Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Музыкальное занятие с применением шумовых инструментов - ложек в детском фольклорном коллективе 6-7 лет

Музыкальное занятие с применением шумовых инструментов - ложек в детском фольклорном коллективе 6-7 лет

Автор: Ракипова Фирдовез Кадировна, концертмейстер муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества №5».

Описание работы: Предлагаю вашему вниманию разработку музыкального занятия с применением шумовых инструментов - ложек. Как музыкальный инструмент ложки часто используются в детских коллективах. Прежде всего, они безопасны для малышей: гладкие поверхности не дают возможности пораниться, а лёгкий вес и мобильность делают их незаменимыми на любом празднике. Малыши с удовольствием извлекают громкие ритмичные звуки из ложек и усиленно работают ручками. Данный материал может заинтересовать музыкальных работников, руководителей музыкальных кружков, учителей младших классов, которые организуют внеурочную деятельность по музыкальным направлениям, учителей музыки, родителей и, конечно же, детей. Данная методическая продукция рекомендуется для использования на занятиях фольклорного пения в группах младшего возраста для детей 6-7 лет, а так же для домашнего музыцирования.

Цель: закрепление и обобщение знаний о шумовых инструментах.
Задачи:
- Развивать навыки восприятия и анализа музыкального материала,
- Развивать внимательность и наблюдательность,
- Расширить знания,
- Выявить творческие, артистические возможности детей,
- Формировать интерес к музыкальным произведениям,
- Формировать эстетический вкус и потребности.
Ход занятия
Ведущая: Добрый день, ребята! Предлагаю Вам прослушать одно интересное стихотворение.
(Зачитывается стихотворение Е. Королёвой «Шумовые звуки».)
Стихотворение:
Все на свете дети знают, звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот, самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые. Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стука - музыкальные есть звуки.
Ведущая: Ребята, кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем говорить на нашем занятии?
(Следуют ответы детей).
Ведущая: Верно, речь пойдёт о шумовых инструментах. А о каком именно инструменте, Вы сейчас попробуете угадать.
(Далее сам взрослый или ребёнок, сидя за ширмой, играет на ложках, а дети определяют на слух).
Ведущая: Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.
Правильно, сегодня мы будем говорить, и учится играть на ложках. Ребята, а как Вы думаете, где и когда впервые появились ложки?
(Следуют ответы и рассуждения детей).

Ведущая: Было это очень давно. Первоначально ложки делали из камня. Они были весьма неудобными в применении и очень тяжёлыми. Затем только ложку стали делать из дерева. Из самой глубины веков пришли до нас деревянные ложки. Возможно, родиной деревянной ложки считается Египет. В России же первое упоминание о русских ложках встречается в "Повести временных лет". Там описан пир у князя Владимира. Знаменит пир тем, что дружинники возмутились, когда их стали угощать не с серебряных ложек, а с деревянных. Князь велел сейчас же изготовить серебряные ложки. Как Вы думаете, кто и когда первым догадался превратить обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент?
(Следуют ответы и рассуждения детей).
Ведущая: Подробные сведения о ложках, говорят о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам. Ведь, как музыкальный ударный инструмент ложка служила не только ритмическим оформлением, как, например, у испанцев - кастаньеты. В звуки, извлекаемые ложками, вкладывался некий магический смысл. Считалось, что игра на ложках отгоняла злых духов. Истоки же возникновения игры на столь необычном инструменте относятся к восточным славянам. Считается, что именно они в начале 16 века начали использовать для извлечения ритмичных звуков деревянные ложки. Музыкальный инструмент в те времена был слишком громоздким и требовал навыков игры на нём. Восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски.

Ведущая: Ложки - древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.

Ведущая: Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берётся в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причём бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же ещё раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.
(Звучит фрагмент игры на ложках).

Ведущая: На самом деле существует огромное количество приёмов игры на ложках. Сегодня мы попробуем несколько из них. Для этого нам понадобятся две ложки. Прежде чем будем пробовать играть, сначала запомните следующее: ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть ими соседа. Сильно их не бьём, играем аккуратно и бережно, помним, что в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев.
(Идёт проверка рабочих мест детей и инструментов).

