Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Адаптация дошкольника при поступлении в ДОУ

Социально-эмоциональная адаптация дошкольника при поступлении в ДОУ
Современное общество представляет собой сложный организм, в котором все социальные ячейки тесно взаимосвязаны, а от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом. Подчиняясь за-конам природы, в этом организме каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают: ни социальных правил и норм, ни законов, согласно которым живут их родители.
Для того, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни необходимо создать условия для усвоения представлений о своих обязанностях в отношении окружающих людей, представлений о добре и зле и вообще культурных навыков.
Кроме того, человек осваивает социальные роли своего поведения в обществе.
Сложный процесс приобщения ко всему этому начинается с рождения человека, охватывает его детство и юность, а потом поддерживается всю его жизнь. Ребенок, вступая в мир социальных отношений, первой из которых является детский сад, в дальнейшем и другие социальные институты. Приходя в детский сад, он адаптируется к внешним условиям детского и взрослого коллектива.
Отрыв от дома и родных при поступлении в детский сад, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми детьми может стать для ребенка серьёзной психической травмой. Чтобы этого избежать нужно ребёнку помочь или проникнуть в его маленький мир и содействовать плавному, мягкому, бестравматичному привыканию ребенка к новым социальным условиям.
Что же такое социализация? Социализация, по мнению Р. С. Немова, «процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта». В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком [5, с.568]. Так же социализация - это приобщение человека к жизни в обществе [6, с. 37]
Дошкольный возраст — время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению [4, С. 47-50].
Социализация к изменившимся условиям при поступлении в детский сад будет осуществляться более эффективно при опоре на ведущий вид деятельности, которая является основой становления личности ребенка. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Эмоциональная жизнь ребенка начинается в младенчестве и во многом определяется дальнейшими социальными условиями существования.
Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке [1, с.15]
Выделяют три фазы адаптационного процесса [2, с.4]:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза или собственно адаптация характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется или период адаптированности убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Наряду с этим различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
• лёгкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
• адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
• тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Выделяют два критерия успешной адаптации:
- внутренний комфорт - эмоциональная удовлетворённость;
- внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды. [1, с.15].
Поступая в дошкольное учреждение у ребёнка происходит ломка стерео-типов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду. Наличие чёткого режима дня, отсутствие родителей, новый стиль общения, другие требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. У ребёнка нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д. Ребёнок с приходом в детский сад, отделяется от семьи, и жизнь взрослых, детей значительно меняется. Для приспособления семьи к новым жизненным обстоятельствам требуется какой-то промежуток времени.
В период адаптации нужно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он почти безболезненно приспосабливался к жизни детского сада, пере-живал положительно окрашенные эмоции, так как воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении детства.
Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли, понимание ново-го периода своей жизни, личностная позиция в установлении гармоничных связей с обществом, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли.
В.И. Логинова, П.Г. Саморукова выделяют «биологическую» и «социальную» адаптацию детей и дают следующее толкование понятий [3, с. 147].
Под биологической адаптацией понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни.
Социальная адаптация – это способность предвидеть и заранее подготовиться к изменениям внешней среды, дающая возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям.
Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых общественных институтах - семье и детского коллектива, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с социумом.
Основной задачей является создание условий, при которых ребенок чувствует себя в детском саду комфортно, постоянно накапливая опыт положительных поступков и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
Живя в семье, малыш привыкает к определенным условиям. Приходя в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок практически постоянно находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
В детском саду необходимо обеспечить единый процесс социализации личности через эмоциональное принятие ребенком себя, своей самоценности и своей связи с социальным миром. Благодаря эмоциям мы можем выражать свои желания, чувства и достигать взаимопонимания в социуме. Наши эмоции - это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего со-стояния организма.
Социально-эмоциональное развитие дошкольника в процессе социализации выражается в его способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности, других людей и выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
Социализация не исчерпывается адаптацией к окружающему миру, а является креативным самовыражением, самореализацией личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия с людьми.
Одной из эффективных форм при социально-эмоциональной адаптации детей является интеграция образовательных областей. Такой комплексный под-ход предоставляет возможность для объединения нескольких направлений обучения, развития и воспитания. Содержание учебного материала, выбранного для интеграции, его объемность предоставляет возможность для взаимопроникновения содержания одного раздела программы в другие. У детей, таким образом, не нарушается целостная картина восприятия окружающего мира. По длительности интегрированные занятия не отличаются от обыкновенных, а их содержательность позволяет без ущерба для развития и здоровья детей качественно усваивать знания. При такой форме организации занятий их количество уменьшается.
Подвижные игры, являются универсальным и незаменимым средством общего развития и укрепления физического и психического здоровья детей, так как дети очень активны.
Психика ребенка устроена таким образом, что невозможно заставить его выполнять самые полезные упражнения, однако реализовать задачи физического развития можно через такие игры, ведь именно радость и эмоциональный подъем способствуют тому, что дети быстрее привыкают к новым для них условиям и помогает сосредоточить их внимание на активной двигательной деятельности. Кроме того, появляется возможность привлечь к игре замкнутых и застенчивых детей, помочь узнать их характер. В игре ребенок начинает доверять взрослым и детям, включается в решение все более и более трудных проблем и задач.
Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, детский сад и ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей.
Список литературы
1. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого- педагогическое сопровождение, комплексные занятия/ И. В. Лапина.- Волгоград: Учитель, 2010.-127с.
2. Адаптация детей раннего возраста к условиям Доу: Практическое пособие/ Авт.- сост. Белкина Л. В.- Воронеж «Учитель», 2004.-236с.
3. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». В2ч. Ч.2 /Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой 2 – е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 270с.
4. Методические советы к программе «Детство». – СПб.: «Детство-Пресс», ответст. ред.: Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, 2003.-304с., ил.
5. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. Пед. учеб. заведе-ний. В 2кн. Кн.1 общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994.-576 с.
6. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы/ С. Б. Павлов.- 4-е изд., испр.- М.: Айрис- пресс, 2011.- 2888с.- (Домашний репетитор)

