Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников «Хохломская мастерская»
Составитель:
Елькина Надежда Александровна. Музыкальный руководитель МБДОУ «Комсомольский детский сад» Кунгурский район Пермский край
Описание:
Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы.
Интеграция образовательных областей:
художественно – эстетического развитие (музыка, изо) и познавательное развитие.
Занятие проводит воспитатель совместно с музыкальным руководителем.
Цель:
закрепление знаний о хохломской росписи, её истории.
Задачи:
• Уточнять знания о названиях элементов росписи (ягоды, цветы, завиток, травка), продолжать знакомство с её цветовой гаммой.
• Учить видеть и выделять характерные элементы хохломской росписи.
• Показать связь разных видов искусства: художественного слова, живописи, музыки.
Материал:
Хохлома: посуда, мебель, карточки с элементами хохломской росписи. Деревянные нерасписные и хохломские ложки (на каждого ребенка), гуашь, кисти и т.д.
Ход:
Воспитатель:
(в хохломском костюме)
Проходите, мои друзья! Сегодня мы продолжаем знакомство с русским народным творчеством. В нашей мастерской мы расписывали тарелочки под Гжель, разрисовывали разделочные доски городецким узором, раскрашивали дымковскую игрушку, а теперь поговорим о хохломе.
Как волшебница жар – птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая хохлома.
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши,
И чего здесь только нету:
Гроздья осенних рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин.
Зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи!

Подводит детей к выставке хохломских изделий.
Воспитатель:
Перед вами удивительный народный промысел – хохломская роспись. В селе Хохлома Нижегородской губернии искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали. Посуда эта нравилась своей красотой, праздничностью. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже начали делать детскую мебель. Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Узоры они подсматривают в природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка – былинка, то красная, то черная, из –за неё выглядывают ягодки (смородина, малина, рябинка) или цветы (колокольчики, ромашки). Перед вами различные предметы, украшенные хохломской росписью. Назовите их.
Дети:
Стол, стулья, скамейки, ложки, ковши, мисочки, поварешки, солонки, блюда …
Воспитатель:
А как одним словом назвать эти предметы?
Дети:
Предметы быта!
Воспитатель:
Верно. Давайте перечислим элементы, встречающиеся в узорах.
Дети:
(глядя на карточки, разложенные на столе) Травка, завиток, ягода, листья, украшенные оживкой в виде прожилок.
Воспитатель:
Какие цвета встречаются в узорах?
Дети:
Красный, зеленый, черный, золотой или желтый.
Воспитатель:
Красив, ярок узор. Тут и малиновый листочек, и рябиновый кусточек, ягодки, алые цветочки.
Несколько детей берут карточки с изображением узоров и читают стихи.
1- й РЕБЕНОК
Под малиновым кусточком
Шелкова трава растет.
Под рябиновым кусточком
Цветик аленький цветет.
Под калиновым кусточком
Наша Катя платье шьет!
2- й ребенок:
Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
3- й ребенок:
Я весной взошла,
Летом выросла
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
4- й ребенок:
Зеленей, зеленей,
Мой зеленый сад!
Расцветайте, расцветайте,
Мои алые цветочки.
Поспевайте, поспевайте,
Вкусны ягоды скорей!
Музыкальный руководитель:
Действительно, узоры свои русский народ взял у природы – матушки: у лесов, полей, садов. Поэтому они и получились такими веселыми, радостными, как русская песня.
Где песня русская льется,
Там хорошо живется.
Инсценирование песни «Ой вставала я ранешенько»
Воспитатель:
Кто трудится, у того и дело спорится. Какие пословицы о труде вы знаете?
Дети:
Дело мастера боится.
Без дела жить – небо коптить.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Есть терпенье – будет и уменье.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Что посеешь, то и пожнешь.
Воспитатель:
какие вы мастера, мы сейчас узнаем. Разукрасим деревянные ложки хохломской росписью.

