Автор: Карташова Ирина Александровна, учитель-логопед МБОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Предлагаемый конспект адресован для работы с детьми 6-7 лет с ОНР.
Конспект направлен на автоматизацию произношения ранее поставленных звуков и активное использование их в разных формах самостоятельной речи.
Предмет: Логопедия
Тема занятия: Автоматизация звука [Рь]
Форма занятия: Групповое занятие
Время реализации занятия: 30 минут
Цель: Коррекция звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
Задачи:
- Упражнять в умении произносить звук [Рь] в словах и предложениях.
- Развивать фонематический слух на основе упражнений в выделении звука [Рь] в словах и предложениях.
- Воспитывать самоконтроль за речью, формировать мотивацию исправления речевых недостатков.
Предварительная работа:
- Постановка звуков Р и Рь.
- Автоматизация Рь в слогах, словах и фразе.
Материал: предметные картинки на звук РЬ, карточки с заданиями, раздаточный план-схема для пересказа «Орехи», фишки.
Ход занятия
1.Оргмомент (1 мин.)
- Сядет, тот, в чьём имени или фамилии есть звук Рь.
2. Введение в тему (1мин.)
- Сегодня мы будем упражняться в умении петь песенку «маленького моторчика». Вспомним песенку «большого мотора»: Р-Р-Р, а теперь песенку «»маленького моторчика»: Рь-Рь-Рь.
Актуализация знаний (20 мин.)
3. Проверка домашнего задания.
- Каждому из вас нужно рассказать, правильно выговаривая звуки, стихотворение про Марину:
У моей сестры Марины
Щёки, словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.
4. Отработка звука РЬ в словах.
Упражнение «Загадки»
- А сейчас я буду загадывать вам загадки. В каждой отгадке есть песенка «маленького моторчика». Тот, кто отгадает загадку, найдёт картинку-отгадку на доске.
Загадки:
а) Кругла, как луна, как дубрава зелена,
С хвостиком, как мышка, нравится детишкам (репа).
б) Эту дружную семейку отыскать поди сумей-ка!
Каждый прячется в листочках ,словно он – простая кочка (грибы).
в) На шесте дворец, во дворце – певец, а зовут его … (скворец).
г) Любят их белки, любят их мышки,
Любят погрызть их и ребятишки.
Их называют ребячьей потехой.
Вы узнаёте их? Это… (орехи).
д) Хоть на вкус я горьковата,
Любят грызть меня ребята (редиска).
Кто по тропочке идёт быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясёт? Догадайтесь сами! (трясогузка).
е) Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка (матрёшка).
ё) Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят…(черепахи).
(За правильный ответ - поощрительная фишка).
Упражнение «Найди лишнюю картинку»
У детей на столах листочки с картинками. Нужно произнести названия картинок, раскрасить лишнюю картинку и объяснить, почему она не подходит к другим картинкам.
Варианты картинок: фонарь, дверь, очки; ремень, яблоко, рябина; лейка, репа, рюкзак; брюки, карета, ёж.
5.Физкультминутка «Водолазы»
Дети стоя делают глубокий вдох, зажимают нос руками и приседают («ныряют под воду»), логопед считает до 5, дети встают («выныривают из-под воды»), делают выдох.
6. Отработка звука Рь в предложениях.
Упражнение «Исправь предложение»
- Сейчас я буду говорить вам неправильные предложения. А вы меня поправьте.
• Букварь потерял Ирину.
• Фонарик светит Борей.
• У грибов в ведре много ребят.
• На пристани берег реки.
• На ребятах ныряет река.
• Календарь смотрит на Гришу.
• Над фонарём светит дверь.
• Абрикосовое варенье любит Игоря.
• Четыре пряника съели Варю.
• Рябиновая ветка сидит на снегирях.
(За правильный ответ - поощрительная фишка).
7. Пересказ рассказа «Орехи» по плану-схеме в картинках.
(У каждого ребёнка план-схема рассказа в картинках)
- А сейчас послушайте рассказ «Орехи»
Рита и Марина гуляли около реки. Около реки раскинулся орешник. В орешнике собирал орехи старик Еремей. Старик угостил орехами Риту и Марину. Рите и Марине очень понравились эти орехи. Орехи были крепкие и вкусные.
Вопросы:
- Где гуляли Рита и Марина?
- Что раскинулось около реки?
- Кто собирал орехи в орешнике?
- Чем угостил старик Риту и Марину?
- Какие были орехи?
Разобрать слова: раскинулся, орешник, крепкие.
Пересказ рассказа с опорой на картинки-схемы.
8. Домашнее задание:
Рассказать рассказ маме и папе рассказ «Орехи» и нарисовать картинку к рассказу.
9. Итог занятия (2 – 3 мин.)
- Вспомни, какой звук мы учились произносить сегодня на занятии?
- Какие задания мы выполняли?
- Что получилось?
- Над чем ещё нужно поработать?
Предложить детям посчитать количество полученных фишек за правильные ответы.
Похвалить детей за старание на занятии.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
Конспект логопедического комбинированного занятия в подготовительной группе
Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Встреча весны»
Похожие статьи:
Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе
Сценарий логопедического мероприятия с родителями в нетрадиционной форме в подготовительной группе детского сада
Сценарий логопедической игры в подготовительной группе детского сада