Рассмотрим различные примеры пальчиковых игр, а также пальчиковые игры-загадки.
Народные пальчиковые игры
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры и потешки.
Несколько таких игр были использованы в работе с малышами выпускных групп обычного детского сада, у которых развитие тонкой моторики отставало от возрастной нормы. За 2—3 месяца необременительных занятий удалось добиться явных положительных изменений, которые особенно заметно проявились в развитии речи и в рисунках детей.
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю (знакомство с частями тела).
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю,
Я на Ванечку, на пригожего, посмотрю,
Взрослый гладит малыша (ручки, ножки).
Какие у Ванечки глазки!
Малыш показывает, где глазки.
Какие у Ванечки ручки!
Малыш показывает ручки.
Какие у Ванечки ножки!
Малыш показывает, где ножки.
Побежали по дорожке.
Ребёнок и взрослый бегут, взявшись за руки.
Паровоз гудит: «Ду-ду!» (ходьба топающим шагом друг за другом)
Паровоз гудит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А вагоны стучат,
А вагоны говорят:
«Так-так-так-так». (4 раза)
Потешка «Гуси» из книги Т. Ю. Бардышевой «Умелые пальчики».
➀ Белые гуси
➁ К ручейку идут,
➂ Гусяток ведут.
➀ Белые гуси
➃ Вышли на луга,
Крикнули гуси,
➀ Белые гуси,
➄ - Га! Га! Га!
Пальчиковые игры-загадки
Хотелось бы остановить ваше внимание на очень полезных и интересных для детей пальчиковых играх-загадках. Взрослый с помощью рук изображает какой-либо предмет, а ребёнок должен отгадать, какой именно. Можно подобрать картинки, которые помогут малышу найти правильный ответ. («Угадай, что показывают пальчики, и найди похожую картинку.») После того как предмет отгадан, предложите ребёнку самому изобразить его.
«Очки». Обеими руками изобразите «колечки» — соедините большой и указательный пальцы (остальные пальцы выпрямлены или немного согнуты). Поднимите руки и поднесите их к глазам.
«Домик». Прямые ладони соедините под углом, кончики пальцев соприкасаются.
«Лодка». Ладони с прижатыми друг к другу пальцами и соединённые «ковшиком» поставлены на ребро. Если в этой фигуре поднять большие пальцы, то получится «пароход».
«Цепочка». Соедините в кольцо большой и указательный пальцы одной руки. Внутри получившегося «колечка» соедините большой и указательный пальцы другой руки — получается цепочка. Цепочку можно сделать и из других пальцев — большой и указательный, большой и средний и т. д.
«Шарик». Пальцы каждой из рук собраны в «щепотку» и соприкасаются друг с другом кончиками. Подуйте на них (пальцы при этом раздвигаются, но по-прежнему соприкасаясь кончиками — получается своеобразный шар). Затем воздух из шарика «выходит» и пальцы принимают исходное положение.
«Грабли». Выпрямляйте напряжённые полусогнутые пальцы.
«Корзина». Соедините пальцы в замок, локти раздвиньте. Соединённые большие пальцы образуют ручку корзины (в такую «корзинку» можно положить какую-нибудь мелкую игрушку).
Рекомендуем посмотреть:
Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет
Зачем нужны пальчиковые игры
Развивающие занятия с детьми от 3 до 5 лет
Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться
Как научить ребёнка говорить