Рекомендуем посмотреть:

Адаптация детей к детскому саду Адаптация детей раннего возраста к детскому саду Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Материал из опыта работы воспитателя Адаптация ребёнка к детскому саду

Похожие статьи:

Адаптация ребёнка в детском саду

О развитии речевых коммуникативных умений с помощью театра | Сценарий праздника День матери. Старшая группа
Опубликовано: 3614 дня назад (28 мая 2014)
Просмотров: 7428
+5
Голосов: 5
Людмила Анатольевна Панова # 28 мая 2014 в 18:52 +2
Галина Николаевна, Вами, задета самая актуальная тема, в это время идет набор маленьких деток в детские сады. Замечательный материал не только для педагогов, но и для родителей. Спасибо Вам. Примите мой первый голос!!!
Галина Николаевна Крук # 28 мая 2014 в 19:01 0
Людмила Анатольевна очень приятно что материал будет полезен.Спасибо
Наталья Алексеевна Петрова # 28 мая 2014 в 18:53 +1
Замечательный материал по адаптации ребенка к дошкольному учреждению. В нем раскрыты все стороны и положительные и отрицательные. Каждый ребенок индивидуальный и у каждого свои ритмы к адаптации. Но хорошо рассказывать про это родителям чтобы они понимали что такое адаптации и какие у нее стадии. И как их можно избежать. Ваш материал эти все факторы раскрывает. Молодец. Прими мой голос
Галина Николаевна Крук # 28 мая 2014 в 19:00 0
Спасибо Наталья Алексеевна.
Курдюкова Елена # 28 мая 2014 в 19:20 0
адаптация ребенка к ДОУ очень важный момент. Для ребенка это первая ступень в соц.мир)))спасибо за интересную информацию
Джюме Сиражутдиновна Абдулова # 29 мая 2014 в 07:54 0
адаптация важный момент в жизни каждого ребенка и родителя,примите мой голос за нужный и полезный материал, спасибо за помощь
Ирина Владимировна Корелова # 29 мая 2014 в 22:43 0
Галина Николаевна, спасибо за актуальную тему, буквально 2 дня назад беседовала с родителями новичков по адаптации. Вы молодец, все правильно сказано, даны хорошие рекомендации. Примите мой голос.