Главная педагогическая задача состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к внутреннему миру их собственных детей, к их интересам, их проблемам, к их жизни в кругу друзей и товарищей. Чтобы увидеть лицо ребенка, взрослый должен наклониться к нему. Наклониться - значит приблизиться к тому детскому миру, который зачастую нам, взрослым, кажется «несерьезным и пустяшным», сравниться с ним, проникнуться им. Пристально всмотреться и понять: рядом с тобой человек-подросток со своими проблемами, своим характером. Профессии «родитель», как и любой другой, надо учиться, а выучившись, постоянно совершенствоваться. Причем, независимо от того, сколько у тебя детей.
Для успешной работы классного руководителя с учениками необходимо хорошо знать семью, где воспитывается каждый ребенок, знать его родителей.
Ориентировочно можно выделить следующие типы семей:
1. Социально здоровые, благополучные в воспитательном отношении.
2. Социально здоровые, но неблагополучные в воспитательном отношении.
3. Социально нездоровые и неблагополучные в воспитательном отношении (требуют особого внимания).
4. Социально нездоровые, негативные в воспитательном отношении, которые при всем их внешнем благополучии представляют собой наиболее трудный объект для педагогического воздействия.
В настоящее время наблюдается острая потребность в специалистах, работающих непосредственно с семьей. Поэтому каждый педагог, имеющий профессиональные знания и педагогический опыт, обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.
Необходимость работы по воспитанию и просвещению родителей основывается на потребности родителей в поддержке, часто встречающейся неуверенности взрослых, их пренебрежительном, порой, отношении к детям и к своим воспитательным обязанностям, непонимании детской души, что отражается на развитии детей и их благополучии. Поэтому необходимость воспитывать и обучать родителей можно обосновать еще и тем, что в педагогически образованных родителях нуждается, прежде всего, сам ребенок. Таким образом, когда мы говорим о воспитании родителей, речь идет о правах ребенка.
Что необходимо сделать родителям и педагогам, чтобы добиться желаемого результата:
• осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь детям с уважением и пониманием относиться друг к другу;
• помнить о том, что ребенок — уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими людьми. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее;
• в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
• педагогам воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы;
• родителям внушать доверие к педагогу и активно участвовать в делах класса и школы;
• родителям и педагогам изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать систему взаимоотношений не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и склонности, а также трудности, которые проявляются в семье и школе;
• проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком, восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях;
• проявлять внимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции;
• регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
А. С. Макаренко призывал строить общую творческую жизнь, строить везде: в школе, в детском саду, в учреждении, в семье - и тем самым превращать семью, школу в единый жизнедеятельный коллектив.
Всем нам ясно одно: сегодня в семье идет переориентация на новые ценности, дети включаются в жесткие рыночные отношения. А школа по старинке продолжает защищать идеалы добра, справедливости и бескорыстия. Она всегда передавала поколениям духовные истины, которыми жило и будет жить человечество.
Клуб «Семейная круговерть», опыт которого представлен, по сути дела является аналогом родительского комитета. Родители, входящие в этот клуб, строят работу на добровольном, искреннем желании сделать что-то хорошее для своих детей и класса.
Задачи такого объединения родителей: углубление взаимоотношений детей и родителей; закрепление связей между семьей и классом; развитие семейного творчества и усиление роли семьи в воспитательном процессе.
Работа строится по нескольким направлениям:
• Организация праздника.
• Участие в смотрах-конкурсах, предметных неделях.
• Выпуск педагогических бюллетеней, газет.
• Помощь в ремонте класса, уборке территории.
Девиз клуба: «Храни огонь родного очага».
Работа клуба начинается со знакомства с семейными традициями. Каждая семья выпускает газету «Вот мы какие», где в шутливой форме, в стихах или прозе описывает семейные увлечения, традиции. В течение года учителя, родители, ученики встречаются на классных часах, вечерах, экскурсиях, участвуют в трудовых акциях, туристических походах.
