«Автоматизация звука «Р», в рамках тематической недели «Зимующие птицы»
Карташова Евгения Олеговна-учитель-логопед I квалификационной категории МАДОУ ЦРР- детский сад № 28 «Родничок» города Ишимбай Республики Башкортостан
Конспект проведения индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы, для учителей-логопедов и воспитателей подготовительной к школе группы.
Цель: Автоматизировать звук [р] в словах, предложениях.
Задачи:
1. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях.
2. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах. Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.
3. Совершенствовать умение составлять предложения по опорным картинкам.
4. Практическое употребление притяжательных прилагательных, согласование их в роде и числах.
5. Развитие общей и мелкой моторики рук, зрительного и слухового восприятия.
6. Расширение представления детей о труде взрослых. Обобщение представления детей о профессии орнитолог.
7. Воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах;
Оборудование и материалы: фигурки зимующих птиц, аудиозапись «Птичьи голоса», перышки, картинки к артикуляционной гимнастике, мяч, дыхательный тренажер «Синичка», мнемотаблица "Чистоговорки со звуком [р]", емкость с горохом, кормушка, угощенье для птиц в тарелочках, фотография для игры "Какие птицы спрятались?", цветные карандаши.
Формы организации совместной деятельности
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Динамическая пауза.
6. Рисование.
Ход деятельности: I. Организационный момент.
Воспитанник входит в кабинет. Звучит музыка (трель разных птиц).
ЛОГОПЕД: (Имя), давай представим, что мы сегодня пришли с тобой в парк, вокруг деревья и слышны голоса?
- Чьи это голоса? Здесь живет много птиц. А где еще можно встретить птиц?
II. Сообщение темы занятия.
ЛОГОПЕД: Есть люди, которые изучают птиц. Как называется эта профессия? Хочешь поиграть в ученого-орнитолога?
Мы будем с тобой изучать птиц и закреплять звук [р].
А сейчас повторим наше правило.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях , в игре
Смело, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
III. Игра «Найди птицу»
ЛОГОПЕД: А где же птицы? Слышны голоса, а их нет. Найди птиц. А мы посмотрим, какая ты внимательная. Каких птиц нашла? (Снегиря, синицу, сороку, ворону, воробья)
Включается аудиозапись той птицы, которую нашел воспитанник.
IV. Игра "Кто как голос подает?"
Воробей-чирикает
Ворона-каркает
Сорока-трещит, стрекочет
Синица-свистит
Снегирь-цвинькает
Как назовем птиц одним словом? (Зимующие) Почему их так назвали?
V. Дыхательное упражнение "Синичка полетела"
ЛОГОПЕД: Синичка, лети!
Техника выполнения: воздух набирать через нос; плечи не поднимать; выдох должен быть длительным и плавным; необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки.
VI. Упражнение для коррекции зрения «Синичка»
(дыхательный тренажер)
Мы синичку увидали и с птичкой поиграли.
Синичка вправо полетела- глазки вправо посмотрели.
Синичка влево полетела- глазки влево посмотрели.
Полетела птичка вниз,
Ой, смотри – не ушибись!
Взмыла птичка за версту,
И уселась на носу!
Воспитанник держит птичку в руке и выполняет движения в соответствии с текстом, сопровождая движения взглядом.
VII. Артикуляционная гимнастика
ЛОГОПЕД: И наши язычки как птички тоже полетели:
вверх-вниз (Упр."Качели"),
вправо -влево (упр. "Часики"),
по кругу (упр. "Вкусное варенье").
Нашли крошки, открывают клювики. (упр. "Гармошка")
VIII. Игра «Назови птиц в названии которых есть звук [р]»
ЛОГОПЕД: Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А ты сможешь? Только мы будем выбирать птиц в названии которых есть звук [р]. (Воробей, сорока, ворона)
IХ. Выделение звука [Р].
ЛОГОПЕД: В начале слова, середине или в конце слова ты услышала звук [р]?
Х.Уточнение артикуляции звука [р].
ЛОГОПЕД: Давай вспомним, где находится язычок? (за верхними зубами, у бугорков)
-Голосок дрожит? (да)
- Когда произносим звук [Р] во рту есть преграда? (да) Значит звук гласный или согласный?
ХI. Изолированное произношение звука [р].
