Занятия с детьми, направленные на развитие интеллектуальных способностей
Для гармоничного развития интеллекта ребенку следует регулярно читать детскую литературу, разучивать с ним стихи, скороговорки, пословицы, прибаутки, разгадывать вместе загадки и т. д. Чтобы организовать такого рода занятия, взрослому необходимо подбирать дидактический материал, соответствующий возрасту малыша, при этом разъясняя все, что ему непонятно.
Большую роль в формировании у малышки способности быстрого реагирования и подвижности мышления играют детские загадки.
Рассмотрим некоторые доступные для детей загадки, которые можно применять во время занятий. Также их можно подбирать самостоятельно в книгах детских авторов — Корнея Чуковского, Самуила Маршака и других.
Загадки в стихотворениях
На чем Емеля во дворец
Ехал к царевне под венец?
Да так стремительно спешил,
Что дворню всю он насмешил? (Печка )
* * *
В него смотрим много раз,
Видим там сиянье глаз.
Отражается все в нем,
Как смеемся и поем.
С утра делаем прическу,
Ищем в ящике расческу. (Зеркало)
* * *
Небо озарилось
Разными цветами!
Это не приснилось,
Это мы видали!
Разноцветные огни
Небеса пронзают,
Вспыхнув где-то там, вдали,
Праздник освещают. (Салют )
* * *
Он бывает грибной и веселый,
Может капать и ночью, и днем.
Он идет в городах и по селам,
Как мы капельки с неба зовем? (Дождик)
* * *
Я ушел от бабушки,
Я ушел от дедушки.
Засиделся на носу,
Встретив рыжую лису. (Колобок)
* * *
На колесах мчу ребят
И больших, и дошколят,
Так давай быстрей ответ —
Я зовусь... (Велосипед)
* * *
Летом в шубку из листьев одето,
Осенью ветер ту шубку снимает.
Зимой в белоснежном убранстве согрето,
Весной оно почки свои распускает. (Дерево)
* * *
Кручусь — верчусь,
Верчусь — кручусь
И никогда не утомлюсь!
Отгадай, я как зовусь? (Юла)
* * *
Кто и где так шумит?
Дерево не устоит,
Рухнул великан, смотри!
Что же это, назови! (Пила )
* * *
Чем фигурки вырезаем?
Чем мы волосы ровняем? (Ножницы)
* * *
Под землей он живет,
Белый свет не признает.
Роет свой подземный ход.
Ну конечно — это... (Крот)
* * *
Он все зиму летает,
Стекла дивно наряжает.
Шубы дарит всем деревьям
И приносит нам веселье.
Чтобы вдруг не простудиться
Нужно срочно утеплиться.
Кто раскрасит уши, нос?
Ну, конечно же... (Мороз )
* * *
В раздевалке ее служба,
Что-то всем повесить нужно.
Шубы, шарфики, пальтишки
Шапки, иногда штанишки. (Вешалка )
* * *
Он живет под землей,
Где вечно тихо, где покой,
Но кто-то лопатой копнет,
И он на поверхность ползет.
Его так боятся, кричат на него,
Но он не желает пугать никого. (Червяк)
* * *
На спине он висит,
Что угодно вместит,
Называется вещь как?
Ну, конечно же... (Рюкзак )
* * *
В каждом доме он стоит,
Много там чего лежит.
В холод мы положим фрукты
И различные продукты.
И сметану, и кефир,
Масло и голландский сыр.
Много он чего вмещает
И все свежим оставляет. (Холодильник )
* * *
Вдаль по льду стрелою мчат
Школьников и дошколят.
Я на них лечу, как птица,
Можно даже закружиться.
Если сильно закружусь,
На ногах не удержусь. (Коньки)
* * *
Как пропеллер зажужжит,
Наш малыш к окну бежит.
Заготовил он варенье
И другое угощенье.
Гость на крыше живет,
Малыша к себе зовет.
Он мужчина хоть куда,
Пролетел туда-сюда. (Карлсон )
* * *
Внучка та известна всем,
Без нее был праздник нем.