В подготовке, оформлении, составлении сценария участие принимают и родители, и дети.
Настоящий праздник в классе - «Аукцион семейного творчества».
Еще задолго до него дети мастерят поделки, готовят концертные выступления. Цель таких аукционов - повысить самооценку детей и родителей, разбудить «спящие таланты», просто подружить всех между собой, постараться сплотить взрослых и детей в единый коллектив.
Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в классе, как общаются со сверстниками и учителем, отвечают на вопросы, выполняют задание.
С этой целью используется такая форма работы, как «день открытых дверей» класса.
Посещение родителями уроков полезно как для них самих, так и для педагогов. Присутствуя в классе, родители ощущают личную причастность к обучению своих детей и принимают на себя определенную ответственность за успех учебной деятельности.
Родители знакомятся с новыми тенденциями воспитания детей. Они получают дополнительную информацию о своем ребенке, его друзьях, работе учителя. Кроме того, родители учащегося могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями. Учитель при поддержке находящихся в классе родителей, в свою очередь, получает дополнительные возможности для работы с отдельными детьми; может лучше узнать, как общаются родители со своим ребенком; насколько умело могут помочь ему в обучении.
Учителя-предметники обсуждают специфику конкретных предметов, призывают родителей систематически интересоваться занятиями детей на уроках, не забывать о необходимости совместных усилий семьи и школы в воспитании и обучении детей.
Подготовка к этому дню проводится вместе с родительским комитетом, учителями-предметниками, детьми. Родителям раздают памятки, вопросы предстоящей темы для обсуждения, знакомят с правилами «Дня открытых дверей».
Классный руководитель нацеливает родителей на то, чтобы из всех впечатлений они сумели бы выделить главное, обратили внимание на то, как трудятся на уроках не только их дети, но и другие учащиеся, послушать и сравнить, как отвечает их ребенок и другой учащийся. Заканчивается «День открытых дверей» либо индивидуальной беседой с родителями учителей, школьных педагогов- специалистов, либо откровенным разговором на родительском собрании.
Цель психолого-педагогического просвещения и образования - помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.
Родительская учеба становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях, либо подкорректировать ошибки воспитания.
Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах:
• улучшение взаимоотношений с ребенком, установление взаимопонимания и дружеского контакта;
• постоянное обдумывание проблемы о значении и месте ребенка в жизни родителей: чувствует ли он себя в ней защищенным и находится лив безопасности;
• осознание родителями значимости своей роли мамы и папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
• оптимистический взгляд родителей на решение семейных проблем;
• проявление родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Сотрудничество классного руководителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка.
Прежде всего родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирования социально значимого родительского коллектива.
Родительские собрания дают возможность учителю создать оптимальные условия для общения со всей группой родителей в целом, для сообщения важной для всех информации, совместного обсуждения и решения актуальных проблем.
На собрании обсуждаются итоги обучения детей за определенный период, доводятся до сведения результаты наблюдений, сообщаются дальнейшие планы в работе с детьми.
На родительских собраниях каждый может свободно высказать свое мнение по проблемам воспитания, поделиться опытом семейного воспитания.
Родительское собрание - это форма для принятия коллективных решений и планирования совместных действий, что способствует установлению отношений сотрудничества не только между учителем и семьей, но и между самими родителями.
Чтобы привлечь на собрание как можно большее число семей, подготовка к нему ведется заранее вместе с родительским комитетом, учащимися класса. Заблаговременно родители извещаются о времени проведения и повестке собрания; направляется письменное приглашение родителям, затем напоминается о предстоящем собрании по телефону.
Чтобы родители не испытывали скованности на собрании, используются различные методы и приемы для создания комфортных условий общения и активного участия всех присутствующих в дискуссии: родителям задаются открытые вопросы, демонстрируя тем самым уважение к любой точке зрения; собравшиеся делятся на пары для совместной работы, группируются для обсуждения и выработки общих положений по тем или другим проблемам; всегда планируется дополнительное время для общения родителей между собой.
