Конспект родительского собрания в детском саду «Здоровье начинается со стопы»
Цели: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.
Задачи: повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. Выявить факторы, влияющие на физическое развитие детей. Познакомить родителей с видами профилактических упражнений для ног.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: воспитатели, родители, дети.
Ход мероприятия
I. Вступление:
Ведущий: - Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня наше собрание посвящено здоровью наших детей. (слайд №2) Ведь здоровый малыш - счастливый малыш.
Народная мудрость гласит: (слайд №3)
«Дитятко, как тесто: как замесил, так и выросло» (пословица русского народа);
«Здоровому каждый день праздник» (турецкая пословица);
«Существует тысячи болезней, но здоровье только одно» (индийская пословица);
«Забота о здоровье – лучшее лекарство» (японская пословица).
Вам знакомо выражение, что болезнь легче предупредить, чем лечить.
Последние три недели мы с вами обсуждали тему профилактики плоскостопия у детей. (Слайд№4) Это не случайно. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, постоянно возрастает число нуждающихся в коррекционных группах для занятий физкультурой, часто болеющих детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.
II. Педагогический всеобуч «Здоровье начинается со стопы»:
(Слайд № 5)
Плоскостопие – это деформация стопы с уплощением её сводов. Оно различается в зависимости от причины возникновения по видам: врождённое, рахитическое, паралитическое, травматическое и статическое. Физиологическая слабость и хрупкость голеностопного сустава просто диктуют необходимость его укрепления с максимально раннего возраста. Наряду с этим воздействие на стопу ребёнка позволяет также способствовать и укреплению его организма в целом.
Следует отметить, что в рамках плановой диспансеризации дошкольников 4-5 лет крайне редко проводятся осмотры врачом ортопедом в силу разных причин, поэтому в старшем возрасте мы наблюдаем удручающую картину свода стопы у многих детей.
Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Установлено, что двигательная активность детей находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия имеет особое значение.
(слайд №6) Прошу вас обратить внимание на
симптомы этого заболевания:
- повышенная утомляемость во время ходьбы;
- при длительной ходьбе в течение дня – к концу дня боли в икроножных мышцах, боли в стопах и в области лодыжек;
- снижение физической работоспособности;
- головные боли как следствие пониженной рессорной функции стопы;
- изменение формы стопы, особенно в средней её части;
- появление (с возрастом) пяточных шпор, косточки выступающей возле большого пальца;
- стаптывание внутренней части каблука, на которую приходится большая нагрузка.
Стопа имеет сводчатое строение и является важным опорным и рессорным аппаратом, а также одним из активных периферических сосудистых насосов.
Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для дальнейшего здоровья ребёнка. Это избавит его от боли в икроножных мышцах, частого «подвёртывания» стоп, болей в суставах (боли в коленных суставах могут имитировать ревматизм) и позвоночнике, головных болей вследствие пониженной рессорной функции стоп.
(слайд №7)
Как в домашних условиях определить форму стопы? Можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1—1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечат¬ки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетель¬ствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь нужна консультация и помощь ортопеда. Измерив самую широкую и самую узкую часть стопы, можно определить, имеется ли у ребенка нарушение в своде стопы. Обратите, пожалуйста, внимание на рисунок.
(Слайд №8 - 15)
Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком, по неровным поверхностям (по земле, песку, мелким неострым камешкам, воде).
(Слайд № 16) Очень большую роль имеет правильный
подбор обуви для ребенка.
Размер обуви должен точно соответствовать размеру стопы. Это означает, что обувь должна плотно обхватывать ее с боков. Верх правильно подобранной обуви не сдавливает стоп.
Каблук – это возвышение, с которого как бы само собой шагается, которое облегчает перекат. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.
Какой должна быть подошва? Тонкой? Не обязательно. Подошва хороша тем, что защищает ногу от мелких, колючих неровностей, от ударных нагрузок и холода. Для ходьбы по асфальту подошва должна быть толстой и мягкой, особенно в зимнее время года. Резиновая решетка внутри толстых подошв к тому же отлично амортизирует и распределяет нагрузку на стопе.
