Конструирование и робототехника как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования
Информационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельность – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти задачи требуют особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Конструирование в детском саду было всегда, раньше приоритеты ставили на конструктивное мышление и мелкую моторику, то теперь в соответствии стандартами необходим новый подход. Конструирование в ДОУ проводится для всех возрастов в доступной игровой форме от простого к сложному. Конструктор в равной степени побуждает работать и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаётся ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет, чтобы все узнали про его сокровище. Не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринуждённо?
Что такое современный образовательный конструктор?
Сегодня образовательный рынок предлагает огромный выбор интересных конструкторов. Но все ли они могут называться образовательными?
Какими критериями должен отвечать конструктор, чтобы считаться образовательным?
1. Должен стремится к бесконечности, т.е он должен предлагать такое количество вариантов, которое могут придумать и ребенок и педагог. Он не должен ограничивать воображение.
2. Идея усложнения, которая обеспечивается деталями конструктора, которые делают конструктор разнообразным и в перспективе сложным
3. Конструктор должен входить в линейку конструкторов обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста детей и задач конструирования.
4. Нести полноценную смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей и объектов реальности из деталей конструкторов.
Отвечающим этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с полноценным и гармоничным развитием ребенка.
Для работы с современными конструктором педагогу необходимо пользоваться разнообразными приемами и методами обучения и развития детей. Их выбор зависит от возрастной группы, имеющихся знаний об окружающих предметах, конструктора, существующих знаний и т.д.
С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Использование проектной деятельности дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.
Цель образовательной деятельности с образовательными конструкторами:
Развитие творческих способностей ребенка посредством конструкторской и проектной деятельности при помощи конструкторов нового поколения.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих
задач:
Обучающих:
- сформировать знаний об окружающем мире на основе создания конструктивных 3D моделей;
- познакомить с деталями конструктора и способами создания 3D моделей;
- научить решать конструктивные и изобразительные задачи
- овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками при конструировании и сборке моделей из конструктора LEGO;
- Знакомство с основными принципами работы первых механизмов;
- Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий;
Развивающих:
- Развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел
- Развитие пространственного и технического мышления;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие умения организовывать проектную деятельность с использование конструкторов нового поколения;
- Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- Развитие речи;
-Развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместной продуктивной деятел
Воспитательных:
- Воспитать самостоятельность, чувство ответственности за результат своего труда.
- Воспитать чувства эмпатии друг к другу.
- воспитывать толерантность друг к другу;
- воспитывать волевые качества, доводить начатое дело до конца.
Особенности организации непосредственно образовательной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) организуется с учетом федеральных государственных требований, в которых устанавливается время работы с детьми.
Продолжительность занятий соответствует нормам САНПИН для определенного возраста детей
II младшая группа -10-15 мин.
Средняя группа -15 – 20 мин.
Старшая группа -20-25 мин.
Подготовительная к школе группа -25-30 мин.
Виды организации непосредственно организованной деятельности:
- По образцу;
- По условию;
- По инструкции;
- По замыслу.
Виды конструкторов:
Lego, Huna, RoboKids fishertekhnik
Образовательные конструкторы дают возможность использования по пяти областям ФГОС.
Преемственность детский сад - школа
Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста лего-конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает предпосылки первой учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.
Согласно новому закону об образовании детские сады имеют право на оказание платных образовательных услуг. Конструирование и робототехника направление новое и тем самым привлекает внимание детей и родителей. Отличная возможность дать детям проявить конструктивные творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей к техническому творчеству.
В нашем детском саду кружком робототехникой занимаются дети, начиная со средней группы (4-5 лет). Дети средней группы занимаются конструкторами Huna, cтаршей группы Lego education 9580, подготовительной группы Lego WeDo 2.0.
Занятия построены в форме сказок и интересных историй, которые понятны детям. Таким образом, через простую и понятную игру ребенок делает свои первые шаги в конструировании и робототехнике.
Формы занятий: при работе с детьми по данной программе используется групповая форма работы (2 человека на один комплект). Групповые упражнения дают детям навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. Ведущим методом работы является игра.
Работа с особыми категориями детей: организация участия одаренных детей в городских, краевых, дистанционных всероссийских конкурсах по робототехнике: Икаренок, Робофест, Робофутбол, Lego Travel, LEGO Марафон.
Техническое оснащение занятий:
- Кейс с конструктором
- Ноутбук по количеству детей (для детей старше и подготовительной группы)
- Интерактивная доска
- Программное обеспечение SMART board
- Выход в интернет
Рекомендуем посмотреть:
Проект по конструированию в подготовительной группе детского сада "Дом садовника"
Конспект НОД по конструированию в детском саду. Вторая младшая группа
Конспект занятия по конструированию из бумаги «Новогодняя гирлянда». Старшая группа
Применение компетентностного подхода в организации работы по обучению конструированию в условиях ЛЕГ