Неотъемлемой частью родительского собрания должна стать теплая, доброжелательная обстановка, атмосфера доверия и взаимоуважения.
Помогут привлечь родителей на собрание нетрадиционные формы их проведения:
• Деловые игры.
• Встречи за круглым столом.
• Вечер вопросов и ответов.
• Педагогические рецепты.
• Педагогический практикум.
• Тренинг для родителей.
• Семейная гостиная.
• Творческие встречи педагогов и родителей.
Темы родительских собраний подбираются самые разнообразные. Участниками родительских собраний могут быть и школьный психолог, и социальный педагог, и учителя-предметники, и библиотекарь, и медицинский работник, и представители администрации школы, а также приглашенные специалисты субъектов право- охранения, культуры, дополнительного образования и т. п. Перед собранием проводится анкетирование среди детей и родителей, предлагаются советы и рекомендации различного направления как детям, так и родителям.
Одной из форм родительских собраний, пользующейся хорошей репутацией у родителей, является вечер вопросов и ответов. Проводятся такие вечера после проведения диагностики тех родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты. Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка. Лучше их проводить совместно с учащимися. Можно предложить примерные темы вечеров и ответов для родителей:
• Индивидуально-возрастные особенности детей.
• Отцы и дети: преодоление вечного конфликта.
• Как научить детей правильно учиться.
• Ответственность перед законом: что нужно знать и детям и родителям.
Г. П. Попова
Некоторые основные элементы хорошего собрания (рекомендации учителю):
1) Наличие ясной ЦЕЛИ. Зачем проводить собрание? Что Вы хотите сделать? Почему бы люди захотели его посетить? Необходимо ли собрание?
2) Наличие ПЛАНА собрания. Когда оно будет? Где? Кто должен быть приглашен? В какой форме? Что Вы хотите делать на собрании? Какие неожиданности могут произойти на собрании? Кто будет присутствовать на собрании?
3) Наличие ПОВЕСТКИ. Когда Вы решите, что Вы хотите делать, решите, в какой последовательности это делать. Удостоверьтесь, что все знают, какова повестка собрания, отправьте ее по почте или раздайте ее на собрании. Решите (заранее), сколько времени потратить на каждый пункт, чтобы сделать все вовремя.
Придерживайтесь повестки собрания.
4) Наличие ПРЕДСЕДАТЕЛЯ. Этот человек (не обязательно учитель) регулирует обсуждение на собрании. Председатель поддерживает порядок, начиная и завершая собрание вовремя, предоставляя шанс высказаться каждому (и не позволяя некоторым говорить слишком много). Председатель придерживается повестки, стимулирует движение вперед, делает все, чтобы присутствующим было удобно, и помогает группе прийти к решению. Иногда может помочь такой ход: заранее выбрать несколько ассистентов, которые бы помогали председателю, если у него проблемы с поддержанием порядка. Также очень важно, чтобы кто-то вел протокол, особенно во время голосования.
5) Максимальное УЧАСТИЕ - предоставьте право высказаться как можно большему числу людей (конечно, не одновременно), чтобы у каждого была возможность выразить свое мнение и идеи. Может потребоваться смекалка, чтобы чересчур разговорчивые люди на какое-то время умолкали, а застенчивые смогли высказаться.
6) Принятие РЕШЕНИЯ. Удостоверьтесь, что решение принято по каждому обсужденному пункту. Если решение не может быть найдено путем консенсуса, проголосуйте. Удостоверьтесь, что какое бы то ни было решение принято, перед тем как переходить к следующему пункту, чтобы не возвращаться к вопросу снова и снова. Принятые решения помогают группе почувствовать некоторую завершенность обсуждаемого вопроса.
7) ДАЙТЕ ВСЕМ КАКОЕ-ЛИБО ЗАДАНИЕ. По принятии решения распределите обязанности среди родителей (у каждого должно быть хотя бы одно задание).
