Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы
Автор: Суханова Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Ивушка», Республика Хакасия, город Абакан.
Тема: пересказ хакасской народной сказки «Ленивый мальчик и синичка».
Задачи:
Образовательные: учить детей передавать содержание сказки последовательно, выразительно, с использованием слов и выражений из текста, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие: совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую и диалогическую речь, речевой слух, память, мышление, художественное восприятие и эстетический вкус, мелкую моторику руки.
Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, чувство взаимопомощи.
Оборудование: книги-сказки, карточки с буквами, листы бумаги для оригами, пооперационные карты изготовления поделки синички в технике оригами.
Предварительная работа: чтение народных сказок, изготовление птиц в технике оригами.
Словарь: наперсток, осока.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент
Дети делятся на две команды, у каждой набор букв (с к а з к а). Предлагается детям составить слово из них.
- Сколько букв в вашем слове? (5)
- Сколько слогов? (2)
- Сколько гласных букв? (2)
- Сколько согласных? (3)
- А какие вы знаете сказки?
- А кто может быть автором сказки? (писатель, поэт, народ)
- Очень много вы знаете сказок. Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой – хакасской народной сказкой «Ленивый мальчик и синичка».
2. Чтение хакасской народной сказки
Ленивый мальчик и синичка
Ленивый мальчик сидел на берегу реки.
Мальчику было жарко. Его тянуло в воду. Но было лень раздеваться. Больше того, лень было двигаться с места.
— Ох, как жарко!— вздыхал мальчик.— Искупаться бы теперь. В воде, наверно, хорошо-хорошо!..
Услышала это синичка, сидевшая на ветке, склонила голову и посмотрела вниз на мальчика.
— Искупайся, друг мой,— посоветовала она.— Ведь тебе никто и ничто не мешает.
— Да, хорошо тебе говорить «искупайся»,— обиделся мальчик.— А если я утону?
— Держись за осоку, что растет на берегу,— сказала синичка и спрыгнула на ветку пониже.— Вот за эту осоку.
— Да, хорошо тебе говорить «держись за осоку»... А если я руку порежу?
— Надень кожаные рукавицы,— продолжала советовать синичка.
— Да, кожаные рукавицы... А если они промокнут?
— Ты их на солнце высушишь.
— Я высушу, а они порвутся.
— Ну, если порвутся, ты их починишь,— не унималась синичка.
— Ты научишь...— обиделся мальчик.— Начну починять да уколю себе палец...
— А ты надень наперсток...
Мальчик рассердился. Такая маленькая, совсем незаметная птичка, а смеется над ним! Он схватил камень.
— Сейчас я тебя проучу...
Но в это время ноги его поскользнулись, и он упал в реку.
Синичка улетела.
Мальчик вылез из воды и лег на солнечную полянку. Он лежал и долго ругал синичку за то, что ему приходится сушить на себе мокрую одежду.
А синичка летала по кустам и посмеивалась над ним.
3. Беседа по сказке
- На кого из героев этой сказки вы хотели бы походить? Почему?
- Как вы понимаете слово ленивый? Лень?
- А может быть вам какие-то слова показались незнакомыми? (осока, наперсток –объяснить)
- А почему мальчик не купался? (боялся утонуть)
- Что предлагала ему синичка? (держаться за осоку)
- Какие отговорки находил мальчик на предложения синички? (руку порежу, рукавицы промокнут, палец уколю)
- А как мальчик все-таки оказался в воде? (поскользнулся, когда кидал камень в птичку)
- Как еще можно назвать мальчика в этой сказке? Почему? (глупый)
- Можно сказать, что мальчик был наказан за свою лень и глупость?
- А какие вы еще знаете сказки, где герои были наказаны за свою лень?
4. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ
* Пересказ сказки по ролям.
* Пересказ сказки одним ребенком.
5. Динамическая пауза
Скачет шустрая синица, Дети прыгают на двух ногах.
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок. кружатся
Вот присела на минутку, приседают
Почесала клювом грудку, наклоняют голову к груди
И с дорожки — на плетень, присаживаются на стульчики
Тири-тири, тень-тень-тень. взмахи кистями рук
6. Изготовление поделки «Синичка» в технике оригами
- Кто из двух героев вам понравился больше? (ответы детей)
- Раз многим из вас понравилась синичка – мы ее и сделаем. Но делать вы будете самостоятельно, ориентируясь на пооперационную карту.
- Мы уже делали подобные поделки (воробья, снегиря), так что в прочтении карт и изготовлении поделок, я думаю, затруднений не будет.
Фигурка синички
( Базовая форма «треугольник»)
1. Согните квадрат двухцветной бумаги так, чтобы черный цвет оказался снаружи. Перегните получившийся треугольник пополам (1).
2. Согните верхний угол вниз, захватывая один слой бумаги (2).
3. Согните поделку пополам. Поверните работу (3).
4. На маленьком треугольнике вогните угол так, чтобы он был виден (4).
5. С двух сторон поднимите углы-крылья (5).
6. Сделайте надрез. Уберите части, расположенные ниже надреза, внутрь фигурки (6).
7. Проверьте результат (7).
Пооперационная карта изготовления синички в технике оригами
7. Итог занятия
- Вы знаете много пословиц и о труде, и о лене.
- В конце занятия я хочу подарить вам хакасскую пословицу о труде.
«Без труда и шапку не снимешь».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
Конспект НОД с элементами нетрадиционных видов гимнастик в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура»
План-конспект НОД в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе детей компенсирующей направленности «В гостях у Зимы»