Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час. Всероссийский единый Урок Победы (10 класс)

Классный час на 9 мая - День Победы в 10 классе
Классный руководитель: Саввина Евгения Михайловна
Дата проведения: апрель 2015 г.

Цель: помочь учащимся осмыслить значение победы в Великой Отечественной Войне.
Задачи:
Воспитание патриотизма.
Воспитание активной гражданской позиции.
Воспитание бережного отношения к истории своей страны, памяти предков.
Воспитание уважительного отношения к народам бывшего СССР, сражавшимся за Победу.
Оборудование: компьютер, проектор, аудио- и видеозаписи.
Предварительная подготовка:
1) Изучить требующуюся информацию о Великой Отечественной Войне, Второй мировой войне.
2) Подобрать стихотворения времен ВОВ, музыкальное сопровождение, видеоряд.
3) Поручить ряду учащихся подготовить стихотворения для Единого урока.
4) Подобрать цитаты великих людей.
Эпиграф на доске:
Девиз Единого урока: «Гордимся, помним!»
План классного часа:
1. Девиз «Гордимся, помним!». Память.
2. Вторая Мировая война.
3. ВОВ - битва не на жизнь, а на смерть.
4. Потери и ущерб СССР в ВОВ.
5. Голоса из прошлого (стихи и песни участников ВОВ).
6. Рефлексия.
Ход классного часа
1) Вступительное слово учителя . Девиз «Гордимся, помним!». Память.
«Ровно через месяц мы отмечаем знаменательную дату – 70 лет победы в Великой Отечественной Войне. В эти дни во всех школах России проходит Всероссийский единый урок Победы. Девиз единого урока: «Гордимся, помним!» В нём – два слова. О том, что мы горды, и о том, что мы помним.
Обратимся к словам великих (цитаты на доске):
• Народ, который теряет и память, теряет и совесть (З. Герберт)
• Народ без совести – народ без души. Народ без души – народ, который не может выжить (У. Черчилль)
• Народ, который не знает своё прошлое, не заслуживает будущего (Сербская пословица).
Помнить – святая обязанность тех, кто живет сейчас на нашей земле. Память – часть нашей культуры, национального самосознания, без которого народ – лишь «навоз, на котором произрастают другие народы» (П.А.Столыпин).
Если мы хотим остаться народом, Россией, жить и процветать, мы обязаны ПОМНИТЬ».
2) Вторая мировая война.
«Великая отечественная Война для нас - это часть Второй Мировой войны. Мировая – это значит, что задействован практически весь мир. Давайте оценим эти цифры:

Продолжительность войны - 2195 дней (6 лет)
Количество стран-участниц - 61
Численность населения стран-участниц - 1700 млн \ 80% населения Земли
Количество погибших - 50 млн
Количество раненых - 35 млн
Количество стран, в которых происходили военные действия - 40
Площадь территорий, на которых проходили военные действия - 22 млн. кв. км

Это была самая кровопролитная и разрушительная война.
Польша была захвачена за 33 дня, союзную армию Франции разбили за 44 дня. Врага смогли остановить только мы.
Вклад СССР – решающий, важнейший, главный.
Потому что было понятно, что для нашей страны это война на ВЫЖИВАНИЕ».
3) ВОВ - битва не на жизнь, а на смерть.
«Ребята, кто из вас знает, что такой «План «Барбаросса» и «Генеральный план «Ост»?
…Согласно этим планам:
- евреев полностью уничтожить
- славян – «изгнать», читай уничтожить
- небольшую часть славян планировалось «онемечить» (ассимилировать). Так, в годы ВОВ тысячи детей в возрасте до 5-6 лет т.н. «нордической внешности» были вывезены в Германию и подвергнуты «начальной германизации». В специальных колониях их проверяли на принадлежность к «арийской расе», часть отсеивали, заставляли говорить по- немецки, а затем, сменив документы и имя, отправляли в приюты, где их усыновляли немцы. Дети и усыновители обычно не знали об их истинном происхождении. После войны вернулось лишь 2-3% этих детей.
- территории планировалось очистить от местного населения и колонизировать.
Поэтому для нашей страны это была битва не на жизнь, а на смерть».
4) Потери и ущерб СССР в ВОВ.
«Мы спасли мир от фашизма. Мы заплатили за это дорогую цену.
• Потеряна 1\3 национального богатства
• 1710 городов и посёлков, 70 000 деревень были полностью разрушены
• Более 25 млн человек потеряли крышу над головой
• Было разрушено 32 000 предприятий
• Ленинград, Киев, Харьков, Днепропетровск. Смоленск, Курск и др. города были сильно разрушены
• Сталинград, Минск, Ростов-на –Дону лежали в руинах
• Сразу после войны соотношение мужчин и женщин 20-29 лет было 1 к 2 (женщин в 2 раза больше)- т.е. не у всех был шанс создать семью.
• За годы войны через армию прошли 34, 5 млн. человек
• ПОТЕРИ в армии (убиты, умерли в госпитале от ран, попали в плен, пропали без вести и т.д.) – от 11 до 16 млн. человек (каждый 2\3й)
• Цифры погибших колеблются. Официально – 27 млн, из низ 20 млн – мужчины

66% погибших военнослужащих – русские, НО – воевал ССР, и ВСЕ его народы внесли свой вклад, так:
• В Белоруссии погибло до 30% населения
• Огромные потери среди украинцев – следующие после потерь русских
• Воевало 4 млн выходцев из Средней Азии
• Самые кровопролитные потери – в Грузии (из 700 000 призванных не вернулось 300 000).
Это была наша ОБЩАЯ война, и мы должны быть благодарны этим народам!»