8) Удостоверьтесь, что кто-то КОНТРОЛИРУЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ, чтобы то, что было решено, действительно выполняется. Записки с напоминанием и телефонные звонки важны, чтобы проверять, выполняется ли то, что было обещано.
Некоторые советы по индивидуальному общению учителя с родителями.
Чтобы эффективно сообща находить решение какой-либо проблемы, нам необходимо обращать внимание на то, как мы общаемся с другими.
1. Получение информации (в качестве слушателей мы):
• обращаем внимание на то, как мы помогаем говорящему выразить свои мысли;
• слушаем с целью понять проблему с точки зрения говорящего;
• задаем вопросы, ответы на которые могут быть как краткими, так и распространенными;
• поддерживаем и признаем говорящего;
• изменяем свою позицию или предлагаем альтернативы, если нас об этом просят.
Мы совершаем все вышеперечисленное посредством активного отношения к сказанному. Это выражается вербальными и невербальными средствами, например, язык жестов, тон, дистанция, мимика и т. д.
Перефразирование является средством проверки, насколько хорошо Вы поняли, что говорит Ваш собеседник, путем изложения ее / его идей другими словами и просьбой исправить неточности.
Обратная связь - это информирование о собственных наблюдениях и реакции на поведение говорящего описательным путем.
2. Изложение информации.
Излагая нашу позицию / намерения прямо и эффективно, мы:
• используем высказывания с местоимением «Я», чтобы персонифицировать свои высказывания;
• последовательны используем соответствующие содержанию речи манеру речи, тон и позу;
• конкретны, а не абстрактны;
• осознаем и контролируем наши эмоции;
• рассказываем, а не судим других.
3. Уверенность.
• Убедитесь, что цель речи понятна Вам самим. Верьте, что то, что Вы собираетесь сказать, важно.
• Держитесь уверенно.
• Используйте повторения для противостояния сопротивлению.
• Опишите / предложите альтернативы решению.
• Постарайтесь не быть вовлеченным в эмоциональный всплеск других людей. Во время этого всплеска лучшее, что Вы можете сделать, это дать понять языком жестов, тоном и словами, что Вы услышали, поняли и оценили то, что они говорят, и продолжать делать это, пока не пройдет всплеск эмоций. И только затем Вам следует дать свои комментарии и ответы на это.
Вам нужно дать позитивный отзыв:
• Повернитесь лицом к Вашему собеседнику.
• Поддерживайте визуальный контакт.
• Улыбайтесь, когда Вы говорите.
• Говорите восторженным тоном.
• Примите расслабленную позу.
• Предоставьте собеседнику возможность речевой обратной связи в виде определенных реакций: «Спасибо за ...» или « Мне нравится ...».
• Подождите, пока партнёр ответит.
• Если партнёр ответит позитивно, вы можете использовать этот ответ для продолжения разговора: «Что Вы думаете ...». Если собеседник отвечает отрицательно, Вы можете кратко высказать ему комплимент или поблагодарить его, а затем сменить тему разговора: «Тем не менее, спасибо за ...».
• В течение разговора следите за тем, что Вы даёте собеседнику положительную обратную связь, а не саркастическую или нечестную.
Родительский ринг - подобная форма проведения родительских собраний дает возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом классном коллективе, семье. На обсуждение могут быть предложены проблемные ситуации, складывающиеся в семье или в самом классном коллективе. На одни и те же вопросы выслушиваются мнения нескольких семей, либо родители и дети, либо педагоги, родители и учащиеся высказывают свое видение данной проблемы. Затем сообща изучаются и анализируются различные точки зрения. Эта форма играет огромную роль в просвещении родителей, так как в ней реализуется практический подход к уже назревшим проблемам, требующим немедленного решения.
