Обучение детей с речевыми нарушениями чтению
У многих детей с тяжелыми речевыми нарушениями при обучении грамоте возникают трудности на этапе ознакомления с буквами. Длительный и целенаправленный процесс обучения дошкольников чтению проходит несколько этапов. Т. Г. Егоров выделяет первую ступень формирования навыка чтения - овладение ребенка звуко-буквенными обозначениями.
Чтобы дети не смешивали буквы по акустическому или оптическому сходству, нужно активизировать работу зрительного, слухового, речедвитательного, тактильного, кинестетического анализаторов.
Процесс чтения начинается со зрительного восприятия и узнавания букв. Когда мы показываем букву и предлагаем назвать, ребенок соотносит ее внешний образ с соответствующим звуком и воспроизводит его. В этот период особенно важно помочь детям запомнить ее графическое изображение и правильно соотнести с фонемой, чтобы не закрепить неправильное представление о букве.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерна несформированность фонетико-фонематических процессов, оптического восприятия, пространственных отношений, памяти, внимания, мышления, операций звукового анализа и синтеза. При обучении чтению детей это становится причиной более длительного периода усвоения букв, их смешивания, поэтому со многими из них приходится многократно повторять буквы. Все эти трудности могут вызвать у детей негативную реакцию на процесс чтения, у них пропадает интерес и желание заниматься.
Чтобы этого не случилось, в коррекционно-логопедической работе по обучению грамоте детей необходимо использовать игровые моменты, искать нестандартные решения инновационной педагогики, которые создают мотивацию для обучения чтению и делают его занимательным. Увлекательные дидактические упражнения, игры помогают им прочно запомнить образ буквы. В период изучения букв в НОД предъявляю картинки, которые отражают её образ, особенность внешнего вида и графического изображения. При этом читаю стихотворение:
В старом дереве дупло,
Ну, совсем как буква О.
В. Степанов
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
Каждому ребенку раздаю контурные изображения буквы и картинку к ней (Б – бабочка, Ш – шарик, З – зайка). Дети обводят их ручкой в тетради и раскрашивают синим карандашом, если буква согласная, а красным, если гласная.
Для закрепления букв использую в работе такие интересные для детей задания:
- сложить букву из счетных палочек;
- нарисовать букву на песке, манке, выложить из фасоли;
- «дорисовать» букву, превратить её в какой-то предмет;
- лепить из пластилина или теста азбуку (ребенок лепит букву и предмет, название которого начинается с этого звука);
- выложить букву и картинку с помощью нитки на бархатной бумаге;
Из кусочков ткани шью для работы с детьми буквы, которые несут в себе образ, помогающий их запомнить и правильно соотнести со звуком. Создаю их таким образом, чтобы при рассматривании этих букв они вспоминали стихи:
Снеговик, а с ней метелка
Буквой В стоит под елкой
В. Волина
Буква Д как будто дом
Поселились дети в нем.
Е. Торшенко, Л. Малявина, С. Самусенко
Многие дети используют стихотворение про буквы в дальнейшем для того, чтобы вспомнить звук и правильно её читать. Если ребенок затрудняется назвать букву, предлагаю посмотреть на неё и вспомнить, на что она похожа (на калитку).
На калитку посмотри,
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов
Процесс обучения чтению детей с тяжелыми нарушениями речи быстрее всего осваивают дошкольники, у которых сформированы основные компоненты устной речи и достаточно высокий уровень развития психических процессов. Быстро запоминают буквы и начинают читать те дети, у которых устранено дефектное произношение звуков, они умеют четко произносить и различать сходные по звучанию буквы, владеют навыком звукового анализа и синтеза, осознают простейшие языковые закономерности.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедический конструктор
Как научить ребенка читать
Приемы обучения детей чтению
Рекомендации родителям 1 класса. Обучение детей чтению
Похожие статьи:
Как научить ребенка читать? Когда же он начнет читать?!
Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению
Игры на обучение чтению детей 4-5 лет
Обучение чтению дошкольников в игровой форме
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР