Использование фонетической ритмики при чтении слоговых рядов в период обучения грамоте
Ни для кого не секрет, что полноценное выразительное чтение возможно тогда, когда техника чтения у младших школьников автоматизирована. Но в то же время именно на начальных этапах обучения чтению необходимо уделять большое внимание осознанному использованию средств выразительности – темпа, ритма, высоты и силы голоса, логического ударения, умению вовремя распознавать стоящий впереди знак препинания и настроиться на необходимую интонацию, подсказываемую этим знаком.
Интонационная выразительность требует особой работы как на уроках обучения грамоте, так и на уроках письма и др. уроках. Специальные часы для этого отводятся редко или не отводятся вовсе. Здесь следует соблюсти внутрипредметные связи, чтобы у младшего школьника сформировалась единая система представлений о языке и об интонации как явлении звучащей речи. Фонетическая ритмика, построенная в занимательной игровой форме, органически входит в работу по формированию выразительного чтения в период обучения грамоте, носит развивающий характер, также может использоваться и во время проведения физкультминуток.
Впервые метод фонетической ритмики был предложен в качестве нового приема для работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей и представлен Т.М.Власовой в пособии «Фонетическая ритмика» (М., 1989). Использование данного речевого материала дало хорошие результаты и при работе с нормально развивающимися учащимися начальной школы. В период обучения грамоте использование системы двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, рук, ног сочетаются с произношением слогового материала, снятию напряженности и монотонности речи, разборчивости и выразительности речи. Движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство формирования интонационно окрашенной речи в период усвоения грамоты.
Часто работа со слоговыми рядами на уроках обучения грамоте проходит однообразно, учитель использует ее только для автоматизации навыков чтения первоклассников, в то время как творческая работа с данным речевым материалом может заложить психологически устойчивый фундамент для полноценного выразительного чтения детей. Приведем практические примеры данной работы.
Работа с данным материалом обеспечивает возможность слить воедино творческое овладение учащимися навыками чтения и достижения психологического комфорта и детьми и учителем.
Задания для развития фонематической ритмики
1.
Отработка речевого дыхания.
Здесь дыхательные упражнения сочетаются с плавными движениями рук вверх-вниз.
-Представим себе, что мы с вами птенцы. Будем учиться летать. Взмахнем крыльями, и одновременно будем читать слоги следующим образом: первые три слога произносим на одном вдохе, а последний – на выдохе:
та та та та ______________
то то то то ______________
ту ту ту ту ______________
2.
Работа над изменением силы голоса.
- Обратите внимание, что слоги различаются по высоте: чем выше записан слог, чем громче мы будем его читать.
па па па па па па па па па
3.
Работа над высотой (тембром) голоса.
Учитель использует металлофон, колокольчики, различные по высоте звучания.
- Слоги, рядом с которыми стрелка указывает вверх, читаем высоким голосом, а слоги, где стрелка,- вниз, низким, сердитым голосом.
ма ма ма ма
мо мо мо мо
4.
Отработка ударения.
В работе можно использовать бубен. Удар бубна сильнее на том слоге, где стоит ударение, дети так же выделяют ударный слог.
ра ра
ра ла ла
ла
ро
ро ро ло
ло ло
ру ру ру
лу лу лу
5.
Развитие чувства ритма и темпа произношения.
- Мы шагаем по дорожке весело и в ногу. Ударный слог выделяем более сильным ударом ноги. Обращаем внимание на паузы.
та та та
та та та
та та та та
та та та
та та та
та та
та
та та
та та та та та
та та та
6.
Работа над интонацией.
Данную работу можно проводить в качестве физкультминуток.
- Какой знак стоит рядом со слогами? С какой интонацией будем читать? Представим себе, что мы взяли в руки мяч, «подкидываем» мяч и одновременно читаем слоги с нужной интонацией.
На но на? Ны ни ны!
Но на но? Ни ны ни!
7. Упражнение в развитии яркой мимики.
Старенькая бабушка несет тяжелую сумку, она стонет:
Ох, ох, ох!
Вы помогли ей и рассказали об этом случае маме. Мама обрадовалась:
Ах, ах, ах!
На празднике вы плясали:
Эх, эх, эх!
И тут совсем устали:
Ух, ух, ух!
Рекомендуем посмотреть:
Речевые игры для развития связной устной речи младших школьников
Особенности формирования речевого дыхания у младших школьников с нарушенным слухом