Ведущая: Первый приём называется «Щелчок». Кладём одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и ударяем по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
(Дети повторяют движения за руководителем).
Ведущая: Второй приём - «Маятник». Выполняем скользящие удары ложки о ложку, они напоминают движения маятника. Ударяем тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
(Дети повторяют движения за руководителем, сначала держа ложки в вертикальном положении, а затем в горизонтальном).
Ведущая: Третий приём - «Мячики». Обе ложки держим в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счёт один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
(Дети повторяют движения за руководителем).
Ведущая: Молодцы ребята, у нас с вами получился ансамбль ложкарей. Давайте повторим наш «ансамбль ложкарей».
(Далее следует живая игра руководителя на баяне или аккордеоне, исполняется русская народная песня «Ах, вы сени мои сени», затем отрабатываются приёмы).

Ведущая: Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.
(Звучат фрагменты игры на косе и на пиле).
Ведущая: Попробуйте угадать, на чём играют? Какие инструменты используют?
(Следуют ответы).
Ведущая: Весьма широка география шумовых ударных инструментов и других народов мира:
Клавес – кубанский инструмент
Кастаньеты – Испания, Южная Италия
Маракасы – латиноамериканский инструмент
И такие как:
Чекере – кубинский шумовой инструмент;
Чак-час – индонезийский шумовой инструмент;
Дарбука – арабский барабан;
Бонго – кубинский барабан;
Клон-тонг – индонезийский барабан;
Балафон – ударный инструмент западной Африки;
Тарка – свистковый духовой инструмент из Перу и Боливии;
Пунги – индийский инструмент с двумя трубками;
Дудук – армянский духовой инструмент;
Рабаба – египетский струнный инструмент;
Кора – западноафриканский струнный инструмент;
Чонгур – грузинский инструмент;
Стабула– латышский духовой инструмент;
Карнай – узбекский духовой инструмент;
Цина – струнный китайский инструмент.
(Звучат фрагменты игры на некоторых перечисленных шумовых ударных инструментах других народов мира).
Ведущая: В XIX – XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.
(Звучит фрагмент игры на ложках виртуозов-ложечников).


Ведущая: Необычайный успех ложечников, привлечённых в начале ХХ века в состав оркестров русских народных инструментов, привёл к тому, что мастерские по производству музыкальных инструментов стали изготовлять модернизированные металлические ложки с бубенцами и колокольчиками. Такими ложками пользовались, как маленькими бубенчиками их держали в руке и по мере надобности встряхивали ими. Подобного рода ложки находили применение в полковых хорах.
(Звучит фрагмент игры на ложках полкового хора).

Ведущая: В наше время ложки узаконили своё место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене.
(Звучит фрагмент игры на ложках в профессиональном исполнении)


Ведущая: Сегодня мы с Вами многое узнали. Ложка является самым колоритным и распространённым символом русского народа. Ложки популярны и в России, и за рубежом, наряду с матрёшкой и балалайкой.

Ведущая: Ребята, помните, что освоение игры на ложках требует некоторого труда и терпения. Разучивать тот или иной, особенно сложный, ритмический рисунок следует вначале медленно, добиваясь автоматизма в движениях. А теперь возьмём ложки и повторим изученные нами сегодня приёмы.
(Далее руководителя играет на баяне или аккордеоне, русскую народную песню «Ах, вы сени мои сени», а дети играют на ложках, используя изученные приёмы: «Щелчок», «Маятник», «Мячики»).
Ведущая: В завершении предлагаю послушать фрагмент игры Оркестра русских народных инструментов имени В. В. Андреева.
(Звучит фрагмент).

Благодарю за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая» Методическое пособие по развитию музыкально-ритмических способностей у детей 6-8 лет Конспект ООД по музыкальному воспитанию с использованием здоровье сберегающих технологий и ИКТ. Стар

Похожие статьи:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень

Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы

Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы

Методическое пособие по развитию музыкально-ритмических способностей у детей 6-8 лет
Опубликовано: 2736 дней назад (27 октября 2016)
Просмотров: 8401
+2
Голосов: 2
Татьяна Юрьевна Чистякова # 2 ноября 2016 в 14:57 +1
Видно, что проделана большая работа. Данная тема сейчас несколько забыта, и очень хорошо, что Вы поделились своим опытом.