Проигрывание педагогических ситуаций — эта форма родительского собрания дает большую возможность для размышления, активизации родителей и принятия совместных решений. Подобные формы предполагают тщательную предварительную подготовку, которая включает в себя:
• изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов родителей. На основании этих проблем готовятся ситуации для обсуждения;
• консультации классного руководителя со специалистами (психологом, социальным педагогом) с целью подбора актуальной ситуации для обсуждения;
• из числа педагогов, сотрудников школьной психологической службы создается группа экспертов для анализа точек зрения и принятия правильного решения.
Сюжетно-ролевые и ситуативно-ролевые формы родительских собраний начинаются, как правило, с обсуждения точек зрения на проблему, что позволяет определить противоположные и общие воззрения на нее. Затем переходят к обсуждению конкретной воспитательной ситуации.
Тематика предполагает широкий спектр вопросов:
• Семейные проблемы. Как их решать?
• 15 лет. Это много или мало?
• Трудности адаптации, как их преодолеть?
• Трудный ребенок. Какой он?
Педагогический всеобуч как форма общения педколлектива с родителями предполагает систематическое проведение занятий (теоретических, практических, комбинированных) по многоаспектному просвещению широкого круга родителей по вопросам педагогики, воспитания, психологии, развития детей.
Тематика педагогического всеобуча обсуждается и принимается на педсовете школы (в августе, перед началом учебного года) и составляется с учетом пожеланий родителей.
Главной целью педагогического всеобуча является ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - это тактика «защиты», тактика «содействия», тактика «помощи», тактика «взаимодействия» семьи и школы.
Примерные темы педагогического всеобуча на учебный год.
Сентябрь. Конфликты между родителями и детьми, причины и способы их преодоления.
Октябрь. Нравственные ценности учащихся.
Ноябрь. Формирование у детей адекватной самооценки.
Декабрь. Задачи гражданского воспитания (помощь и поддержка специалистов, необходимая для эффективного решения этой задачи).
Январь. Вопросы социальной и культурной компетентности учащихся.
Февраль. Искусство жить с детьми.
Март. Роль поощрений и наказаний в семье.
Апрель. Профилактика и предупреждение детской агрессивности.
Май. Родительские «нельзя» при соблюдении режима дня школьника.
К работе родительского всеобуча привлекаются специалисты психолого-педагогических служб, социологи, представители администрации школы.
Родительские конференции - распространенная форма взаимодействия школы и семьи.
Родителям заранее сообщается тема конференции, разрабатываются вопросы, выдаются рекомендации и список литературы, назначаются дни консультаций. Предварительная подготовка дает возможность родителям свободно и уверенно чувствовать себя на конференции, принимать в ней активное участие. На конференциях родителям в доступной форме раскрываются цели, задачи, содержание обучения, подчеркивается необходимость взаимодействия школы и семьи.
К примеру, на конференции для родителей по теме «Вы и Ваш ребенок в будущем» могут быть предложены следующие вопросы для обсуждения:
1. Что Вы знаете о своем ребенке?
2. Каким Вы представляете его будущее?
3. Что он должен знать о себе?
4. Каким Вы видите свое будущее?
5. Какие качества следует сейчас воспитывать в ребенке, чтобы потом ему найти свое место в жизни?
6. С какими, на Ваш взгляд, трудностями может столкнуться Ваш ребенок на своем жизненном пути?
7. На чью помощь он может рассчитывать в трудной ситуации?
8. Какие надежды возлагаете Вы на своего ребенка? Общешкольный родительский совет.
В него входят лучшие инициативные родители школы, представители классных коллективов. Совет оказывает помощь педколлективу в проведении общешкольных мероприятий.
Деловые и ролевые игры с родителями дают возможность моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, в семье.
Темы игр могут быть такими:
• Школа - второй дом. Какой мы ее хотим видеть?
• Друг моего сына.
• Вновь за школьной партой.
Социально-психологические тренинги - это активные формы работы с теми родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Тренинг проводится психологом или социальным педагогом.
