Конспект занятия «Наш гость Карась»
Автор: Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю Вашему вниманию Конспект занятие «Наш гость Карась», которое направлено на ознакомление детей с особенностями строения рыб, их внешним видом и поведением. Развивать внимание и наблюдательность, интерес к окружающему миру и живой природе. Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы детских садов, педагогам начальных классов для внеклассного мероприятия. Возраст детей 5-7 лет.
Цель: уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах;
Задачи: познакомить детей с особенностями строения рыб;
дать представление о кормлении рыбки;
познакомить с особенностями их внешнего вида и поведения;
развивать наблюдательность при рассматривании рыбки;
воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.
воспитывать бережное отношение к живым объектам.
Материалы: Муж с рыбалки принес живого карася. Я в банке принесла его на занятие. Таз – 1шт. вода, живая рыбка.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня на нашем необычном занятии мы поговорим о живой природе. Я Вам прочитаю загадки, а Вы подумаете и мне ответите о ком эти загадки.
1
.В воде мы живём,
Без воды пропадём.
2.Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка в сказку загляни!
3.Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
4.У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Дети: О рыбках.
Воспитатель: Правильно ребята все эти загадки о рыбках. А кто знает сказки, где главными героями есть рыбка?
Дети: По щучьему велению, Сказка о рыбаке и рыбке, Золотая рыбка, Вовка в тридевятом царстве, Садко, О русалочке.
Воспитатель: Молодцы правильно в этих сказках героини рыбки. Вот и сегодня к Вам пришла в гости настоящая рыбка карась. Такие рыбки живут у нас в реках, озерах и прудах. Она не золотая и желания ничьи выполнять не будет.
Воспитатель: показываю рыбку плавающую, в тазу. Похоже, было, что карась очень рад встречи с детьми. С такой важностью демонстрировал свою технику плаванья, и казалось, что очень внимательно слушал, о чем я рассказываю детям. Существует два вида карасей: золотой - с круглым высоким телом, обитающий в водоемах со стоячей водой и серебряный - с более низким телом и светлой чешуей, населяющий не только озера но и реки. Масса взрослого золотого карася в среднем 500-700 г при размере тела 20-28 см, серебряных - 700-900 г. Они хорошо переносят холодную зиму и жаркое лето. Особенно вынослив золотой карась. Они обитают в хорошо прогреваемых водоемах со стоячей водой и мягким дном. Ищет также заросшие участки.
Воспитатель: дети давайте с Вами внимательно рассмотрим тело нашей рыбки.
Кто знает, чем покрыто тело у рыб?
Дети: (Чешуей.)
Воспитатель: А какая у рыбки форма тела?
Дети: (сами думают и объясняют, как умеют)
Воспитатель: правильно тело у рыбки обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и
сужено сзади. Такая своеобразная форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.
Давайте посмотрим, как рыбка плавает?
Что помогает рыбке при плавании?
Дети (Хвост, плавники.)
Когда рыбка плывет, ее хвост движется из стороны в сторону.
Воспитатель: показываю движение рыбки рукой. Давайте вместе покажем, как рыбка плавает (прошу детей тоже руками повторить).
На конце тела у рыбки, имеется хвостовой плавник. Кроме того, плавники у рыб есть на спинке, на брюшке и на грудке.
Воспитатель: послушайте стихотворение о рыбке:
Рыбка плавает в воде:
"Кто поймал тебя и где?"
Ну, а рыбка всё молчит,
Ничего не говорит.
Дам ей корма, свет включу,
И сама сижу - молчу.
Рыбка плавает на дне,
Грустно ей и грустно мне.
Вечер бродит за окном,
Скоро ночь придёт в наш дом,
Мне в постель уже пора:
"Рыбка! Рыбка, до утра!"
(И. Шабалина)
Воспитатель: ребята, а как Вы думаете, умеют ли рыбки разговаривать?
