Беседа с опытно-экспериментальной деятельностью "Откуда берётся радуга?" для детей старшего дошкольного возраста.
Автор:Салимова Евгения Игоревна, воспитатель, МБДОУ детский сад №65 г. Орел
Цель: развитие мыслительной активности, коммуникативных навыков, толерантности в ходе исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать интерес к явлениям природы,
- воспитывать положительное отношение к самостоятельным действиям, поддерживать познавательную активность;
- расширять представления о естественно научных связях между природными явлениями;
-способствовать развитию аккуратности, взаимопомощи.
Словарная работа: спектр, призма.
Ход беседы
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Отгадайте мою загадку.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
(Радуга)
Ответы детей.
Воспитатель:Правильно - это радуга. А что такое радуга?
Ответы детей.
Воспитатель:Ребята, радуга представляет собой цветную дугу. Давайте посмотрим.
Воспитать демонстрирует фотографию радуги.
Дуга просматривается на фоне дождевой завесы. Радугу мы можем наблюдать в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, но солнце не должно закрываться облаками. Чаще всего, такое явление мы можем наблюдать летом, во время так называемых «грибных» дождей.
Воспитатель:. А где еще мы можем увидеть радугу?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, радугу еще можно увидеть около фонтана или водопада.
Демонстрация фотографий.
Воспитатель: Ещё радугу мы можем назвать цветовым спектром. Что такое спектр, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Спектр - это разноцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму. Вот смотрите, это призма.
Воспитатель показывает детям призму.
Воспитатель: призма- это предмет, способный разложить луч света на составляющие, т.е. на цвета.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что радуга также присутствует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Вот например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая - плохую.
Воспитатель: А кто из вас может назвать, какие цвета у радуги?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами выучим фразы, с помощью которых вы сможете в любое время нарисовать радугу.
* Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.
* Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам создать свою радугу.
Эксперимент. <<Личная радуга.>>
Нужны: Ёмкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Дети садятся вокруг ёмкости, воспитатель показывает ход эксперимента.
Опыт: в ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонаря. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появится радуга.
При возможности дети могут попробовать сами поймать радугу. Воспитатель им в этом помогает.
Объяснение опыта: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.
Воспитатель: Ну, что вам понравился эксперимент?
Дети делятся своими впечатлениями. Для закрепления порядка цветового спектра, в свободное время, с детьми можно нарисовать радугу.
Рекомендуем посмотреть:
НОД по экспериментированию в старшей группе
Конспект НОД в подготовительной группе. Свойства воздуха
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе
Экспериментальная деятельность в старшей группе. Свойства воды