Совместные собрания родителей с детьми. Эта форма работы прекрасно сплачивает родителей и детей, дает возможность увидеть своих детей с другой стороны, их возможности и таланты, достижения в школьной жизни.
Темы совместных собраний могут быть следующими:
• Способности ребенка, пути их развития.
• Взгляни на меня другими глазами.
• Вот и стали мы на год взрослее.
Перечисленные формы работы с родителями невозможно определить в четкие рамки, они многообразны и позволяют взглянуть на возникшие проблемы с разных сторон, глазами специалистов, педагогов, детей и родителей.
В работе с родителями можно варьировать темы, формы проведения, объединять различные формы проведения в одном родительском собрании. Главное, чтобы они побудили пап и мам к конструктивному решению той или иной воспитательной проблемы, привели к поиску оптимальных и разумных взаимоотношений с детьми, формированию собственной правильной точки зрения на воспитание своих детей, научили сравнивать поведение своих детей и их одноклассников, помогли стать своему ребенку помощником и другом.
Еще одной формой (пожалуй, универсальной) работы с родителями являются тематические и индивидуальные консультации.
Тематические консультации проводятся по запросу самих родителей либо при возникновении проблем, требующих безотлагательного решения, которые часто носят конфиденциальный характер. Родители принимают участие в тематических консультациях по специальному приглашению педагога. В тематических консультациях главная (ведущая) роль отводится специалистам, способным указать пути решения насущной проблемы и помочь найти оптимальный вариант ее решения.
Родители должны уйти с консультации, получив реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует.
При подготовке к консультации необходимо побеседовать с учащимися, его друзьями, педагогами, корректно выяснить причину конфликта, если он имеется, или другие сложности, которые испытывает ребенок.
Проблему, выносимую на консультацию, необходимо рассматривать с различных позиций - ребенка, родителя, педагога.
С родителями проводятся лекционные занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по различным вопросам психофизического развития ребенка в целом. Для подобных лекций приглашаются соответствующие специалисты: педагоги, врачи, психолог, социальный педагог.
Примерные темы консультаций:
• Как развить у ребенка желание читать.
• Поощрения и наказания. Какими им быть.
• Тревожность у ребенка. К чему это может привести.
• Как развивать внимание, память, воображение ребенка.
• Проблемы общения в семье.
Опыт работы педагогического коллектива по взаимодействию с родителями позволяет сделать определенные выводы:
1. Несмотря на все трудности объективного и субъективного характера, с родителями можно установить деловой контакт и конструктивный диалог.
2. Родители способны быть союзниками в работе со школой.
3. Родители восприимчивы к тому новому, что предлагают им педагоги для совершенствования системы семейного воспитания.
4. У родителей постепенно появляется уважительное отношение к школе, педагогическому коллективу, классному руководителю.
5. Проводимая систематическая работа с родителями имеет равнозначно эффективный характер воздействия на детей, родителей, классного руководителя.
6. Участие родителей в совместной работе с учителем возвышает их, делает добрее, человечнее, способствует взаимопониманию в вопросах воспитания и обучения детей.
7. Учителя и родители, являясь партнерами в воспитании, дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать свои ошибки.
Тесты для родителей на родительском собрании в 5-9 классе
Паспорт семьи в школе. Образец заполнения
Зарина Александровна Кантеева # 29 июля 2019 в 00:18 0 | ||
|
Антонина Любакова # 19 августа 2019 в 22:31 0 |
Взаимоотношение учителей и родителей - очень широкая тема. Важно, чтобы в классе была спокойная и доброжелательная атмосфера. И в этом большую роль играет тот настрой, с которым дети приходят в школу из дома. В предложенном материале очень подробно излагается весь путь, по которому нужно пройти каждому классному руководителю для организации сплочённой команды родителей. Указаны разные методы и формы работы с родителями. Можно сказать , что здесь дан план работы с родителями на 2-3 года. Очень полезная разработка. Спасибо. |