Материал ее может быть самым разным. Но если обувь закрытая, она обязательно должна дышать и обеспечивать тепловлагообмен. А значит, она не должна быть из кожзаменителя. Годится либо натуральная кожа, либо материя.
Супинатор – вкладное коррекционное приспособление специальной конфигурации, которое поддерживает продольный и поперечный свод стопы.
(Слайд №17)
В целях профилактики рекомендуются следующие упражнения:
1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
2. Ходьба с разными положениями стоп — на внешней стороне стопы, со сведенными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно развернутыми носками ног.
3. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь поднимать выше пятки.
4. Ходьба боком по гимнастической палке, по толстому шнуру.
5. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
6. Ходьба перекатом с пятки на носок. Туловище держать прямо, смотреть вперед.
7. Катать палку вперед-назад.
8. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу.
9. Подняться на носки и выполнять приседание, держась за опору.
10. Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в колене.
11. «Большой и маленький» — ребенок приседает, опираясь руками о колени, затем выпрямляется, поднимает голову и руки вверх ладонями внутрь, смотрит вверх и поднимается на носки.
12. Из положения, сидя, упор руками сзади:
— захватывать пальцами ног предметы (палочки, шарики, шнур, платок), перекладывать их вправо, влево; захватывать внутренними сводами стоп предмет покрупнее — кеглю, мяч, подтянуть его к себе, передать сидящему рядом, катать резиновые маленькие мячи с шипами.
III. Практикум.
Воспитатель: настало время пригласить наших детей, чтобы они показали нам некоторые упражнения для профилактики плоскостопия.
( дети в спортивной форме входят в помещение и показывают упражнения для родителей, а можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов Lego на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т. д.)
Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием
Собирать пальцами босых ног с пола или ковра небольшие предметы и шарики. Из положения, сидя на полу (на стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга).
• Ходить на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.
• Ходить по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.
• Ходить на внешней стороне стопы.
• «Мельница»: сидя на коврике (ноги вытянуты вперед), производить круговые движения ступнями в разных направлениях.
• «Художник»: рисовать карандашом, зажатым пальцами левой (правой) ноги, на листе бумаги, который придерживается другой ногой.
• «Утюжки»: сидя на полу, потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот. Производить скользящие движения стопами по голеням, затем круговые движения.
• Попеременно катать ногами деревянные или резиновые шипованные мячи (валики) в течение трех минут.
Воспитатель: наши дети показали вам только часть той большой работы, которую мы проводим в детском саду и призываем вас делать это и дома.
(Слайд №18) Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о профилактике плоскостопия в нашей группе:
• с медицинской сестрой провели обследование ног всех детей (плантографию);
• (Слайды №19-22) Вместе с инструктором по физкультуре подобрали различные виды ходьбы, упражнений (с предметами и без, из различных положений), подвижные игры для профилактики плоскостопия;
• С детьми была проведено познавательное занятие «Наши помощники ножки». На этом занятии мы с детьми выяснили, для чего нужны человеку ноги, какую роль они выполняют, как необходимо заботиться о них, беречь и ухаживать.
• «Массажные коврики для зверят» - так называлось занятие по рисованию, на котором дети изображали разнообразные коврики для массажа стоп.
• Разучили с детьми игры «Стирка», «Море волнуется», «Загрузи машину», гимнастику после сна стали выполнять с использованием массажных ковриков.
• (Слайд №23,24) Для вас показали открытое занятие по физической культуре «Укрепляем ваши ножки».
IV. Заключение.
На этом наше собрание заканчивается, и на прощание, дети станьте в круг, а взрослые образовывают внешний круг, тоже взявшись за руки. Упражнение называется «Колокол». На вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем вниз и говорим «бом». Желаем вам и вашим детям крепкого здоровья. (слайд №25)
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание в старшей группе детского сада
Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе
Родительское собрание во 2 младшей группе. Конспект
Родительское собрание в ДОУ. Конспект
Похожие статьи:
Сценарий родительского собрания по ПДД в ДОУ
Родительское собрание в детском саду. Мой ребёнок
Конспект родительского собрания в первой младшей группе
Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе
Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»