Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по формированию лексика–грамматических категорий по теме: «Картины художников»

Беседа в подготовительной группе по картинам русских художников

Автор: Абакумова Ирина Валерьевна, учитель - логопед МБДОУ «детский сад комбинированного вида №234 Города Челябинска
Цель Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине А.К. Саврасова  «Грачи прилетели», И.И. Левитана «Март».
Программное содержание:
1.Образовательная задача:
• Обогащать  и активизировать словарь по теме «Весна» Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов.
• Совершенствовать синтаксический строй речи (составлять сложные предложения).
• Обогащать  речь синонимами.
• Составление и использование в речи распространенных предложений с однородными определениями, сказуемыми.
• Развитие связной речи
2.Развивающая задача:
• Развитие  зрительного внимания, мышления.
• Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.
• Развивать художественно-образное видение, воображение и понимание не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины и выражения, настроения и отношения к увиденному.
• Развитие связной речи

3.Воспитательная задача:
• Воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу.
• Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, наслаждение от изображенной художником красоты, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей нас родной природы.
• Воспитывать у детей интерес к живописи.
Словарная работа:
Обогащение: экскурсовод, репродукция.
Активизация:  
• Предметный словарь: грач, грачонок, грачата, грачевник, грачиха,  
• Глагольный словарь: рассматривать, возвращаются, шумят.
• Словарь признаков: проворные, шустрые, резвые, юркие, общительные.
                              увертливые, синевато- черные, умные, дружные, крикливые,      
                              полезные, перелетные, неказистые.  
Оборудование:
• Демонстрационный материал.
- репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; И.И. Левитана «Март»;
картины челябинского художника Суслова В. Н. из цикла «Времена года»; детские   рисунки; музыкальное произведение Антонио Вивальди «Времена года. Весна»,
П.И. Чайковский  цикл «Времена года. Апрель. Подснежник»
- Предметные картинки: грач, портреты художников.
                             картинки – схемы,
                             картинка – подсказка с родственными словами.          
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»;
- рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»; А.К. Саврасова
«Грачи прилетели», картины русских художников.
- слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года «Апрель»), Вивальди «Времена года» «Весна»;
- чтение стихов о весне.
Интеграция:
«Социализация»
«Познавательно  - речевое развитие»
«Чтение художественной литературы»
«Художественное творчество»
«Музыка

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Дети входят в зал. Орг. мом.(муз. сопровождение)
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим об искусстве, о картинах.
-Где  можно увидеть картины? (В картинной галерее, на выставке картин))
2. Объявл. темы.
- Сегодня мы с вами совершим экскурсию по нашей картинной галерее. Но, чтобы попасть на экскурсию вы должны ответить на мои вопросы, связанные с искусством.
Будьте внимательны.
• Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем? (художник)
Кто такой художник? (Это профессия).
Художники бывают разные. Есть декораторы, модельеры, мультипликаторы, театральные, иллюстраторы, живописцы.
• Что необходимо художнику для создания картины? (краски (масленые, акварель), кисти, бумага, холст, карандаши, мольберт)
- Какими красками пользуется художник, когда отображает веселое, радостное настроение? (светлыми, яркими, сочными красками)
- А если у художника настроение грустное?
(темные, мрачные, тусклые)

3. Рассматривание картины Сусликова.(составление и распространение предложений)
- Кто знакомит посетителей с картинами? (Экскурсовод) Молодцы. На все вопросы ответили верно.
Сегодня у вас экскурсоводом буду я.
          - Подойдите, пожалуйста, к картинам нашего челябинского художника      
             Сусликова Виталия Николаевича.
           -  Что изобразил  Виталий Сусликов  на своих картинах? (Времена года,
                природу)
           - Какие времена года отразил художник в своих пейзажах? (На этой
              картине художник изобразил весну)
- Пройдем по нашей галерее дальше.

4. Рассматривание картины А. К. Саврасова. Музыкальное сопровождение.
Ребята, настоящие картины хранятся в музее или в картинной галерее. Они представляют очень большую ценность.
Перед вами не настоящая картина, а  только ее репродукция, копия картины.
-Рассмотрите репродукцию к картине  замечательного русского живописца  А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и был потрясен.
За окном голубело небо, блестели лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
          
