Методическое пособие «Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся 6-8 лет в фольклорном коллективе с помощью шумовых инструментов»
Автор: Ракипова Фирдовез Кадировна, концертмейстер муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества №5».
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию методическое пособие по развитию музыкально-ритмических способностей учащихся в фольклорном коллективе с помощью шумовых инструментов. Работа может заинтересовать музыкальных работников, руководителей музыкальных кружков, учителей младших классов, которые организуют внеурочную деятельность по музыкальным направлениям, родителей и, конечно же, детей. Данная методическая продукция рекомендуется для использования на занятиях фольклорного пения в группах младшего возраста (6-8 лет), а так же для домашнего музыцирования.
«Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели».
Карл ОрфПояснительная записка
Специфика музыкально-ритмического воспитания определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии учащегося. На сегодняшний день среди проблем, связанных с повышением качества и эффективного воспитания учащихся, большое значение имеет развитие ритмического слуха.
Основная цель: «Создание условий для развития творческого потенциала учащихся, приобщение к народной культуре».
Задачи:
Развитие музыкально-ритмических способностей.
Увлечь музыкально-шумовыми инструментами.
Развитие творческого воображения и слуховой фантазии.
Умение работать в коллективе.
Цели и задачи реализуются через содержание музыкального обучения. Источником практического опыта является занятие с учащимися в фольклорном коллективе.
Актуальность: В детской психологии и методике развития речи учащихся хорошо известна роль становления слуха и формирование ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритма, резко тормозят формирование речи. Через музыцирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становиться более совершенной. В процессе игры проявляются индивидуальные черты каждого учащегося: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются музыкальные способности. У детей улучшаются такие качества как пение, музыкально-ритмические движения.
Новизной и отличительной особенностью является использование принципа интеграции видов деятельности в процессе занятий: музыкальной, двигательной, исполнительской, коммуникативной, продуктивной.
Главной особенностью развития ритмического слуха с использованием шумовых инструментов, является развитие музыкальной памяти, концентрируется внимание, вырабатывается творческий характер, интерес к занятиям. Игра в коллективе является подготовкой к жизни.
Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся с помощью шумовых инструментов
В каждом ребёнке совсем неплохо развивать музыкальные способности. Дети, занимающиеся музыкой, нередко опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Ценность творчества и его развивающие функции заключаются в самом процессе творчества, в овладении новыми способами деятельности.
Шумовой оркестр – одна из самых доступных и развивающих форм музыцирования: формирует чувство ритма, доставляет учащимся радость музыкального творчества, развивает мелодический и тембровый слух, музыкальную память.
Шумовой оркестр – это музыкально-эстетическая игра в различных ритмах, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замена и обмена ролями. Учащиеся учатся слышать не только себя, свою партию, но и партию своего соседа, в целом коллектива.
Одним из любимых шумовых инструментов для учащихся являются
ложки.
Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь невозможно. Но то, что и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа – бесспорный факт.
Ложки – древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмического сопровождения пения и пляски. В 19-20 веках ложки широко бытовали в хорах и ансамблях русских народных инструментов. Игра на ложках в прошлом веке достигала высокого мастерства. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски.
Трещётка – привлекает не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшали цветными лентами, цветами. Играют на ней преимущественно женщины, ритмически сопровождая величальные, плясовые, игровые и свадебные песни. Часто используется трещётка для сопровождения частушек, что придает им больше задора и веселья.
Бубенцы – это небольшие металлические колокольца шарообразной формы, прикрепленные к рукоятке.
Маракасы – их делают из дерева и наполняют дробью или камешками. Его родина – Латинская Америка.
Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками или колотушкой.
В природе существует 3 группы звуков:
1.
Музыкальные звуки – звуки с определенной высотой.
2.
Звуки с определенной высотой звучания – это пение птиц, сигналы, гудки.
3.
Шумовые звуки – это звуки, которые не имеют высотного звучания.
Например – шорох, скрип, треск, гром, стук. Поэтому шумовые инструменты используют для украшения и придания музыке эмоциональной насыщенности.
Игра на шумовых инструментах, а особенно на ложках, имеет здоровьесберегающее значение для учащихся: исправляет кривой детский почерк, лечит от рассеянности, невнимательности, заторможенности или гиперактивности. У детей развивается мелкая моторика рук, и как следствие, решаются многие проблемы.
