Статья на тему "Значение детского фольклора в воспитании младших школьников"
Автор: Галина Васильевна Егорова, учитель надомного обучения.
Место работы: Мотыгинская коррекционная школа-интернат VIII вида, п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: Данная статья будет интересна учителям начальной школы. В ней рассказывается о воспитательном значении детского фольклора для детей младшего школьного возраста. О том, как можно использовать эту тему при проведении классных часов. В статье приводятся примеры пестушек, прибауток, небылиц.
Цель: Формирование представления о значимости детского фольклора в воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи:
-образовательная: дать представление о сущности детского фольклора;
-развивающая: развивать память, речь, внимание, фантазию, воображение, мышление;
-воспитательная: воспитывать интерес к теме детского фольклора, желание использовать элементы детского творчества при проведении классных часов, школьных праздников.
Содержание:
В своей очередной статье мне захотелось написать о каком-то забытом, но очень полезном для детей материале. Полистав журналы и книги, я нашла очень интересную для педагогов и актуальную для развития детей тему.
Детский фольклор как основа для воспитания детей с использованием народных традиций и обычаев.
В современной школе не так уж и часто говорят детям о веселой народной школе, о жанрах народной смеховой культуры. И очень зря! Потому что проведение внеклассных уроков чтения, тематических классных часов, интегрированных уроков пробуждает у детей интерес к истории своего народа, его культуре, быту, традициям. Если задуматься, то знакомство детей с фольклором начинается с пеленок, когда мамы поют малышам
колыбельные песенки. Ребенок слушает мамину речь, воспринимает знакомство с внешним миром через мамины слова. Из поколения в поколение мы передаем шутливые
потешки и прибаутки. Возможно, многие вспомнят такие бабушкины потешки: "
Кую-кую ножку, пойду у дорожку, дорожка кривая, кобылка слепая, бух в речку". Наверное, каждая мама постукивала своему ребенку по ручке и приговаривала:
-
Сорока-сорока, где была?
-Далеко. Кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, а этому не дала. А ты мал, круп не брал, воду не носил, печку не топил, вот и не получишь!
Дети подрастаюти слышат после колыбельных песенок
пестушки, потешки, которые ненавязчиво, в игровой форме учат и знакомят с окружающим миром. Например, такая пестушка:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
Слово в пестушке является главным и ведет за собой жест. Слово взрослого направляет ребенка. Под эту команду выполняется движение. Постепенно, подрастая, ребенок сам себе начинает давать команды. Пестушки перерастают в
потешки, которые приучают детей к трудолюбию. Например, вот такая потешка:
Тра-та-та, тра-та-то,
Положите решето:
Мучки просейте,
Пироги затейте,
С гречневой кашей
Пироги для Маши!
Позже в речь ребенка входят
прибаутки и небылицы.Подрастая, дети сами начинают творить. Они придумывают
дразнилки, считалки. Дети, не задумываясь о значении, используют их в своих играх при выборе ведущего. При помощи считалок игра становится более веселой и забавной. Рассказывая детям
небылицы, взрослые учат их различать действительность и фантазию, развивают воображение. Например, такая вот небылица:
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась
И яичко разбилось,
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась,
Ох куда-куда-кудак,
Не бывало у нас так!
Такая веселая народная школа помогает воспитывать и развивать детей с раннего возраста.
Чтобы поддерживать интерес учащихся к фольклору, желательно проводить классные часы, внеклассные уроки в форме посиделок, народных праздников, веселых застолий. В подборе материала к таким занятиям привлекайте самих детей, библиотекарей, родителей, бабушек, дедушек. Приятной неожиданностью будет для всех выступление детей в народных костюмах. Какой будет восторг у всех гостей, если класс превратится в русскую избу или ярморочную площадь! Каждый почувствует себя активным участником происходящего.После таких уроков пусть дети поделятся своими впечатлениями, чувством радости, шаловливости, гордости за свой народ.
Проводите подобные часы с использованием детского фольклора и увидите, сколько воодушевления получат ваши дети!
Рекомендуем посмотреть:
Уговорушки для детей
Фольклорный праздник в начальной школе. Сценарий
Фольклор для малышей
Материнский фольклор
Похожие статьи:
Деревенские посиделки. Сценарий для детей начальной школы
Скороговорки, считалки. История появления скороговорок и считалок
Считалки для детей
Считалки для малышей
Считалки для детей 4, 5 лет