Дети садятся за столы, где заранее приготовлены деревянные ложки, гуашь и все оборудование для рисования. Работают. Тихим фоном звучат русские народные мелодии. По ходу работы воспитатель напоминает: цветовая гамма хохломской росписи не богата. Используется краска красного, черного, желтого и темно – зеленого цвета. Травку рисуют ритмичным движением кисти. Композиция строится по типу розеты: элементы располагаются или отдельными группами, или в виде волнообразной линии, вьющейся по всей форме и богато украшенной листьями, цветами, ягодами, травой.
Воспитатель:
молодцы, очень постарались! Пусть ваши изделия подсохнут. Кончил дело – гуляй смело!
Под музыку входит коробейник – взрослый.
Коробейник:
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши,
Покупайте хохлому нашу!
А вот ложки расписные,
Расписные, хохломские!
Дети берут ложки и играют в ансамбле «Во саду ли в огороде». Затем исполняют «Танец с ложками»
Коробейник:
Я спою для вас частушки. Но частушки не простые, а про хохломскую роспись.
Частушки о хохломе
Ох, Россия, ты Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье
Городец и хохлома.

Хохлома да хохлома,
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу,
Петуха и курицу!

Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать.
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.

Я вчера такое видел –
Не расскажешь никому!
Сидит заяц на березе
И рисует хохломую

Надою я молока
И налью котенку.
Разресую хохломой
Милую Бурёнку.

Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось.
Хохломой и городцом
На весь мир прославилась!
Музыкальный руководитель:
Ребята, я предлагаю оставить эти ложки, котрые вы сегодня разукрасили в музыкальном зале, чтобы на них можно было играть в оркестре!
Эти изделия радуют взор,
Богат и нарядет чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнаменты вьются – так сделать сумей – ка.
А где – то кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды в небесном раздолье.
Волшебной травою любуемся мы –
Как главным узором для всей хохломы!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников» Методика преподавания мезенской и хохломской круговой росписи в начальной школе Конспект НОД в старшей группе. Золотая хохлома Декоративная подвеска "Петушок" своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Похожие статьи:

Роспись тарелки хохлома

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы

Конспект НОД с элементами нетрадиционных видов гимнастик в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура»

План-конспект НОД в подготовительной группе

Участник №17 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 мая по 30 июня 2014 года
Информационная страничка для родителей детского сада | Объемная весенняя аппликация для детского сада. Одуванчики
Опубликовано: 3854 дня назад (5 мая 2014)
Просмотров: 5409
+3
Голосов: 3
Светлана Александровна Овчинникова # 6 мая 2014 в 18:22 0
Интересный сценарий. Очень доступно и понятно расказано о народном промысле. Подобрано соответствующее художественное сопровождение: наглядность, стихи, танец с расписными ложками. Видна большая предварительная работа. За оригинальную идею +1!
Марина Ивановна Сухановская # 11 мая 2014 в 13:47 0
Марина Ивановна Сухановская
Очень хороший сценарий умело используются разнообразные виды деятельности. Прекрасно сочетается художественно-эстетическое направление с музыкальным. Яркие, красочные фото. Примите мой голос +1
елена александровна селиверстова # 18 августа 2014 в 22:55 0
интересно и познавательно
Любовь Викторовна # 27 августа 2014 в 21:45 0
Здравствуйте, Надежда Александровна! На занятии показаны взаимосвязи трех видов искусств: музыки, живописи и художественного слова. Интеграция образовательных областей помогает решать поставленные задачи. Спасибо Вам за предложенный материал! Творческих успехов!

С уважением, Л.В.
Елена Александровна # 5 сентября 2014 в 19:20 0
Хорошее интегрированное занятие, связь нескольких разделов организованной учебной деятельности, дети активны, заинтересованы. Вот только я смотрю на фото деыочка расписывает ложку акварелью, врядли ребенок справиться с этой задачей, вот гуашь, да... (хотя написано, что дети будут работать гуашью) А конспект отличный, спасибо!