Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе ЛЕГО-конструирования. Методические рекомендации.
Автор: Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
Место работы: ГБПОУ СО Северный педколледж, детский сад "Солнышко", г. Серов
«Исследование, цель которого заключалась в изучении эффективного процесса обучения детей, показало, что эффективность обучения наилучшим образом обеспечивается в процессе коллективного решения задач в игровой форме, предусматривающих необходимость высказывать свои идеи и обосновывать их. «Построй свою историю» является великолепно разработанным продуктом, который эффективно объединяет эти элементы, совмещая решение задач и игру с конструктором LEGO.
Благодаря набору «Построй свою историю» обучение грамотности становится увлекательным занятием для детей независимо от их способностей или знаний! «Построй свою историю» от LEGO Education - инновационный подход к развитию множества базовых навыков:
•Развитие навыков грамотности, языковых способностей, письма и чтения.
•Развитие коммуникационных навыков, включая речь, слух и умения формулировать и выражать свою мысль.
•Развитие навыков взаимодействия и способностей воспитанников работать в коллективе.
•Развитие навыков восприятия и предоставление детям возможности строить свои истории и анализировать уже существующие.
Задачи по областям обучения:
- когнитивное развитие (выстраивание последовательности событий и решение задач, работа с воспоминаниями и выстраивание последовательности событий);
- развитие речи (эффективное общение, использование прилагательных или наречий при пересказе, использование описательного языка во время упражнений);
- творческое развитие (адаптирование рассказов к поставленной задаче);
- социальное и эмоциональное развитие (сотрудничество и изучение ролей и обязанностей, чувство собственного «Я», совместная работа, определение и понимание эмоций, понимание взаимоотношений).
Варианты заданий и упражнений с применением конструктора № 45100 «Построй свою историю»
• Предложите детям на трёх пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.
• Предложить детям картинку-схему эмоции (радость, печаль, ухмылка, злость, удивление и т.д.). И попросить составить рассказ, в котором данная эмоция проявилась бы. Остальные дети должны определить, какая эмоция была предложена для построения.
• Начать рассказывать детям историю, затем предложить построить её конец в зависимости от литературного жанра: с фантастическим концом, драматическим, юмористическим, и т.п.
• Обсудить с детьми, какими наречиями мы пользуемся при составлении рассказа: «вдруг», «и тогда», «потом» и др. Попросите детей использовать именно эти слова для совместного строительства своего рассказа.
• Предложите детям (3-5 человек) построить свою историю. Если им трудно, для начала помогите составить план, распределить, кто какую часть строит.
• Подберите книгу и попросите детей построить историю на основе иллюстраций. Можно разделить на команды, тогда каждая команда строит свою иллюстрацию, а потом поэтапно по своим постройкам пересказывают содержание по очереди каждая команда.
• Попросите детей работать в парах. Используя одну строительную пластину. После согласования фона и персонажей попросите их по очереди говорить по одному предложению из истории.
• После того, как один ребёнок построит свою историю, предложите другим детям угадать, о чём эта история. Затем попросите первого ребёнка рассказать свой рассказ. Сравните обе версии. Обратите внимание, что мы можем смотреть на одну и ту же конструкцию, но иметь разные мысли.
• После строительства попросите детей рассказать их историю по ролям. Распределение ролей предоставьте детям: кто переставляет декорации. Кто рассказчик, чей голос подходит для того или иного героя.
• Предложите детям построить сцену из прочитанной сказки, которую они считают наиболее важной или интересной, и объяснить почему.
• Помогите детям, разделённым на 3 группы, построить всю сказку: начало, середину, конец. Затем рассказать каждой группе свою часть сказки. Можно записать её на диктофон и после прослушивания спросить: хотят ли они что-то достроить, или добавить в свои рассказы.
• Предложите детям построить другой вариант окончания рассказа. Объяснить, как этот новый конец повлияет на персонажей.
• Чтобы усложнить задачу, постройте начало и конец истории. А детям предложите придумать середину: описать и построить. Можно проделать то же с началом и концом истории.