ЛОГОПЕД: Наши птичка полетела вверх и мы звук [р] будем произносить с усилением голоса. (Воспитанник держит синичку за веревочки и поднимает руку вверх)
Синичка летит вниз - с угасанием голоса. (Воспитанник плавно опускает руку)
ХII. Упражнение на развитие слуховой памяти.
ЛОГОПЕД: Запомни названия птиц, которые я произнесу и разложи картинки в том же порядке: воробей, сорока, ворона.
ЛОГОПЕД: Назови слова по порядку.
ХIII. Игра с мячом "Один-много", "4 лишний"
ЛОГОПЕД: Давай поиграем в игру с мячом "Один- много". Я буду бросать мячик и называть одну птицу. Ты будешь ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.
Воробей- воробьи, сорока-..., ворона-...., грач-..
ХIV. "4 лишний"
ЛОГОПЕД: Какая птица была лишняя? Почему?
ХV. Психогимнастика.
ЛОГОПЕД: Мы с тобой немного отдохнем и превратимся в птиц.
Раз, два, повернись и в воробья, испугавшегося кошки превратись. Покажите, как у него болит крыло.
Раз, два, повернись и в озябших, голодных птиц превратись. Покажи, как они обрадовались крошкам.
Трудно птицам зимовать,
Птицам нужно помогать.
Х
VI.. Составление предложений "Как помочь птицам зимой" по мнемоцепочке.
ЛОГОПЕД: Давай сделаем подарок зимующим птицам.
Отгадай загадку и узнаешь, чему бы они обрадовались больше всего.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Составьте предложения о том, как помочь птицам зимой.
Люди зимой делают кормушки для птиц.
ХVII. Игра «Чем угостим?»
Снегирь, сорока, воробей и синицы-
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
ЛОГОПЕД: Расскажи, чем угостишь воробья, снегиря, синицу? (Воробья – хлебными крошками, снегиря – ягодами, синицу –несолёным салом, ворону – гречкой, сороку – пшеном)
- Как можно назвать хлебные крошки, ягоды, семечки, пшено, сало одним словом? (Еда, корм)
ХVIII. Игра "Кормушка" с проговариванием чистоговорок .
ЛОГОПЕД: Давай мы с тобой покормим птиц и повторим чистоговорки.
Ребенок перекладывает горошины из баночки в кормушку на каждый ударный слог.
У сороки и вороны в сковородке макароны.
У воробушка Сережки есть горошек на дорожке.
ХIХ. Игра "Какие птицы спрятались?"
Развитие мелкой моторики «Рисование по контуру, штриховка».
ЛОГОПЕД: Орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют.
Орнитолог делал снимки птиц, но у него испортился фотоаппарат, и все картинки наложились друг на друга. Назовите, каких птиц снимал орнитолог?
- У какой птицы перья коричневого цвета? (Воробей). Возьми коричневый карандаш, обведи по контуру воробья и заштрихуй его слева направо.
- Контур какой птицы остался не обведенным? (Вороны). Возьми рисунок домой на память о прогулке и закрась ворону самостоятельно.
Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц»
ХХ. Игра, на внимание «Кто улетел?».
ЛОГОПЕД: Птицы благодарят тебя за корм и им пора улетать. Когда ты закроешь глаза, одна птица улетит и ты скажешь какой птицы не стало.
Раз, два, три – не смотри. Воспитанник закрывает глаза, логопед убирает одну птицу.
Раз, два, три – смотри.
ЛОГОПЕД: Вот и все птицы улетели. Но мы не будем расстраиваться, они еще не раз прилетят к нашей кормушке.
ХХI. Дидактическая игра «Чье перо?» .
ЛОГОПЕД: Птицы улетели, но посмотри, что я нашла в кормушке. (Перья птиц)
- Давай соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас. Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давай, и мы с тобой попробуем. Воспитанник находят перышки и определят от какой птицы.
ЛОГОПЕД: Это перо чье? (воробьиное, воронье)
ХХII. Итог
ЛОГОПЕД: А на этом наша прогулка завершается.
Где мы с тобой побывали, кого встретили?
Пора возвращаться в группу.
Не забывай говорить красиво,
Четко и неторопливо.
Звучит музыка «пение птиц». Воспитанник уходит в группу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического комбинированного занятия в подготовительной группе
Конспект занятия с детьми 6-7 лет. Автоматизация звука [Рь]
Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Встреча весны»