А когда она вошла,
Закричала детвора.
Дед, тот тоже знаменит,
Столько лет ребят манит
Он веселым юморком
И большим-большим мешком. (Снегурочка и Дед Мороз)
* * *
Домик из стекла стоит,
Много он кого вместит.
В него воду наливают,
Потом рыбок заселяют. (Аквариум )
* * *
У нее с полоской брюшко,
То опасная подружка.
Все летает и летает,
А когда она кусает,
Чтоб укусы залечить,
Надо жало удалить. (Оса)
* * *
Трудится он так упорно,
Тащит веточки проворно.
В лесу дом его найдешь,
Непременно подойдешь.
Называй его скорей,
Это славный... (Муравей )
* * *
Всех зверей он лечит смело,
И всегда найдется дело.
Не бывает он забыт,
Чудный доктор... (Айболит)
* * *
Майским радостным деньком
Песни весело поет.
Он с цветочками знаком,
И над ними свой полет
Совершает и жужжит,
В танце радостном кружит.
Кто же этот милый друг?
Ну, конечно майский... (Жук)
Загадки в картинках
Загадки в картинках — замечательный способ не только проверить сообразительность ребенка, но и закрепить понятия названий и изображений предметов. При этом можно уделять внимание и тому, к чему относится изображение, — к животному или растительному миру, чем различаются между собой.
Правила игры здесь очень просты, взрослый предлагает ребенку рассмотреть рисунок, на котором изображены ответы на загадки (животные, растения, птицы и т. д.), затем загадывает загадку, а малыш должен отыскать ответ на изображении.
Примеры загадок:
Прыгает, но не зайчик,
Рыжая, но не лисичка,
Маленькая, но не ежик,
Есть дупло, но не дятел. (Белка )
* * *
Бегает в лесу,
Воет: у-у-у.
Серый он, сердитый
И всегда не сытый. (Волк )
* * *
С курочками рядом,
Но плавать не боится.
С пестреньким нарядом,
Что это за птица? (Утка )
* * *
Длинноногий, длиннокрылый,
Летом он летит на юг.
Величавый и красивый,
Людям он желанный друг (Журавль )
* * *
Клювом он стучит тук-тук,
Отвалился вдруг сук.
Малый доктор лесной,
Кто же это такой? (Дятел )
Понятия «живой - неживой»
Чтобы организовать это занятие, потребуются плюшевый Мишутка и картинки, на которых изображена живая и неживая природа — животные, насекомые — листья, деревья, речка и т. д.
Взрослый показывает малышу мишку и спрашивает: «В чем отличие нашего Мишутки от мишки в лесу?» (Предполагаемый ответ: «В лесу мишка живой, а у нас игрушечный».)
Затем внимание ребенка обращается на картинки с изображением живой природы.
Малышу предлагается перечислить всех животных и насекомых, изображенных на картинке. Если малыш затрудняется с ответом, взрослый помогает ему наводящими вопросами или сам называет животное. После перечисления названий малышу задается вопрос: «Что общего между этими животными?» (Предполагаемый ответ: «Они все живые».) Если вопрос вызывает затруднение, взрослый поясняет, что животные, как и человек, — живые. Они могут двигаться, бегать, прыгать или летать, у них есть внутренние органы, они едят, пьют, им может быть жарко или холодно. Затем демонстрируются картинки с изображениями неживой природы, при этом взрослый предлагает ребенку перечислить то, что изображено на этой картинке. После чего следует вопрос, что общего между ними. (Предполагаемый ответ: «Они не живые».)
Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый объясняет ему, что эти изображения не живые, потому что не могут сами перемещаться, думать, дышать, чувствовать и т. д.
На заключительном этапе проводится игра на закрепление пройденного материала. Взрослый поочередно показывает изображения представителей живой и неживой природы, а ребенок должен отгадать, что «живое», а что «неживое».
Рекомендуем посмотреть:
Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться
Как научить ребёнка говорить
Пальчиковые игры для детей
Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет