто.
B. Бывает, что ставит такие задачи, но редко выполняет их.
C. Не ставит долговременных задач.
4. Занимаясь любимым делом, может ли делать «черную», неинтересную работу (выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?
A. Делает такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо.
B. Иногда делает, иногда бросает на полпути.
C. Избегает выполнения такой работы.
5. Может ли старшеклассник заниматься длительное время интеллектуальной работой, даже жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?
A. Всегда, когда это необходимо.
B. Только иногда.
C. Никогда.
Обработка результатов.
Необходимо определить, какие ответы преобладают - «А», «Б» или «В».
Преобладание ответов «А» свидетельствует о развитой и целенаправленной познавательной деятельности. Такой ребенок относится к учебе серьезно и проявляет в ней самостоятельность. От родителей может потребоваться помощь в поиске справочной литературы и в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на износ», что может привести к истощению).
Преобладание ответов «Б» говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в дальнейшем в его жизни могут понадобиться те или иные знания. Родители могут помочь подростку, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлекательного предмета, например занимательный учебник или совместные обсуждения увлекательной темы.
Ответы «В» сигнализируют о низком уровне развития познавательной потребности и о нежелании учиться. Конечно, если «покопаться», всегда найдется область знаний или интеллектуальное занятие, которое в какой-то мере интересует старшеклассника. В разговоре с ним надо попытаться выяснить, что именно его интересует, присмотреться к его внешкольным занятиям и помочь найти способ реализовать свою склонность к той или иной деятельности, отнесясь к его интересу с пониманием и предоставив ему возможность действовать самостоятельно, но не отказывая в помощи при необходимости.
ВАШ РЕБЕНОК
Инструкция.
Заполните первую часть опросника - «Дисциплинарные проблемы», оценивая каждую проблему в баллах от 1 до 5 (5 - максимальное проявление проблемы).
Примечание. Часть из перечисленных проблем повторяется в некоторых ситуациях.
Затем заполните вторую часть - «Эмоциональные нарушения», оценивая каждое нарушение таким же способом.
Затем перечислите все проблемы первой части, оцененные вами в 4 и 5 баллов, а также все нарушения второй части, оцененные вами в 4 и 5 баллов. Постарайтесь выявить причинно- следственную связь между перечисленными пунктами первой и второй частей.
Если у вас получилось 10 и более пунктов, имеющих оценку 4 или 5 в какой-либо части, то ваш ребенок, возможно, испытывает серьезные эмоциональные проблемы. В таком случае обратитесь за консультацией к специалисту.
Первая часть
Дисциплинарные проблемы
№ п/п |
Дисциплинарные проблемы |
Оценка (балл) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Не подчиняется правилам |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Не сотрудничает с братьями (сестрами) в играх |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Не сотрудничает с ровесниками в играх |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Создает беспокойство, когда рядом взрослые |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Третирует ровесников или брата (сестру) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Пререкается с родителями |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Пререкается с другими взрослыми |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Ломает имущество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
Лжет или отказывается говорить правду |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
Ворует |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
Не убирает за собой |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
Затевает ссоры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13 |
Употребляет оскорбительные слова |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14 |
Проявляет физическую агрессию по отношению к другим |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15 |
Выражает нежелание или негодование в ответ на просьбу что-либо сделать |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16 |
Отказывается в ответ на просьбу сделать что-либо |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
17 |
Не может сделать что- либо после согласия выполнить это |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
18 |
Обвиняет других за собственные проступки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
19 |
Нарушает покой, порядок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20 |
Ввязывается в драки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вторая часть
Эмоциональные нарушения
№ |
Эмоциональные нарушения |
Оценка (балл) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Чувствует обиду |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Ведет себя застенчиво |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3 |
Ведет себя агрессивно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Проявляет беспокойство |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Пугается |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Проявляет рассеянность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Проявляет нетерпение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
Реагирует чрезмерно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
Испытывает значительные колебания настроения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
Испытывает неудовлетворенность от деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
Относится к родителям как к собственности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
Избегает родителей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13 |
Избегает брата (сестру) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14 |
Избегает всех ровесников |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15 |
Избегает определенного ровесника |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16 |
Проявляет разочарование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
17 |
Проявляет скуку |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
18 |
Не поддерживает длительные отношения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
19 |
Проявляет враждебность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20 |
Печалится |
1 |
2 |
|
|
|
Инструкция.
