Семинар-практикум для родителей на тему: «Пальчиками играем-маме помогаем-речь развиваем!»
Форма проведения: семинар-практикум
Аудитория: родители (законные представители) воспитанников II младшей группы, воспитанники, учитель-логопед.
Цели:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
2. Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.
Задачи:
• актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.
• сформировать у родителей (законных представителей) представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
• Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.
Предварительная работа:
1. Информирование родителей (законных представителей) о предстоящем семинаре-практикуме (объявление).
2. Изготовление наглядной информации (папка - передвижка, оформление цитат).
3. Издательская деятельность (выпуск информационных буклетов).
4. Организация выставки литературы, дидактических игр и пособий для развития мелкой моторики рук.
Информационно-техническое обеспечение:
Раздаточный материал для родителей:
Информационные буклеты «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников».
Материалы и оборудование:
1. "Сухие бассейны".
2. Яркие разносы с манной крупой.
3. Стихи для пальчиковых игр.
4. Прищепки, платочки и веревка.
5. Муляжи фруктов, фартук, косынка и кастрюлька.
6. Клубочки по числу детей.
7. Леска и вермишель для изготовления бус.
8. Дидактические игры для оформления выставки (игры - шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание, конструкторы мелкие, различные виды мозаики, дидактические кубы, матрёшки, пирамидки, различные виды бус (для нанизывания) и др..
9. Методическая литература по теме «Развитие мелкой моторики у воспитанников».
Ход проведения:
1. Приветствие и поздравление женщин с наступающим праздником 8 марта.
2. «Пальчиками играем - маме помогаем - речь развиваем»- практическая часть.
(Приложение №1)
3. Изготовление подарков воспитанниками.
4. «Немного теории» - теоретическая часть.
Сообщение учителя-логопеда нас тему «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников младшего дошкольного возраста».
(Приложение №2)
5. Рассматривание выставки дидактических пособий для развития мелкой моторики и выставки литературы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей»
6. По окончании семинара – практикума родителям раздаются информационные буклеты по теме: «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников»
(Приложение №3).
Приложение №1
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
В кабинет под музыку входят дети вместе с мамами и бабушками, обходят круг, садятся на стулья.
Логопед. Добрый вечер, дорогие наши гости, мамы, папы, бабушки! Поздравляем вас с наступающим праздником — днем 8 Марта.
Сегодня день особенный,
Как много в нем улыбок,
Подарков, и букетиков,
И ласковых «спасибо».
Чей это день? Ответьте мне.
Ну, догадайтесь сами,
Весенний день в календаре.
Чей он?
Воспитанники. Конечно, мамин.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Логопед. Пригласили в гости к нам
Мы и бабушек и мам!
Вместе с детками поиграете-
Много нового узнаете!
Логопед. Что же маме подарить?
Воспитанники. Можно вкусно угостить!
1. Игры с сыпучими материалами
В емкость насыпана фасоль. Воспитанники запускают туда руки и изображают, как месят тесто, приговаривая:
Мы тесто месили, месили, месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим
И сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем.
2. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
Быстро тесто замесили,
На кусочки разделили, (1-2 строчки – имитируем замес теста и разделку его на кусочки)
Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола)
И слепили пирожочки (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук)
Пирожки с вареньем
Всем на удивленье (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки)
4. Рисование пальчиками по крупе цветочка.
Логопед. Мама дорогая,
Я тебя люблю!
Все цветы весенние
Я тебе дарю.
На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпана мелкая крупа. Воспитанники рисуют цветы для мам.
Логопед. Мама, глядя на букет,
Улыбнулась мне в ответ
И сказала, что цветы
Небывалой красоты.
5. Игры с прищепками «Большая стирка»
С мамой мы белье стирали, Трут один кулачок о другой.
Дружно вместе полоскали. Водят раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья.
Выжали, повесили – Сжимают и разжимают кулачки, имитируя развешивание белья.
То-то стало весело! Круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.
Р
азвешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Сопровождение работы проговариванием стишка:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
6. Игра "Сварим компот"
Логопед. А теперь скажите прямо:
Есть у вашей мамы – мама?
Сварит кто для вас компот,
Платье к празднику сошьёт,
Испечёт оладушки? Ну, конечно…
Воспитанники: Бабушка!
Логопед. Много у бабушки с нами хлопот,
Поможем сварить ей сладкий компот.
Под музыку воспитанники выбирают фрукты для компота и несут бабушке. (Бабушка сидит в фартучке и платочке за столиком)
7. Игра "Намотать клубочки".
Логопед. Тут котенок прибежал
Все клубочки размотал.
Помогаю бабушке, я уже большой.
Улыбнулась бабушка, стала молодой!
Воспитанники заматывают клубочки под музыку и отдают бабушке.
8. Игры с макаронами "Бусы для мамы".
Логопед. Мы подарок мамам
Покупать не стали
Приготовим бусы сами
Своими руками.
Воспитанники делают бусы из вермишели для мам и бабушек, а родители (законные представители) слушают сообщение учителя-логопеда о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников (Приложение №2).
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Логопед. Мам и бабушек с 8 марта поздравляем,
Бусы им красивые от души подарим!
Вручение подарков мамам
Логопед. Дорогие наши гости,
Праздник наш мы завершаем,
Счастья, радости, здоровья
Вам от всей души желаем!
И на нашу выставку вас мы приглашаем.
Приложение №2
Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников младшего дошкольного возраста».
(сообщение учителя-логопеда)
Специалисты в области логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки.
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Умелыми пальцы становятся не сра¬зу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить систематичес¬ки — в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу.
Помните: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок". (В. А. Сухомлинский).
Приложение №3
Памятка для родителей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот, здорово! », «Давай помогу! », «Красота! » и т. д.
Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.
Рекомендуем посмотреть:
Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"
Семинар - практикум для родителей детского сада
Семинар - практикум для родителей детского сада. Домашний театр
Игровое занятие детей с родителями. Средняя группа
Похожие статьи:
Развитие мелкой моторики у детей
Пальчиковые игры для детей
Зачем нужны пальчиковые игры
Конспект родительского всеобуча по теме: Развитие мелкой моторики рук
Как определить ребёнок левша или правша?