Применение компетентностного подхода в организации работы по обучению конструированию в условиях ЛЕГО студии ДОО. Из опыта работы воспитателя детского сада
Автор: Бочкова Наталия Владимировна,воспитатель МАДОУ "Детский сад №7 "Созвездие"
Данный материал может быть полезен педагогам ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста.
Компетентностный подход рассматривается сегодня как одно их принципиальных условий построения образовательной системы, отвечающей требованиям ФГОС ДО и современным парадигмам в развитии образования.
Среди наиболее значимых характеристик компетентностного подхода и условий его реализации исследователи отмечают [Л.О. Филатова, Л.В. Свирская, ГА. Федотова, …]:
1. комплексный характер компетентности (она включает личностные качества, мотивационные установки, знания и умения, связанные с определенным предметом или процессом);
2. трансформация полученных знаний, умений, опыта и способов поведения к условиям конкретной ситуации, конкретной деятельности;
3. процессуальность (компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности);
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие (И.С. Сергеев):
1.
Информационная – готовность к работе с информацией
2.
Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми
3.
Кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми
4.
Проблемная – готовность к решению проблем
В дошкольном возрасте названные компетенции только начинают формироваться, и успешность их становления во многом зависит от психолого-педагогических условий, созданных в дошкольной образовательной организации. Описание требуемого качества условий также приводится в методической литературе. С нашей точки зрения
наиболее значимыми являются:
-
субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. обеспечение таких ситуаций, когда возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. предоставляется каждому ребенку, обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
-
сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт), т.е. исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
-
вовлечение семьи [Компетентностно-ориентированное образование в ДОУ].
Перечисленные психолого-педагогические условия создаются при организации любого вида детской деятельности. Мы хотели бы представить опыт МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие» г. Чебоксары по реализации компетентностного подхода в рамках обучению конструированию.
Заметим, что конструктивная деятельность обладает большим развивающим потенциалом при условии применения к ее организации компетентностного подхода.
Преимущества LEGO студии в том, что дети получают доступ к большому количеству разнообразных по содержанию и размеру материалов, что трудно обеспечить в условиях конкретной группы.
Организованная образовательная деятельность в LEGO студии проводятся один раз в месяц. Эти встречи носят обучающий характер и предполагают освоение детьми новых приемов конструирования, поэтому на занятиях, как правило, используются задания репродуктивного характера. Вместе с тем, педагоги обеспечивают интеграцию образовательных областей и видов деятельности в ходе занятий по конструированию. Благодаря этому на занятиях обеспечивается формирование элементов информационной компетентности – детям удаётся воспринимать информацию из различных источников: медиапрезентаций, видеороликов, фотографий, работать со схемами и чертежами. Дошкольники учатся интегрировать сведения из различных областей, применять знания по математике, ориентировке в пространстве, ознакомления с окружающим миром для решения конструктивных задач.
Формируются на занятиях и элементы коммуникативной компетентности: умение слушать и слышать собеседника (взрослого), выполнять действия в соответствии с инструкцией, эмоционально отзываться на состояние другого.
Наряду с занятиями дети приходят в LEGO студию в рамках совместной со взрослым деятельности. Эти встречи организуются в виде игр, проблемных и образовательных ситуаций, экспериментирования со строительным материалом, конструкторских мастерских и т.п.
В рамках такой нерегламентированной деятельности создаются условия для становления и развития более широкого спектра компетенций. Благодаря возможности выбора партнера по деятельности, материалов, способов их использования. Педагоги часто опираются на личный опыт ребенка. Увеличивается количество источников информации: дети работают с книжными иллюстрациями, рисунками, учатся делать выводы из результатов экспериментов с конструктивным материалом. Например, конструируя башню из деталей небольшого размера, дети делают вывод, что такая башня не может быть высокой, либо мелких деталей потребуется больше деталей, чем более крупных.
Развитие кооперативной компетентности происходит благодаря групповому способу организации детей. Объединяясь в небольшие группы, детям удаётся договариваться о том, как будет построена совместная работа, какую часть будет выполнять каждый. Ребята осваивают способы разрешения конфликтов, которые неизбежно возникают на пересечении интересов в ходе увлекательной деятельности.
На основе приобретенных на занятиях умений
дошкольники включаются в решение проблемных задач и выполнение творческих заданий. Такие задания связаны с необходимостью трансформировать постройку под меняющиеся условия, выполнить знакомую постройку из другого материла, создать конструкцию по условию и т.п.
Наибольший импульс развитию всех видов компетентности дают проекты, ведь в них дети сами или с помощью родителей решают: какая информация им необходима для решения проблемы проекта, где ее раздобыть, какие материалы использовать, и какой будет постройка. Иными словами в проектах максимально проявляется субъектность ребенка, появляется возможность привлечь родителей к развитию конструктивной деятельности детей.
Помимо проектной деятельности
родители активно включаются в организацию выставок и мастерских. Участие родителей создает для детей дополнительный стимул, мотивирует к творческим проявлениям.
Таким образом, опыт показывает, что конструктивная деятельность обладает значительным потенциалом в формировании у дошкольников ключевых компетенций.
Рекомендуем посмотреть:
Лего-конструирование для развития речи дошкольников
Творческий проект по ЛЕГО-конструированию в детском саду. Старшая группа
Положение о проведении конкурса-выставки по лего-конструированию и робототехнике для дошкольников
Конспект занятия по Лего-конструированию для детей 5-7 лет "Эволюция строительства"