Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект познавательного игрового занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ

Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе на тему «Музей народного прикладного искусства» (с элементами ТРИЗ).
Цель:
Знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи:
Расширить знания детей о видах народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
Способствовать развитию творческих способностей детей посредством народно-прикладного искусства.
Способствовать развитию эстетических чувств, эмоций, интереса к народному искусству.
Прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Вызвать интерес к посещению музея.
Помочь детям смело высказывать свои идеи.
Материалы и оборудование:
Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, гуашь, кисти, баночки с водой.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.
Ход:
Организационный момент
Воспитатель (в русском народном костюме):
Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят.
- Издавна русские люди славились народно-прикладным искусством. Что это такое? (ответы детей).
-Ребята, мне кажется, кто-то тихо разговаривает, послушайте, слышите? Перед детьми лежать деревянная ложка, дымковский конь и гжельская вазочка.
Воспитатель говорит за эти предметы: «Я самая красивая, нет, я – посмотрите на мой узор, ну конечно я самая красивая, посмотрите на мои яркие цвета, я самая лучшая, нет я…, нет я…»
-Ребята, а вы как думаете, какое изделие самое красивое? (дети высказывают своё мнение).
-Я предлагаю сегодня побывать в музее «Народного прикладного искусства», рассмотреть различные изделия и решить изделия каких мастеров самые лучшие и красивые.
Пространство группы разделено на несколько частей – «залы музея»: экспонаты гжельских мастеров, хохломских мастеров и дымковских.
Проведение экскурсии:
Воспитатель – экскурсовод приглашает детей пройти в музей народного прикладного искусства, при этом вспоминают вместе с детьми правила поведения в музее: не кричать, говорить тихо, не мешая другим посетителям, можно высказывать свою точку зрения на поставленные вопросы, руками экспонаты не трогать и т. д.
Воспитатель - экскурсовод предлагает подойти к первой экспозиции.
Дети подходят к первому столу («первый зал») с представленными экспонатами гжельских мастеров.
-Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными ремёслами занимались здесь издавна, примерно с 14 века.
Беседа с детьми о гжельской росписи:
-Pебята, как называется этот промысел? (гжельская роспись)
-Посмотрите, что можно украсить данной росписью? Какие предметы изготавливают мастера?
-Как вы думаете, какой материал используется для изготовления предметов?
-Какие элементы узора используются в данном промысле?
-Какие цвета характерны для данного промысла?
-Если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озёр и рек. Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Кроме посуды в Гжели делают малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей: Алёнушку в длинном платье и платочке, Ивана-царевича с Еленой Прекрасной на Сером волке, Емелю с пойманной щукой и др. В настоящее время художники работают над созданием новых сюжетов и композиций. Появились скульптуры, изображающие космонавтов и спортсменов с олимпийскими факелами. Все работы гжельских мастеров поражают глубоким чувством ритма, гармонией формы и содержания.
-Как вы считаете, приятно брать в руки предметы, расписанные гжелью, пользоваться ей?
-Такие изделия очень красивые, они радуют глаз, ими приятно пользоваться.
-Pебята, как вы думаете, долго ли изготавливать такие изделия? Как они приобретает такую красоту?
-Предлагаю вам попробовать отследить путь вот такой вазы.

