Дидактические пособия для развитие мелкой моторики рук своими руками
Мастер-класс по изготовлению пазлов для развития мелкой моторики рук у детей
Автор: Ананьева Галина Владимировна, воспитатель детского сада, ГБОУ СОШ №892 ДО №1, г.Москва
Мастер-класс рассчитан на воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования и родителей.
Назначение: Изготовленные пазлы использовать для развития мелкой моторики, вооброжения, мышления с детьми раннего возраста, дошкольного возраста, с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: изготовление развивающих пазлов.
Задачи:
Образовательные: Научить технологии изготовления пазлов
Развивающие:Развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус
Воспитательные: воспитывать аккуратность и старательность в выполнении работы, осторожность, усидчивость.
Ход работы:
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Развитие моторики рук у детей является очень важным моментом в формировании полноценного и успешного человека. Степень развития мелкой моторики рук имеет огромное значение для развития ребёнка в целом. Она влияет на высшую нервную деятельность и умственное развитие детей. Своевременное развитие ручных умений положительно сказывается на развитии речи и познавательных психических процессов: памяти, мышления, восприятия.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Например, новорожденным можно делать массаж пальчиков, давать мять какие-то нежёсткие предметы, мягкие игрушки, разнофактурные предметы. С детьми постарше используется лепка из пластилина, разрывание бумаги, перелистывание страниц, баночки с крупами, нанизывание бус, рисование и раскрашивание, собирание мозаик и пазлов, вырезание и многое другое, что поможет разнообразить привычные задания.
В качестве игр для развития мелкой моторики можно использовать разнообразные считалочки, стишки, в которых главными действующими персонажами станут именно пальцы рук. Отчасти именно этим параметром будут определяться взлёты и падения при освоении школьной программы. Следовательно, необходимо своевременно заниматься формированием ручной умелости. При таком подходе мы подарим ребёнку ещё один маленький шанс на успешную жизнь.
Инструменты и материала:
-фетр зеленого, коричневого и желтого цвета
-кусочек меха коричневого цвета
-пуговицы ( яблоки, цветы, 1 маленькая черная)
-1 глазик для мягких игрушек
-нитка с иголкой
-ножницы
-клей ПВА
-кисть для клея
-простой карандаш
- линейка
-ластик
-лист офисной бумаги
-заранее подготовленный квадрат из белого картона с нарисованными «замками пазлов»
-заранее выбранный сюжет рисунка
Изготовление пазлов:
Для начала нужно определиться с сюжетом. Можно взять любой понравившийся рисунок. Я буду делать дерево с ежиком.
Сначала сделаем шаблоны. Берем эскиз рисунка, офисную бумагу, карандаш. На эскиз накладываем офисную бумагу и по просвечиваемым линиям проводим карандашом. Все вырезаем.
У нас получилась вырезанная крона дерева, ствол и ежик, состоящий из носа и туловища. Для кроны дерева берем зеленый фетр. Для ствола дерева- коричневый. Туловище ежика делаем из меха, носик из коричневого фетра. Раскладываем бумажные шаблоны на соответствующие ткани и приклеиваем их клеем ПВА.
А теперь займемся основой для наших пазлов. Берем нашу квадратную заготовку из белого картона с «замками пазлов», которую мы изготовили при помощи готовых детских пазлов обведя их простым карандашом на нужном нам размере квадрата. Картонный квадрат приклеиваем клеем ПВА на желтый фетр карандашными линиями вверх (это линии разреза), вырезаем.
Берем крону дерева, пришиваем пуговицы-яблоки при помощи иголки с ниткой. Нужно учесть, чтоб пришитые пуговицы не приходились на срез пазлов.
Собираем ежика, носик, клеем ПВА, приклеиваем к меховому туловищу. Пришиваем ежику пуговицу- яблоко.
Приклеиваем клеем ПВА ежу глазик, пришиваем носик.
Сделаем из зеленого фетра траву. Отмеряем нужный отрезок фетра. И надрезаем ножницами.
К травке пришиваем пуговицы- цветочки. Обращаем внимание, чтоб пришитая пуговица не попадала на срез.
Теперь по нашему эскизу собираем рисунок. Приклеиваем клеем ПВА
Вот что получается
Наш готовый рисунок вырезаем по карандашной линии.
Сделали вертикальные разрезы
Потом прорезали линии по горизонтали
Вот такой пазл у нас получился
Что ты ежик делаешь
прямо на виду?
Собираю яблоки
у тебя в саду
А зачем ты съежился?
Я ведь уколюсь
А зачем ты трогаешь?
Я тебя боюсь!
Т. Скворцов
Загадка про ежа
Между сосен, между ёлок
Пробежали сто иголок.
Сто иголок не простых,
Едут яблоки на них.
Пальчиковая гимнастика «Ежик»
Ежик маленький замерз
(ладошки соединены, пальцы подняты вверх и переплетены между собой)
И в клубок свернулся.
(пальцы переплетены и согнуты)
Солнце ежика согрело,
(пальцы медленно разгибаются)
Ежик развернулся!
(пальцы переплетены и подняты вверх)
Ранее таким же способом я сделала божью коровку
Божью Коровку можно поймать,
Черные точки пересчитать.
Раз, два, три... Не успела!
Божья коровка моя улетела!
О.Ребрикова
Загадка о божьей коровке
Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поет,
А по листику ползет.
Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки»
Божьей коровки папа идет.
(Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу)
Следом за папой мама идет.
(Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу)
За мамой следом детишки идут,
(«Шагать» обеими руками)
Вслед за ними самые малыши бредут.
Красные костюмчики носят они.
(Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу)
Костюмчики с точками черненькими.
(Постучать указательными пальцами по столу)
Папа семью в детский садик ведет,
После занятий домой заберет.
(Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу)
Эскиз по которому я сделала «ежика под деревом» квадрат размером 14 см. Его можно распечатать или нарисовать самим.
Немного фантазии и развитие мелкой моторики рук для ваших детей превратиться в необычное, развивающее приключение.
Рекомендуем посмотреть:
Игры с бумагой для детей дошкольников
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Сенсомоторное развитие дошкольников
Развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода
Похожие статьи:
Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук
Игры с пальчиками для старших дошкольников
Дидактические игры. Виды дидактических игр. Развивающие дидактические игры