• Предложите детям построить одну сцену из сказки, подобрав подходящий фон. Затем поменяйте фон (например, на космический пейзаж). А детям предложите приспособить то, что они построили, к новой обстановке. Спросите детей, как это повлияло на развитие событий. Можно предложить разным группам детей различные фоны на одну и ту же историю, сравнить, как изменятся ситуации.
• Предложите детям собрать своё событие на пластинке, не договариваясь друг с другом. А затем предложите составить рассказ, объединив все события в одной истории.
• Используйте конструктор для решения проблемных ситуаций. Например, мальчик попал впервые в большой город и не умеет переходить через улицу (или нужно перебраться через реку). Попросите построить сюжет, который ему поможет. А затем рассказать и описать построенную ситуацию.
• Используйте этот набор, чтобы рассказать об общественных ценностях. Объясните, что в некоторых городах есть достопримечательности: статуи, фонтаны или особые сооружения, которые напоминают людям о важных событиях, исторических личностях и общественных ценностях. Попросите детей рассказать о ценностях, которые они считают важными, а потом построить памятник или здание, которое могло бы служить символом этих ценностей.
• Используйте набор для ролевых игр. Попросите детей построить места, посещать которые некоторым людям не нравится (например, кабинет врача, парикмахерскую). Обсудите, почему они чувствуют себя там некомфортно. Попросите детей взять минифигурки и разыграть такие некомфортные ситуации. Попросите их высказать свои идеи о том, как посещение таких мест можно сделать более приятным. * Используйте этот набор, чтобы рассказать об общественных ценностях. Объясните, что в некоторых городах есть достопримечательности: статуи, фонтаны или особые сооружения, которые напоминают людям о важных событиях, исторических личностях и общественных ценностях. Попросите детей рассказать о ценностях, которые они считают важными, а потом построить памятник или здание, которое могло бы служить символом этих ценностей.
• Используйте набор для ролевых игр. Попросите детей построить места, посещать которые некоторым людям не нравится (например, кабинет врача, парикмахерскую). Обсудите, почему они чувствуют себя там некомфортно. Попросите детей взять минифигурки и разыграть такие некомфортные ситуации. Попросите их высказать свои идеи о том, как посещение таких мест можно сделать более приятным.
• После постройки зоопарка, предложите детям стать экскурсоводом и, последовательно перемещаясь от клетки к клетке, рассказать о каждом животном и среде его обитания.
• Разместите фигурки набора «Городские жители» в случайном порядке на строительной плите DUPLO в центре группы из 2-5 игроков. Каждый игрок во время хода думает о персонаже и описывает его сферу деятельности, место работы и т.п., говоря: «Персонаж, о котором я думаю……» За один раз можно давать только одну подсказку о персонаже! Игрок, который первым угадает задуманного персонажа, забирает фигурку, и победителем становится тот, у кого к концу игры будет больше всего фигурок.
• Сказка по типу перестроения образов (вспомните подобные истории в технике ОРИГАМИ: рубаха-коробочка-шляпа-корабль и т.п.). Из ограниченного набора кирпичиков ЛЕГО ребёнок строит фигурку, затем придумывает короткую историю про этого персонажа, перестраивая его по ходу рассказа в соответствии с сюжетом, используя только имеющиеся кирпичики.
•
Создадим историю
Задание: детям предстоит построить, используя кубики ЛЕГО, значимую сцену из рассказа, который они прочитали, или из оригинальной истории, которую они придумали.
Этапы выполнения задания:
1. Обсудите такие важные характеристики рассказов, как время и место действия, действующие лица и сюжет.
2. Попросите воспитанников воспользоваться наборами «Построй свою историю» и построить сцену из рассказа. Дети могут построить важную сцену из рассказа, который они прочитали, или из оригинальной истории, которую они придумали.
3. Если дети построили сцену из рассказа, который они прочитали, попросите их описать сцену и затем сравнить их собственное описание с описанием в рассказе.
4. Попросите воспитанников поделиться своим сочинением с соседом.
Вопросы для обсуждения: Как вы показали время и место действия, сюжет, сценическое оформление и т. д., используя кубики? Почему вы посчитали, что это важная сцена? Какие детали вы использовали, чтобы сделать сцену понятной для других детей?
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы
Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"
Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Консультация для родителей по развитию речи старших дошкольников
Похожие статьи:
Развитие мелкой моторики у детей
Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»