В настоящее время
шумовые инструменты – обязательный атрибут фольклорных ансамблей.
Не хитрые инструменты, а сколько в них радости и русской удали.
Формы обучения и развития ритмического слуха в фольклорном коллективе «Звонница»
Для реализации занятий используются следующие
методы обучения:
1. Упражнения на различных шумовых инструментах.
2. Творческие задания.
3. Сопровождение шумовыми инструментами песен из репертуара ансамбля.
Примерный план ведения занятия:
1. Хлопки. Учащиеся прохлопывают ритмический рисунок, заданный педагогом.
2. Концертмейстер исполняет произведение, учащиеся повторяют ритмический рисунок хлопками.
3. Далее следует рассказ педагога о принципе извлечения звука в шумовых инструментах.
4. Педагог раздает учащимся шумовые инструменты – ложки, трещетки, бубенчики, маракасы.
5. Учащиеся исполняют на инструментах ритмический рисунок в медленном темпе.
6. Темп ускоряется при повторном исполнении.
7. Учащиеся меняются инструментами, исполняется произведение.
Музыкально-двигательные упражнения
Хоровод с ложками; исполняется хороводная мелодия, учащиеся ходят по кругу, отстукивая ритм, совпадающий с шагом.
В хороводе шаг остается прежним, ритм ложек педагог усложняет.
Для определения выразительности ритмического сопровождения педагог кратко анализирует хороводную мелодию.
Различие чередований сильных и слабых долей.
Задания даются на хорошо знакомых песнях.
Для развития способности к организованной игре в ансамбле можно использовать
игру «Звуковой бетерброд».
Цель игры: научиться поочередно «включать и выключать звук».
Выбираем музыкальные инструменты: трещетка, маракас, бубен.
Запоминаем, что -
Трещётка – это хлеб
Маракас – это масло
Бубен – это колбаса.
Я отрезаю хлеб – звучат трещетки,
Затем мажу маслом – звучат одновременно трещетки и маракас,
А теперь положу колбасу – звучит бубен,
Я съела хлеб и масло – замолкают трещетки и маракас,
Осталась колбаса – звучит бубен,
Съела колбасу – бубен замолкает.
«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.
Методическое задание
Хлопки: Доброе утро -
Здравствуй новый день –
Здравствуйте –
Ой вы, гостюшки, дорогие –
Заключение
Творческий процесс в фольклорном коллективе направлен на то, чтобы учащийся ощутил себя не потребителем музыки, а ее творцом. Основополагающий вывод – чтобы творческая деятельность на занятиях фольклорного образования стала развивающей.
Успешное развитие музыкальных способностей учащихся зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности.
Обучаясь игре на шумовых инструментах, учащиеся осознаннее различают красоту звучания различных инструментов, улучшается качество пения и музыкально-ритмических движений. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления творческой инициативы.
Используемая литература
1. «Музыкальный фольклор на уроках музыки» Банина С.: интернет-ресурс.
2. «Русский фольклор» Куприянова Л.Л. Москва, «Просвещение» 2002г.
3. Журнал «Музыка в школе» различных годов издания.
4. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»-М. 2005г.
5. Н.А. Ветлугина – шумовые инструменты.
6. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова» часть 1, издательство «Книжный дом» Минск 1999г.
7. «Особенности приобщения школьников к игре на детских музыкальных инструментах» научная статья, автор Цокур Н.Д. 2013г., интернет ресурс.
8. «Значимость развития музыкальных способностей у детей младшего возраста» - статья – авторы:
Медведева К. Е., Цвпин К. М., интернет ресурс.
9. Методика карла Орфа – статья, автор Марина Шадрина, дата публикации 2013г., интернет ресурс.
10. «Сущность и содержание понятия музыкальных способностей», статья, автор Ландышев С. Ю. аспирант, интернет ресурс.
Благодарим за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Гусли из картонной коробки своими руками. Мастер-класс с фото
Бубен своими руками в детский сад из подручных средств. Мастер-класс с пошаговыми фото
Шумовой музыкальный инструмент для детского сада своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото
Музыкальное занятие с применением шумовых инструментов - ложек в детском фольклорном коллективе 6-7
Похожие статьи:
Музыкальные игры для старшеклассников