С помощью этого опросника, включающего исследование различных специальных способностей, Вы можете выяснить, какими из них обладает Ваш ребенок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики.
Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на число вопросов в этой области.
Попробуйте составить графическое изображение способностей Вашего ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию - профиль способностей Вашего ребенка.
Эта анкета - своего рода опорная схема для наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь Вам при анализе его поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка. Если Вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его способностей.
Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе):
5 баллов - такое качество сильно выражено у Вашего ребенка;
4 балла - выражено выше среднего;
3 балла - выражено средне;
2 балла - слабо выражено;
1 балл - совсем не выражено.
Интеллектуальные способности
№ |
Утверждения |
Количество баллов |
1 |
2 |
3 |
1 |
На занятиях все легко и быстро схватывает |
|
2 |
Обладает чувством здравого смысла и использует знания в повседневных ситуациях |
|
3 |
Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием |
|
5 |
Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду |
|
6 |
Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения |
|
7 |
Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить |
|
8 |
Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются |
|
9 |
У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль |
|
10 |
Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети на год или на два постарше |
|
11 |
Решает сложные задачи, требующие умственного усилия |
|
12 |
Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых |
|
13 |
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых |
|
14 |
Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
15 |
Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное |
|
Итого: |
|
Способности к занятию научной работой
№ |
Утверждения |
Количество баллов |
1 |
Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно) |
|
2 |
Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год- два |
|
3 |
Обладает хорошими способностями к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений |
|
4 |
Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит) |
|
5 |
Интересуется актерской игрой |
|
6 |
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека |
|
7 |
После уроков любит читать научно- популярные журналы и книги |
|
8 |
Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями, или если его эксперимент не удался |
|
9 |
Пытается выяснить причины и смысл событий |
|
10 |
Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием |
|
11 |
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим |
|
Итого: |
|
Литературное дарование
№ |
Утверждения |
Количество баллов |
1 |
Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта |
|
2 |
Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем |
|
3 |
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное |
|
4 |
Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли |
|
5 |
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства |
|
6 |
Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает |
|
7 |
Любит писать рассказы и стихи |
|
8 |
Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер |
|
Итого: |
|
Музыкальный талант
№ |
Утверждения |
Количество баллов |
1 |
2 |
3 |
1 |
Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них |
|
2 |
Хорошо поет |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
3 |
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств |
|
4 |
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где еще можно слушать музыку |
|
5 |
Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо |
|
6 |
В пении или музыке выражает чувства, свое состояние |
|
7 |
Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии |
|
8 |
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте |
|
Итого: |
|
Артистический талант
№ |
Утверждения |
Количество баллов |
1 |
2 |
3 |
1 |
Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. д. |
|
2 |
Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую- либо драматическую ситуацию |
|
3 |
Передает чувства через мимику, жесты, движения |
|
4 |
Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает |
|
5 |
С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания |
|
6 |
Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
|
не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться |
|
Итого: |
|
Технические способности
№ |
Утверждения |
Количество баллов |
1 |
Хорошо выполняет задания по ручному труду |
|
2 |
Интересуется механизмами и машинами |
|
3 |
В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников |
|
4 |
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов |
|
5 |
Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск» |
|
6 |
Любит рисовать чертежи и наброски механизмов |
|
7 |
Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов |
|
Итого: |
|
Способности к спорту
№ |
Утверждения |
Количество баллов |
1 |
2 |
3 |
1 |
Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым |
|
2 |
Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
3 |
Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры |
|
4 |
Бегает быстрее всех в классе |
|
5 |
Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно |
|
6 |
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках |
|
7 |
Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис, футбол |
|
Итого: |
|
Художественные способности
№ |
Утверждения |
Количество баллов |
1 |
2 |
3 |
1 |
На его рисунках и картинах - большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах) |
|
2 |
Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь |
|
3 |
Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет своеобразные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток) |
|
4 |
Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
5 |
Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.) |
|
6 |
Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение |
|
7 |
Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре |
|
8 |
Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях |
|
Итого: |
|
Организация работы с родителями в школе. Формы и методы
Паспорт семьи в школе. Образец заполнения
Стили родительского воспитания. Методика
Нет комментариев. Ваш будет первым!