Автор: Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №33 «Радуга».
Хочу представить вниманию учителей-логопедов, воспитателей специализированных групп, воспитателей массовых групп дошкольных образовательных учреждений конспект занятия с использованием творческих заданий на занятии по формированию словарного запаса и грамматического строя речи в подготовительной группе.
Цель:
1. Закрепить знания детей о природных изменениях зимой.
Учить составлять творческий рассказ от имени снегирей по картине «Зима. Природа», используя различные виды предложений.
2. Активизировать в речи глагольный словарь и словарь признаков по теме. Закрепить названия зимних месяцев.
3. Воспитывать творческую инициативу, эстетический вкус.
Оборудование: наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» - «Зима». Картинки, с изображением диких животных; кисточки, краски, формы белых снежинок.
Логопед. Дети, сегодня я нашла на улице снежинку, на которой написано приглашение: «Жду вас в своем зимнем, сказочном лесу. Зима». Отправимся в гости к зиме!
Дети. Да.
Логопед. Но сначала давайте вспомним с вами названия зимних месяцев.
- Как называется первый зимний месяц?
Дети. Декабрь.
Логопед. Какой месяц наступает после декабря?
Дети. После декабря наступает январь.
Логопед. Назовите третий зимний месяц.
Дети. Третий зимний месяц февраль.
Логопед. Перечислите все зимние месяцы по порядку.
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Логопед. Скажите, какая зима?
Дети. Зима снежная, вьюжная, холодная, долгая, белая, морозная, суровая.
Логопед. Правильно! Вы сказали, что зима снежная. В лесу лежат глубокие сугробы. На чем же нам отправиться в лес? ( Логопед достает картинки с изображением коньков, лыж, санок). Ответьте на вопрос полным предложением.
Дети. Мы отправимся в лес на лыжах!
Логопед. Почему?
Дети. Потому что на лыжах удобно ходить по снегу.
- Потому что лыжи не проваливаются в снег.
Логопед. Почему лыжи не проваливаются в снег?
Дети. Потому что лыжи деревянные, легкие, длинные.
Логопед. Надевайте лыжи. Поехали! ( Дети имитируют движения ходьбы на лыжах).
Мы надели лыжи, встали на лыжню.
Не догнать нас даже быстрому коню!
Нам не страшен холод, и не быть беде.
Мы домчимся быстро к Зимушке-зиме!
Логопед. Вот мы и приехали с вами в лес! (Логопед накидывает на плечи белый платок).
Зима. Здравствуйте, ребята! Я давно вас жду. Вам понравился мой зимний лес? А каких диких животных вы видели по дороге?
Дети. Мы видели рыжую лису (логопед выставляет на доске картинку с изображением лисы)
- Мы встретили белого зайца (выставляется картинка)
Зима. Почему заяц сменил свою шубу?
Дети. Потому что в белой шубе его не видно на снегу. Потому что в белой шубе ему легче прятаться от врагов: лисы, волка, охотников.
Зима. Вы знаете, как приготовилась к зиме белка?
Дети. Она сделала запасы орехов, шишек, грибов.
- Белка сменила рыжую шубу на более теплую серую.
Логопед. Подойдите к столам и сложите картинку дикого животного из частей (Проводится игра «Выложи картинку»).
- Ваня, какое животное сложил ты?
Ваня. Я сложил лису.
Логопед. Вика, назови животное, которое изображено на твоей картинке?
Вика. На моей картинке изображен заяц.
Зима. Каких диких животных вы не увидели в лесу?
Дети. Медведя, ежика.
Зима. Почему их не видно?
Дети. Медведь и ежик впали в спячку.
Зима. Почему они спят зимой?
Дети. Потому что зимой им нечего есть.
- Медведю и ежу легче переждать зиму, когда они спят.
Зима. Подойдите к доске. Я хочу показать вам картину.
- Какое время года изображено на картине?
Дети. На картине изображена зима.
Зима. Каких животных вы видите на картине?
Дети. Лису, медведицу и медвежонка.
Зима. Что делает лиса?
Дети. Она бежит.
- Она охотится.
- Лиса гуляет по лесу.
Зима. Кто спит в берлоге?
Дети. В берлоге спит медведица с медвежонком.