Эту картину природы и запечатлел нам художник.
Дид. игра «Кто больше увидит на картине?»
-  Перечислите все, что вы видите на картине.
(корявые березки, усеянные грачами; талый посеревший снег; проталинки;
крыши деревенских изб; талая вода наполнила небольшой пруд; старую церквушку, колокольню; вдали виднеются поля, которые уже освободились от снега; мы видим, как под деревом на золотистом снегу трудолюбивый грач держит в клюве маленькую веточку)
- На картине  все очень обыденно;
неказистая старая церквушка с просторами бесконечных русских полей тянущих за ней, странная красота неказистых березок, в ветвях который вьют гнезда, прилетевшие с юга грачи, ноздреватый плавящийся снег с блеклыми тенями.
Но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого, близко его сердцу.
5. Беседа по картине Саврасова.
- Как художник показывает нам приближение весны? (в полях растаял снег, обнажилась темно – бурая пропитанная влагой земля, видны проталины)
- Всмотритесь в небо. Какое оно? (небо высокое, весеннее. Оно еще не стало чистым, но голубизна проглядывается сквозь  серые, хмурые облака)
- Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?
Как вы догадались?
(Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака...
На то, что оно вот – вот «брызнет» с неба, указывают четкие тени, ложащиеся на забор и тающий снег)
- Ребята, расскажите, каким вы видите снег?
(Снег потемневший, рыхлый, сырой, холодный, мокрый, подтаявший, ноздреватый)
На снегу видны птичьи следы.
- Что сразу задерживает взгляд зрителя?
(Деревья  с многочисленными гнездами грачей)
- Расскажите о березах, какие они? (неказистые, старые, корявые в центре, а справа молодые, стройные)
- Что вы видите за березами, вдали на картине? (Деревню, бесконечные дали, просторы, широту русской земли,
за березами виднеется старая деревянная постройка. За деревянной постройкой – белокаменный собор с тремя куполами и высокой колокольней)
6. Подбор слов действий
-Что делают грачи? (Грачи суетятся, кричат, шумят, поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве, хозяйничают,  строят, устраивают, расхаживаются, летают, вьют, клюют, защищают, ловят, возвращаются)
7. Подбор слов признаков.
- Какие грачи? Подберите слова признаки к слову грачи.
(Синевато-чёрные, небольшие, шустрые, умные, дружные, общительные, крикливые, полезные, перелетные, радостные, веселые, смешные, шумливые).
8. Подбор родственных слов.
-Проворные. Как сказать иначе?  Подберите слова близкие по смыслу.
Проворные – ловкие, шустрые, резвые, прыткие, юркие,   расторопные.
У грачей важная пора – они строят гнезда.
- Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?
(Здесь спокойно, тихо, здесь красиво)
- Что вы ощущаете, глядя на картину «Грачи прилетели» (легкий ветерок, свежесть весеннего воздуха, ласковое весеннее солнышко, запах весны)
- Какие звуки можно услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание воды, стекающей в пруд)
- Какими красками нарисовал художник картину?(Желто – голубые, серовато – коричневые, желтовато – бурые, голубые, голубовато – серые)
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Грачонок, грачата, грачиха, грачиные, грачевник.
9. Рассматривание картины Левитана «Март»
- А теперь попрошу подойти к следующей картине.
-Знакомы ли вы с этим художником?
- Как называется его картина?
- Какое время года изображено?(ранняя весна)
Ранняя весна. В лесу еще держится мороз, но на поляне солнце пригревает все сильнее и сильнее.
- Это одно из наиболее красочных и радостных полотен художника.
10. Физ.минутка.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где картина, где окно.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
11. Беседа по выставке детских работ.
- От картин  известных художников мы перейдем к выставке ваших работ.
- Кто из вас желает представить свою работу?
- Расскажите как вы рисовали свой рисунок.
Молодцы. Так красиво нарисовали. Умеете пользоваться красками и кистью.
12. Коллаж. (Музыкальное сопровождение)
- Вот и подошла к завершению наша экскурсия.
- А сейчас я вам представлю нашу мастерскую.
- Давайте мы с вами попробуем создать картину без кисти и красок.
Как назовем картину?
(Что лишнее?)
- В нашей галерее появилась еще одна картина созданная нами.
13. Итог.
- Спасибо за работу. Вы были внимательны и старательны. Мне было приятно с вами работать.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Конспект оздоровительно-познавательного занятия по ПДД в подготовительной группе Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «В гостях у профессора Водолея» Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Петушок»

Похожие статьи:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы

Конспект НОД с элементами нетрадиционных видов гимнастик в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура»

План-конспект НОД в подготовительной группе

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

Опубликовано: 3794 дня назад (28 ноября 2013)
Просмотров: 18295
+2
Голосов: 2
Наталья Николаевна Крылова # 29 ноября 2013 в 20:42 +1
Русская культура, русская живопись. Вот на чем нужно строить эстетическое и этическое развитие детей. Ваш конспект просто великолепен .Спасибо!
Нина Николаевна Тырданова # 29 ноября 2013 в 21:43 +1
Конспект достойный во всех отношениях. Примечательно, что автор знакомит дошкольников не только с картинами известных русских живописцев, но и обращает их внимание на работу местного  художника, прививая тем самым любовь к природе родного края.
Тамара Николаевна Кравцова # 25 января 2017 в 21:03 +1
Работа по ознакомлению детей с произведениями русских художников очень важный момент в воспитании художественного вкуса и грамотности.Самое главное эту работу проводить не от случая к случаю, постоянно основываясь на перспективный план.Умение рассматривать, видеть нюансы, рассказывать о впечатлениях от картины помогут нашим детям в будущем.