Конспект НОД "Золотая хохлома"
Обучающие задачи: обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах хохломы. Познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающий хохломские изделия. Учить создавать детей свой образ изделия, используя декоративные элементы.
Развивающие задачи: активизировать познавательную деятельность детей.
Развивать психические процессы: память, мышление, внимание. Развивать эстетический вкус.
Воспитательные задачи: вызвать у детей уважение к предметам быта, как результатам деятельности человеческого труда. Воспитывать уважительное отношение к культуре, хохломскому промыслу. Побуждать проявлять чувство удовлетворения и радости от успешно выполненной работы.
Методические приемы: игровой, показ, художественное слово.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: музей – изба, хохломские изделия, демонстративный материал.
Предварительная работа: рассматривание и беседа по хохломской росписи, выполнение элементов росписи.
Словарная работа: хохлома, ковши, чародейка, червонные, поставец.
Художественный ряд: стихи, загадки, пословицы.
Музыкальный ряд: аудиозапись русской народной мелодии.
Ход занятия
Вводная часть:
Дети одеты в русские народные костюмы. В музее-избе организована выставка хохломских изделий.
Воспитатель: Сегодня мы опять очутились в дивном мире хохломы, в мире праздника, сказок (звучит музыка, дети рассматривают выставку).
Воспитатель: Издавна в маленьких деревеньках делали и расписывали посуду и везли ее в большое село, в города на ярмарку посуду развозили и кричали: «Кому посуду для окрошки, чудо чашки и ложки! К вам приехала сама золотая хохлома»!
Воспитатель: Ребята, а почему хохлому называли золотой?
Ответы детей: Посуду расписывали узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и посуда становилась, как золотая.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие изделия на выставке?
Дети: Ложки, бочонки, поставцы.
Воспитатель: А из какого материала сделана посуда?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Какое настроение создает хохломская роспись?
Дети: Радостное, веселое.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны хохломские изделия?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте лучше присмотримся к изделиям мастеров, полюбуемся на них, какого цвета в них больше?
Дети: желтого, черного, красного, немного зеленого.
Воспитатель: Посмотрите на посуду и назовите элементы росписи.
Дети: ягодки, травки, цветы ,завитки.
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю покататься на весёлой карусели. Садитесь поскорее, карусель отправляется!
Звучит музыка. Воспитатель берёт в руки зонт, к которому прикреплены яркие ленты. Дети берутся за ленты.
Дети (хором): Еле - еле, еле - еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз - два, раз - два -
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Ребята, посмотрите а здесь какой – то необычный сундучок стоит, тоже расписанный хохломскими элементами. Давайте откроем его и посмотрим что там?
Под мелодию открывается сундучок и появляется жар-птица (персонаж кукольного театра):
Здравствуйте ребята, к вам меня прислали хохломские мастера, потому что злой волшебник Чернушка украл все краски. И мастера прислали вам изделия, которые нужно расписать, когда вы завершите работу изделия расколдуют ся от заклятья волшебника.
Воспитатель: Ребята, мы поможем хохломским мастерам?
Основная часть:
Но перед тем как рисовать, давайте разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика
1,2,3,4,5-вышли пальчики гулять (сжимают и разжимают кулачки)
-Этот пальчик рыл песок, (соединяют большой палец и мизинец)
-Этот делал пирожок (соединяют безымянный и большой палец)
-Этот с горки катался (соединяют средний и большой)
-Этот в травке валялся (соединяют указательный и большой)
-Этот умницей был, рисовал и лепил (шевелят большим пальцем)
Дети берут изделия и приступают к росписи.
Педагог нацеливает деятельность детей на то, чтобы через украшение изделия была передана красота хохломы.
Начинается работа. Так как элементы росписей были отработаны ранее, то воспитатель помогает детям основным советом, словесной подсказкой.
Воспитатель:
Хохломские краски. Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи. Перелески, солнечные всплески
Солнечно-медовой золотой листвы
У красы точеной сарафан парчовый
По волнам узора яхонты горят.
Что за чародеи хохлому одели
В этот несказанный, праздничный наряд.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома!
По окончании работы изделия выставляют на специальный стол. Приглашают жар-птицу для рассматривания и анализа детских работ. Жар-птица благодарит детей и улетает в сказочное царство.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Красивые изделия у вас получились?
Дети высказывают свои предпочтения, характеризуя выразительные качества своих изделий (эта самая нарядная, эта самая красивая, эта самая весёлая, эта самая яркая и т.п.).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть хохломскими мастерами? Что интересного вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, если вам понравилась экскурсия в музей, выберите фишки тёплых тонов - красный; жёлтый - если не очень понравилась; синий - если не понравилась.
Рекомендуем посмотреть:
Методика преподавания мезенской и хохломской круговой росписи в начальной школе
Конспект НОД в старшей группе
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Декоративная подвеска "Петушок" своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Похожие статьи:
Роспись тарелки хохлома
Роспись разделочной доски. Хохлома