Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Слова, обозначающие действия»
Автор: Чурикова Ольга Николаевна учитель-логопед МАДОУ №21 "Ивушка" города Губкин Белгородской области
Цель:
коррекционно-образовательная: учить детей выделять в речи слова, обозначающие действия предметов; практическое употребление в речи предлогов (в, на, под); обогащение лексического запаса по теме «Лес»; учить безошибочному употреблению падежных конструкций;
коррекционно-развивающая: формировать у детей связную речь, развивать умение строить грамматически правильные предложения; пересказывать сказку с элементами драматизации; работать над развитием психических процессов (памяти, внимания, воображения); развивать умение ориентироваться на плоскости листа;
воспитательная: внимательно слушать и самостоятельно выполнять задания взрослых; заниматься совместной деятельностью со сверстниками;
оборудование: текст сказки Н. Павловой «Земляничка» с иллюстрациями; для каждого ребёнка лист бумаги и контурные изображения (землянички, птички, комара, лягушки, змеи, солнышка, тучки); сюжетные и предметные картинки;
Ход занятия
Организационный момент: «Сядет тот, кто ответит правильно»
кто живёт в лесу? (ёж, белка, заяц)
кого мы можем увидеть в лесу? (ежа, белку, зайца)
с кем можно встретить в лесу? (с ежом, с белкой, с зайцем)
кому нравится жить в лесу? (ежу, белке, зайцу)
о ком мы сейчас говорили? (о еже, о белке, о зайце)
1. Логопед расставляет на доске сюжетные картинки и предлагает детям их рассмотреть и сказать, кто что делает?
Пчела летит над цветком.
Белка прыгает по веткам.
Дятел стучит по дереву.
Дети называют слова, обозначающие предмет (кто это?) пчела, белка, дятел. Затем называют, кто что делает: пчела летит, белка прыгает, дятел стучит. Логопед уточняет с детьми, что эти слова обозначают действия предметов.
2. Дидактическое упражнение « Кто больше?»
К предметным картинкам нужно подобрать слова, обозначающие действия предметов.
Самолёт - летит, взлетает, приземляется, садится.
Дождь - идёт, льёт, шумит, поливает, заканчивается.
Цветок - растёт, цветёт, пахнет, вянет.
Снег - идёт, ложится, засыпает, падает, кружится.
Бабочка - летает, порхает, сидит.
3. Дидактическое упражнение: « О ком или о чём я говорю?»
Логопед называет слова, обозначающие действия, а дети должны догадаться, что это или кто это:
Скрипит - … дверь, квакает – … лягушка, поёт - … птица, спеет – … яблоко, скачет - … лошадь, звенит – … звонок, кусает –… собака, журчит – … вода, светит - … фонарь
Физминутка « Медведь, заяц, цапля»
Дети идут по кругу, если логопед стучит в бубен медленно – имитируют походку медведя, стучит быстро – прыгают как зайцы, тишина – показывают, как стоит цапля на болоте (на одной ноге, руки в сторону)
4. Логопед знакомит детей со сказкой «Земляничка» Н. Павловой. При этом на магнитной доске появляются картинки с изображением персонажей сказки: комара, землянички, змеи, мышки, лягушки, птички.
Земляничка
Светило солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка. Увидал её комар и запищал:
- Ягодка созрела: красная, душистая!
Услыхала комара птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.
Услыхала комара мышка, побежала на поляну. Хочет съесть земляничку
Услыхала комара лягушка, поскакала на поляну. Хочет съесть земляничку.
Услыхала комара змея, поползла на поляну. Хочет съесть земляничку.
Набежала на солнышко туча. Увидел её комар и запищал:
- Дождь пойдёт: мокрый, холодный!
Услыхала комара птичка - скорей на дерево.
Услыхала комара мышка – скорей в норку.
Услыхала комара лягушка – скорей под листок.
Услыхала комара змея - скорей под корень.
А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что никто её не тронул.
После чтения логопедом сказки проводится беседа по содержанию:
Где произошла эта история? Что случилось на лесной полянке?
Кто первый увидел на лесной полянке красивую ягодку земляничку? Вспомните, кто в лесу услыхал комара, что сделал? А чтото произошло потом?
Логопед предлагает детям рассказать, куда кто стал прятаться от дождя?
Дети выходят к доске, рассказывают сказку и раскладывают изображения:
Птичка полетела на дерево.
Мышка побежала в норку.
Лягушка поскакала под листок.
Змея поползла под корень.
Логопед еще раз читает сказку, а дети пересказывают её у доски с использованием картинок. В процессе драматизации обращает внимание на интонационную выразительность речи.
5. У каждого ребёнка на столе лист бумаги, в середине которого нарисована земляничка, отдельно контурные изображения персонажей сказки. По инструкции логопеда дети их раскладывают на листе: мышку - в левом нижнем углу, птичку - в правом верхнем углу, лягушку – в правом нижнем углу, змею в левом верхнем углу, а комарика - в середину листа. Затем дети рассказывают самостоятельно, кто из героев сказки, где находится на листе бумаги.
6. Итог занятия. Дети рассказывают, что им понравилось на занятии.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедический конструктор
Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениям
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звук К»
Похожие статьи:
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»