5) Голоса из прошлого (стихи и песни участников ВОВ).
«Победа 70 лет назад.. .Это было так давно. Когда что-то было давно и нет живых свидетелей, иногда не воспринимаешь эти события, как реальность. Всем вам я задавала вопрос о войне. .. Все семьи были затронуты войной – если не воевали, то работали в тылу, в госпитале, в колхозе…Но живых свидетелей уже нет, и семейные истории превращаются в легенды, отрывочные сведения; кажутся нереальными эти события и эти люди. А они хотели ЖИТЬ. Но пошли умирать, чтобы жили мы – будущее их страны. Много погибло молодых. У них не то, что детей – и первого поцелуя порой не было. Их род прервался, их потомки не родились, мы обязаны отдать им дань - в благодарность за то, что они подарили жизнь нам. Мы обязаны ПОМНИТЬ их – ибо: «Кто умер, но не забыт – тот бессмертен» (Лао Цзы).

«Объявляется Минута молчания» (видеоряд под фрагмент стихотворения Р.Рождественского «Реквием», официальный ролик «Минута молчания», 2014 г.).

«Эти люди и сейчас говорят с нами из того далекого уже времени – стихами и песнями, которые они оставили после себя. Все их чувства, мысли, страхи, надежды – всё в этих строчках.
Как это было….

Начинается война.
Анна Ахматова
«Мужество» (учащийся читает стихотворение)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя. Русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Люди уходят на фронт. Впереди – неизвестность, одна мысль – вернись живым.
Борис Окуджава, песня «Мальчики, до свидания» - аудиозапись в исполнении А.Варум

Война – это смерть.
Александр Твардовский «Я убит подо Ржевом» (отрывок) - аудиозапись

Война – это страшно.
Семён Гудзенко
«Перед атакой» - аудиозапись в исполнении В.Высоцкого
Когда на смерть идут,- поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв - и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Ракеты просит небосвод
и вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв - и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.

Война – это товарищество и братство, это сострадание и гуманизм.
Семён Гудзенко (читает учащийся)
«Товарищи»
Бойцы из отряда Баженова прошли по тылам 120 км, неся раненого.
Можно вспомнить сейчас, отдышавшись и успокоясь.
Не орут на дорогах немецкие патрули.
По лесам непролазным и в озерах студеных по пояс
Мы товарища раненого несли.
Он был ранен в бою, на изрытом снарядами тракте…
Мы несли его ночью, дневали в лесу.
Он лежал на траве, не просил: «Пристрелите. Оставьте».
Он был твёрдо уверен – друзья донесут.
Стиснув зубы до боли, бинтовали кровавые раны.
Как забыть этот путь! Он был так безысходно далек.
Голодали упрямо, но каждый в глубоких карманах
Дня него почерневший сахар берег.
Мы по рекам прошли, по нехоженым топким болотам.
Мы пробились к своим и спасли драгоценную жизнь.
Это в битвах рожденный, пропитанный кровью и потом,
Самый истинный, самый русский гуманизм.

И вот, после долгих 4х лет войны – Победа!
Алексей Сурков
«Утро победы» (читает учащийся)
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина… Тишина... Не во сне, наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста! –
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат, и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые –
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
6) Рефлексия.
Сейчас, в ознаменование великого праздника Победы, люди для себя стараются осмыслить его, донести до других своё ощущение этой даты, свои чувства и мысли – через искусство. Сейчас совсем другие времена, искусство изменилось, мы используем новые средства выражения. Форма не важна, важна суть.
В завершение нашего Всероссийского Единого урока Победы давайте посмотрим мультфильм от студии песочной анимации «70 лет Победы».
Использованная литература
1) Система взаимодействий классного руководителя с учащимися старших классов. / Авт.-сост. А.А. Литвинова. Волгоград: Учитель, 2004.
2) Интернет-ресурсы (исторические данные, стихотворения, аудио-и видеоматериалы).

Рекомендуем посмотреть:

Эссе, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Беседа ко Дню Победы, 8 - 11 класс Викторины с ответами для 9-11 классов на тему: День Победы Внеклассное мероприятие к 9 мая - День Победы, 9 - 11 класс. Они сражались за Родину

Похожие статьи:

Классный час ко Дню Победы «Строки, опаленные войной», 9-11 класс

Участник №151 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Опубликовано: 3224 дня назад (22 июня 2015)
Просмотров: 13004
+2
Голосов: 2
Светлана Анатольевна Савостьянова # 24 июня 2015 в 23:11 +1
Евгения Михайловна, познакомилась с Вашим классным часом на 9 мая «День Победы». Хорошая разработка, направленная на осмысление учащимися значения победы в Великой Отечественной Войне. В работе используется много цитат, подобраны стихотворения и песни. Поздравляю с первой публикацией на сайте! Небольшие рекомендации по оформлению: цитаты можно было выделить курсивом, а названия стихов и их авторов, названия аудиозаписей - жирным шрифтом, текст с экрана воспринимался бы легче. Голосую за интересный классный час, +1!
Евгения Михайловна Саввина # 25 июня 2015 в 00:39 +1
Спасибо) Спасибо большое за советы,обязательно учту в будущем)
Мария Иосифовна Мединская # 6 июля 2015 в 13:02 0
Евгения Михайловна! Классный час очень интересный. Много собранной информации о ВОВ. Спасибо за богатый материал!
Евгения Михайловна Саввина # 6 июля 2015 в 17:54 0
На здоровье)