На магнитной доске выкладываются картинки изготовления гжели: «Морфологическая дорожка (волшебная дорожка)» (Триз)
В первую очередь, изготавливаются первоначальные заготовки будущего изделия из гипса.
В форму заливают жидкую фарфоровую массу, ждут пока она застынет, и вынимают изделие.
Затем изделие сушат в естественных условиях.
Следующая операция – оправка. В процессе оправки мягкой влажной губкой затираются швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики.
Затем изделие глазируется.
Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах.
Каждое изделие мастер-живописец расписывает вручную .
Воспитатель: О народном промысле можно сказать и в поэтической форме.
Гжель
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
Воспитатель – экскурсовод ведет детей к следующему столу (второй зaл), где представлены хохломские изделия.
-Здесь представлены изделия хохломских мастеров. Посмотрите на них внимательно.
Xохлома
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
Л. Куликова
-Cкажите, какие основные цвета используются хохломскими мастерами? (золотой, чёрный, красный).
-Ребята, из какого материала сделаны изделия, расписанные хохломой? (Из дерева).
Игра «Хорошо – плохо» (Триз).
-Совершенно верно! Скажите, а деревянные изделия, это хорошо или плохо?
- Чем хороши хохломские изделия? ( Красивые, быстро остывает пища в деревянной посуде, но вместе с тем долго сохраняют тепло, прочные)
-Что плохого? (Узор со временем стирается на деревянных изделиях, нельзя такую посуду ставить на огонь и варить в ней, т. к. может сгореть, деревянные изделия от сильного удара могут расколоться).
-Как вы думаете, трудно украшать деревянные изделия хохломской росписью? (Да)
-Я тоже так думаю, это только народным умельцам под силу выводить тонкие линии, завитки, красивые растительные узоры. На такие изделия больше хочется любоваться, рассматривать, но и пользоваться ими очень приятно и удобно. Вы согласны со мной?
-Я предлагаю подойти к следующим экспонатам в нашем музее.
Bоспитатель подводит детей к третьей выставке, где представлена дымковская игрушка.
-Промысел зародился в далёком прошлом. До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали её с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове.
-Посмотрите на эти игрушки, они все разные, яркие, с позолотой. Это барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и др.
Aх! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Pасписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
-Посмотрите, какие элементы характерны для этой росписи? (Круги, кольца, волнистые и прямые линии, мазки, клетка и т. д.)
-Молодцы!
-А какие цвета используют мастера в данной росписи? (оранжевый, зелёный, синий, жёлтый, красный).
-Как вы думаете, зачем нужны дымковские игрушки? (такими игрушками можно играть детям, они приносят радость, хорошее настроение, для красоты, для рассматривания узоров и т. д.) - («мозговой штурм»).
- А ты что скажешь? А ты?
-Вы все ребята правы. Хорошие ответы дали. И я с вами согласна.
Bоспитатель: Ребята, мы рассмотрели экспонаты музея. Всё умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство?
-Милости прошу в зал «Народных мастеров – художников».
Дети выбирают шаблоны предметов или фигур и раскрашивают их элементами декоративной росписи по желанию (гжель, хохлома, дымка).
По окончании работы воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ.
-Pебята, легко вам было расписывать изделие? Что у вас лучше получилось, а что вызвало затруднение? Но вы все старались, молодцы! Так скажите, какие изделия самые красивые и самые нужные? (Воспитатель подводит детей к выводу, что все изделия нужны людям).
(Они все красивы по-своему, у каждой росписи есть свои особенности, людям все они нужны, нет плохих).
- Все работы гжельских мастеров поражают глубоким чувством ритма, гармонией формы и содержания.
-Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами.
- Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.
Итог.
-Чтo нoвoгo, необычного вы узнали, посетив музей народного прикладного искусства?
-Что было для вас трудным?
-О каком народном промысле вы хотели бы ещё узнать?
Bоспитатель: В старые, добрые времена, когда мастера приносили свои изделия на ярмарку, чтобы продать их, то они устраивали веселые гулянья, пели народные песни, плясали. Предлагаю и вам спеть и поводить хоровод.
Русский хоровод «К речке Алёнушка идёт».
Список использованной литературы
Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., 2004.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2006.
Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2005.
Cоломенникова О.А. Pадость творчества // Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. М., 2005.
Гжельский керамический промысел / С. В. Горожанина, Е. В. Куценко. — М. : Мелихово, 2006.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе Хохломкая роспись. Мастер-класс для учащихся 2-3 класса Конспект НОД в старшей группе. Золотая хохлома Роспись разделочной доски Хохлома. Мастер-класс с пошаговыми фото

Похожие статьи:

Роспись разделочной доски. Хохлома

Роспись тарелки хохлома

Рабочая тетрадь по краеведению для детей 6-7 лет "Знаю и люблю свой город" | Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО
Опубликовано: 2567 дней назад (9 апреля 2017)
Просмотров: 1579
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!