Игра - викторина о птицах для детей 6-8 лет
Конспект игры - викторина «Эти удивительные птицы».
Автор: Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию конспект занятие викторина «Эти удивительные птицы», которое направлено на представление детей о птицах. Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы детских садов, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов. Возраст детей 6-8 лет.
Цель: Поддержание интереса детей к познанию природы и представления о птицах.
Задачи: способствовать закреплению знаний детей о птицах;
-расширять кругозор детей;
-содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
-восстановить любовь к природе, интерес к миру птиц.
Оборудование: иллюстрации птиц: клест, иволга, гусь, эмблемы для команд,
жетоны для награждения за правильные ответы в викторине;
фонограмма с голосами птиц;15 карточек с буквами игра «Типография»,
и карточки с заданиями к игре «Ну-ка, прочитай!»
Ход игры.
Педагог: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поиграем в интересную игру.
А тему сегодняшней игры вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и 2 крыла
Прилетит –плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это…
Воспитанники: (птица)
Педагог: Сегодня мы будем говорить о птицах. Многие из них нас могут удивить. Знаете ли Вы, что не только поэтам, героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам?
Какой птице поставили памятник?
В Риме стоит памятник гусю. Говорят: «Гуси спасли Рим». Они разбудили защитников крепости. Когда на крепость напали враги гуси стали громко гоготать и защитники проснулись. Вот видите, такие обыкновенные птицы, как гуси, тоже способны совершать героические поступки.
А задумывались ли вы над тем, почему птиц называют именно так, а не иначе? Откуда взялись их названия?
Наши воспитанники - эксперты расскажут вам о некоторых птицах.
Рассказ о клесте.
1 воспитанник:
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Кле! Кле! Кле! – поет со свистом?»
(Клест)
Почему его так назвали?
2 воспитанник:
Название птицы клест произошло от старого русского слова «Клест», что значит «Сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. За этот клюв птицу и прозвали клестом.
3 воспитанник:
Особенность внешнего вида клеста – это клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте к нему прилетали клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту, но это оказалось им не под силу, и кончики клювов птиц перекрестились, а перья испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут
«Христовыми птицами»
4 воспитанник:
Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Поэтому малыши – клесты не боятся замерзнуть, родители их прокормят и обогреют в гнездах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев. А еще за то, что клюв у них крестообразный, и что птенцы выводятся зимой в народе их называют
«святыми птицами».Рассказ об иволге.
1 воспитанник:
Иволга. Семья этой птицы может зависеть и от ее характера. Можно услышать в лесу, будто кто на флейте играет. И вдруг с того же, дерева понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай, будто кошке на хвост наступили. Этот музыкант прячется в густой листве. Даже с юга прилетают позже других птиц, когда на деревьях шумит листва, а улетает всегда раньше, пока листья не опали.
2 воспитанник:
Иволге нужна густая листва, потому, что у нее очень яркое и заметное оперение: желто-золотистая грудь, головка и спинка, а крылья и хвост бархатно-черные.
3 воспитанник:
Слово «Иволга» в переводе на русский язык означает «неясный характер». Из-за своего «неясного характера» она может издавать и красивые, и неприятные звуки. Недаром Иволгу зовут «лесной флейтой», «лесной кошкой». Иволга-одна из самых красивых птиц. Она поедает множество вредных насекомых.
Педагог: Большое спасибо нашим экспертам.
А сейчас я предлагаю вам проявить находчивость, смекалку в нашей викторине. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.
Делимся на 2 команды.
Выбираем капитанов команд.
1.Конкурс капитанов.
Капитанам предлагается произнести скороговорку (дается карточка с надписью скороговорки «Три свиристели еле-еле свистели на ели»).
2.Подвижная игра «Петушки»
Чертится круг диаметром 2 м. Играющие (по 1 человеку от каждой команды) входят в круг, принимают исходное положение; стоя на одной ноге, одной рукой держат ногу, а другая рука согнута впереди и прижата к туловищу. Задача каждого участника , вытолкнуть противника из круга.)
3.Игра «Типография»
Каждой команде раздается 15 карточек с буквами.
А, В, Г, Е, И, К, Л, Н, О, П, Р,С, Т, Ч, Ц, И, Я
Каждый участник берет карточку. Если мало в команде участников, то несколько человек получают несколько карточек.
Педагог читает загадки, а дети, отгадав её, стараются быстро вставить в ряд, чтобы можно было прочитать отгадку.
Загадки.
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица –
(грач)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат,
На носу повисла капля.
Узнаете? Это ….
(цапля)
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес…
(павлин)
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать, дворец
Прилетай, скорей….
(скворец)
Ночь, как смоль, черным черна
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит
Караулит кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава
Это ухает…
(сова)
4.Конкурс «Ну-ка, прочитай!»
Задание. Прочитать название птиц.
Чтобы их прочесть в каждом ряду. Зачеркните одинаковые буквы. Кто быстрее.
П, Б, Д, А, К, М, К, В, Л, О, М, Д, И, О, Б, Н
(павлин)
Р, З, Т, Я, С, Т, Ю, Б, Д, Л, Ю, С, И, Д, Р, К
(зяблик)
К, Л, Т, У, В, Б, Р, Ы, В, И, Б, Ц, Ы, Т, А, Л
(курица)
5. Конкурс. «Назови пословицу»
Команды должны назвать, как можно больше пословиц, поговорок о птицах.
Пословицы.
1. где птица не летает, а свое гнездо знает.
2. журавель летает высоко да видит далеко.
3. орел хоть и страшен, но остается птицей.
4. как бы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
5. соловей берет пением, а человек – умением.
6. соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
7. кукушка кукует, по дому горюет.
8. у каждой пташки - свои замашки.
9. всякая птица своим клювом сыта.
10. всякая птица по-своему поет.
11. здоровое дерево дятел не долбит.
12. ласточка день начинает, а соловей кончает.
13. старый ворон не каркает впустую.
14. птица сильна крыльями, а человек - дружбою.
15. вороне соколом не быть.
16. рада птица весне, а младенец – матери.
6. Конкурс «Угадай голос»
Звучит фонограмма голосов птиц.
Воспитанники угадывают, что это за птица.
7.Игра «По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?»
Команды зачитывают друг другу описание птиц, а соперники угадывают название птиц.
Подведение итогов. Подсчет жетонов.
Педагог: Вот и завершается наша викторина. Что нового вы сегодня узнали?
Думаю, сколько бы ваша команда ни набрала очков, все равно
победила
дружба.
8. Награждение победителей. Каждый участник получает в награду такую эмблему.
Спасибо всем за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий интеллектуальной игры в начальной школе по творчеству Михалкова
Интеллектуальная игра в начальных классах "Самый умный"
Литературно - интеллектуальная игра 2-3 класс. Сценарий
Литературный марафон по несказкам Бианки