Зима. В своей волшебной книге я записываю интересные сказки и рассказы.
- Составьте рассказ по картине. Чтобы он получился полным, сначала нужно рассказать, какое время года наступило, какие изменения произошли в природе. Затем расскажите, каких животных вы видите на картине, чем они занимаются.
Дети. Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Стало холодно. Медведь спит в своей берлоге. А рыжая лиса бегает по лесу и ищет добычу. На ветке сидят красногрудые снегири.
- Наступила зима. Земля укрылась белым одеялом. Трудно животным в холодном лесу. Лиса бегает по лесу и ищет зайцев. Два снегиря сидят на ветке дерева.
Зима. Молодцы! Вы составили очень интересные рассказы. Сейчас мы попробуем сделать ваши рассказы волшебными.
- Эти снегири мне хорошо знакомы. Они любят сидеть на ветке и разговаривать друг с другом.
- Как вы думаете, о чем они разговаривают? Иди, Сережа, ты будешь снегирем, который сидит на ветке слева, а ты – Вика, который сидит справа. - Подумайте и расскажите, о чем разговаривают снегири?
Сережа. Посмотри, лиса побежала на охоту.
Вика. Да, хитрая она, ловкая. Точно поймает зайчика.
Сережа. Я думаю, она его не поймает. У нее лапы замерзли.
Вика. Она за кустом с волком встретится и будет с ним болтать.
Зима. Кто еще хочет пофантазировать?
Саша. Ты чем сегодня лакомился в лесу?
Ваня. Я клевал сочную рябину. А ты что ел?
Саша. А я летал в город и клевал вкусные зерна на кормушке в детском саду «Радуга».
Зима. Спасибо за интересные рассказы. Вы настоящие фантазеры. Я записала ваши рассказы, и буду рассказывать их своим гостям.
- Хотите узнать, что случилось с лисой с картины.
Дети. Да.
Зима. Она встретила зайцев и стала играть с ним в салки-догонялки. Хотите поиграть с ними.
Физкультминутка «Лиса и зайцы».
По лесной лужайке разбежались зайки – дети бегают по группе врассыпную
Зайцы прыгают, играют, ничего не замечают – прыгают на месте, приседают
Вдруг лисица прибежала, белых зайцев увидала – ребенок бегает вокруг сидящих детей
Зайцы ушки навострили и лисичку обхитрили – дети встают и убегают. Лиса старается их догнать
Зима. Молодцы! Все зайцы убежали от лисы.
- Я приглашаю вас в лесную мастерскую. Все в моей мастерской белое, скучное. Я хочу, чтобы сегодня вы превратили белые снежинки в яркие огоньки. Раскрасьте их разноцветными красками. (Дети рисуют снежинки).
Зима. Какая у тебя снежинка, Лена?
Лена. Моя снежинка легкая, разноцветная.
Зима. Какого цвета у тебя снежинка, Дима?
Дима. Моя снежинка синего цвета.
Зима. Каким цветом ты раскрасил снежинку, Миша?
Миша. Я раскрасил снежинку красным цветом.
Зима. Спасибо, дети. Ваши снежинки будут ярко светиться, как огоньки и радовать меня.
- Вам понравилось у меня в гостях?
Дети. Да.
Зима. Я рада, что вы много знаете о моем времени года, а еще вы умеете фантазировать.
- Садитесь в мои волшебные сани. Они быстро домчат вас до детского сада. До свидания!
Итог занятия:
Логопед. Вам понравилось в гостях у зимы?
Дети. Да. Нам понравилось составлять рассказы по картинкам.
- Мне понравилось рисовать снежинки.
- Я запомнил интересную игру лисы с зайцами.
Логопед. Зима рада, что вы знаете названия зимних месяцев, рассказали ей, как дикие животные подготовились к зиме и еще были настоящими фантазерами. Дома обязательно расскажите о нашем путешествии своим родителям.
Наглядно – дидактическое пособие «Рассказы по картинкам. Зима».
М., Издательство Мозаика – Синтез, 2004.
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе
План-конспект НОД в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
Елена Петровна Ветренко # 21 декабря 2014 в 00:00 0 | ||
|
Елена Юрьевна Лаврова # 18 сентября 2015 в 12:42 0 |