Дети: (дают разные ответы)
Воспитатель: вот еще одно стихотворение послушаем, может оно поможет нам разобраться:
Рыбка ротик открывает,
открывает, и - молчит!
Ничего не понимаю,
и поэтому - сердит!
Братец Витька мне с улыбкой:
«Что ж ты сердишься опять?
Говорить умеет рыбка,
просто нам – не услыхать!
Рыбкин голос - тоньше писка…»
Тоньше писка?! Не беда!
Подойду я близко-близко
к банке с рыбкою тогда!
Вот - подкрался тише мыши,
ухо в банку окунул…
И в воде её не слышу!
Значит, брат не обманул?!
Сделал я лицо построже,
крикнул: «Рыбка, как дела?!»
Но понять меня, похоже,
рыбка тоже не смогла…
(Ис Ла)
Воспитатель: ну скажите, умеют рыбки разговаривать?
Дети: Нет.
Воспитатель: а давайте нашей рыбке покажем, как она ротиком делает, может она нас поймет.
Дети вокруг таза показывают рыбке движение ротиком (откроют, закроют)
Воспитатель: Как вы думаете, рыбка нас видит? Почему
Дети: У рыбки есть два глаза - с левой и с правой стороны.
Воспитатель: рыбки быстро замечают движущиеся предметы. Посмотрите, как наша рыбка увидит и поймает корм. Они очень любят вот таких червячков.
Воспитатель: показываю мотыля, и бросаю в воду.
Дети наблюдают, как рыбка хватает корм.
За день одна рыбка съедает 4-5 личинок.
Воспитатель: а давайте позовем нашу рыбку и легонько постучим по тазу.
Дети наблюдают за реакцией рыбки, она реагирует на стук.
Воспитатель: рыбка слышит наш стук, у нее нет снаружи ушей, но есть внутреннее ухо. А посмотрите, как рыбка дышит, заглатывает ртом поток воды. В воде находится воздух, рыбка вдыхает его жабрами, а отфильтрованная вода выходит с двух сторон. Рыбка любит жить в воде, это ее дом. Рыбки без воды жить не могут, поэтому пересаживать ее из одной емкости в другую надо очень быстро.
Сачком вылавливаю карасика и сажаю обратно в банку.
Воспитатель: дети давайте отгадаем загадки, которые приготовила нам рыбка:
1.
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
Отгадка (Аквариум)
2
.У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь — в котел попала.
Отгадка (Щука)
3
.Не зверь,
Не человек,
А с усами.
Отгадка (Сом)
4
.Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
Отгадка (Сом)
5.
С хвостом, а не зверь,
с перьями, а не птица.
Отгадка (Рыба)
6
.На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Отгадка (Сом)
7.
Хвостом виляет, зубаста, а не лает.
Отгадка (Щука)
Воспитатель:Вы молодцы ребята все загадки разгадали.
Сейчас мы скажем нашему карасику спасибо, что пришел к нам в гости. И пойдем на прогулку к пруду и выпустим нашего, гостья в его жилище.
Воспитатель: ребята скажите, как правильно нужно отпускать рыбок в воду?
Дети: надо опустить банку с рыбкой в воду и она сама уплывет.
Воспитатель: молодцы, чтоб рыбка не поранилась.
Рыбку в пруд мы отпустили.
На полянке поиграли в
игру «Рыбка, рыбка - щука»
На обратном пути дети пели
песенку «Кузнечик».
Спасибо за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника на воде в подготовительной группе
Сценарий досуга в детском саду в старшей группе «День приветствий»
Конспект развлечения по основам здорового образа жизни в старшей и подготовительной группе
Интеллектуальная развлекательная игра в старшей группе
Похожие статьи:
Итоговое мероприятие тематической недели «Народные промыслы России»
Сценарий развлечения по ПДД в старшей группе совместно с родителями
Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий развлечения НОД для старших дошкольников к празднику Всемирный день ребёнка
Конспект физкультурного развлечения в старшей группе