Незаменимым помощником в обучении чтению являются наглядные пособия. В качестве рабочего материала можно использовать карточки или кубики с буквами, веер букв. Познакомьте ребенка с буквами, предложите послушать, как звучит каждая из них, пусть он сравнит звуки разных букв. Знакомство с буквой может проходить по следующей схеме.
❀ Покажите букву. Расскажите, что у букв тоже есть имена, только они короткие. Назовите букву, с которой вы знакомите ребенка. Произнесите звук этой буквы. Спойте песенку без слов, с помощью звука уже знакомой буквы.
❀ Изобразите эту букву: нарисуйте, слепите из пластилина, вырежьте из бумаги, сложите из палочек или карандашей.
❀ Поищите изучаемую букву в словах, на страницах детских книг или вывесок.
❀ Предложите послушать слова, в которых прячется изучаемая буква.
❀ Найдите слова, которые начинаются со знакомой буквы.
❀ Почитайте стихотворения, в которых часто повторяются слова со знакомой буквой.
® Предложите отгадать загадки. Причем отгадка должна начинаться именно с той буквы, с которой вы познакомили ребенка.
Познакомьте ребенка с буквой и предложите следующие задания.
❀ Спой песенку «В траве сидел кузнечик» без слов, с помощью звука [а].
❀ Сложи из палочек букву А. Выложи из пуговиц (скрепок, камешков) букву А.
❀ Попробуй отыскать букву А на странице книги, в разных словах. Обведи эту букву в кружок.
❀ Поймай слова, в которых спряталась буква А. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук этой буквы: Аист, Арбуз, кот, кАшА, шАлАш, белкА, дом, дым, АфрикА.
❀ Назови слова, которые начинаются с буквы А.
❀ Назови имена, которые начинаются с буквы А.
❀ Послушай любимое стихотворение буквы А. Как ты думаешь, почему букве А нравится это стихотворение?
Аппетитный АнАнАс
АфрикАнец вез для нАс.
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву А.
Берега зеленые,
Вода красная,
Рыбки черные. (Арбуз)
Эта рыба так опасна,
Пасть ее совсем ужасна.
Она плавает и злится:
Где б найти, чем поживиться? (Акула)
Говорят, что эта птица
Человека не боится.
И на крыше вьет гнездо.
Ох и крупное оно!
Эта птица хороша.
Что за птица с буквы А? (Аист)
Познакомьте ребенка с буквой и предложите следующие задания.
❀ Спой песенку «В лесу родилась елочка» без слов, с помощью звука [б].
❀ Выложи из шнурка или ленточки букву Б.
❀ Попробуй отыскать букву Б в названиях книг, которые есть у тебя дома.
❀ Поймай слова, в которых спряталась буква Б. Хлопни в ладоши в тот момент, когда услышишь в слове звук этой буквы: Белка, Бусы, автоБус, сок, суп, зуБ, кошка, соБака, хлеБ.
❀ Назови слова, начинающиеся с буквы Б.
❀ Вспомни названия животных, которые начинаются с буквы Б. (Белка, барсук, бобр, баран, буйвол, бык, бурундук, бегемот, бизон и т. д.)
❀ Послушай любимое стихотворение буквы Б. Как ты думаешь, какая буква чаще всего повторяется в этом стихотворении?
Бегемот Болел, Бедняга.
Был Бронхит у Бедолаги.
По Болоту Бегемот
Босиком Бродил, Без Бот.
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву Б.
То рыжая, то серая,
А названьем белая. (Белка)
Этот вкусный желтый плод
К нам из Африки плывет,
Обезьянам в зоопарке
Пищу круглый год дает. (Банан)
Я напрасно не жужжу,
Когда надо — разбужу. (Будильник)
Познакомьте ребенка с буквой и предложите следующие задания.
❀ Назови «вкусные» слова, которые начинаются с буквы В. Например, варенье, виноград, ватрушка.
❀ Нарисуй букву В и оживи ее, дорисовав ей глазки, носик, ротик, ножки и ручки.
❀ Попробуй отыскать букву В в газете или в журнале. Обведи эту букву в кружок.
❀ Поймай слова, в которых спряталась буква В. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук этой буквы: Ворона, ласточка, Воробей, соВа, аист, солоВей, дятел, пингВин.
❀ Назови слова, которые начинаются с буквы В.
❀ Название какого времени года начинается с буквы В? А в названиях каких месяцев встречается буква В? (Январь, февраль, август.) В названия каких дней недели прячется буква В? (Вторник, четверг, воскресенье.)
❀ Послушай любимое стихотворение буквы В. Как ты думаешь, почему букве В нравится это стихотворение?
Веселый Воробьишка
Весь Вечер Верещал,
А Важный Вороненок
Весь Вечерок Ворчал.
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву В.
Он может неделю не есть ничего,
Кладовка с едой на спине у него.
Кто это? (Верблюд)
Ягоды зеленые
И весьма хваленые.
Растут с костями,
Висят кистями. (Виноград)
Четверо ребят
В одной шубе сидят,
А пятый в сторонке
Стоит в шубенке. (Варежка)
Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.
❀ Спой песенку «Жили у бабуси два веселых гуся» без слов, по-гусиному: «Га-га-га-га, га! Га!». А теперь сыграй эту песенку на дудочке: «Ду-ду-ду-ду, ду! Ду!».
❀ Выложи из палочек букву Г, а потом преврати ее в букву Д, добавив еще несколько палочек.
❀ Попробуй отыскать буквы Г и Д в словах, которые напишут взрослые: гардероб, дорога, год, погода, изгородь, город, гудок. Сколько букв Г ты нашел? Сколько букв Д встретилось тебе? Какая буква чаще встречается: Г или Д?
❀ Поймай слово, в которых спрятались буквы Г и Д. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове эти буквы: Гром, Дом, Дуб, липа, оГороД, саД, салат, Груша, вишня, Дверь.
❀ Каких ты знаешь птиц, названия которых начинаются на букву Г или букву Д? (Гусь, галка, гагара, дятел и т. д.)
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на Г или на Д.
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
Много рук, а нога одна. (Дерево)
Похож с виду на горох,
Где пройду — переполох. (Град)
Где пройдет, там мокрый след.
Что же это? Дай ответ. (Дождь)
В воде купался,
А сух остался. (Гусь)
Черный жилет,
Красный берет.
Нос — как топор,
Хвост — как упор. (Дятел)
Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.
❀ Послушай и сравни звуки этих букв. Умеют ли эти буквы петь? Какой звук тебе нравится больше? Сравни эти буквы. Чем они похожи, а чем отличаются?
❀ Выложи из бумажных полосок букву Е, а потом преврати ее в букву Ё, добавив две пуговички или две монетки.
❀ Повтори пословицу и попробуй определить, в каких словах встречается буква Е: «Есть терпение — будет и умение».
❀ Поймай слова, в которых спряталась буква Ё. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове эту букву: слон, клЁн, день, Ёж, клЁст, берЁза, сосна, весна, мЁд.
❀ Поиграй в игру «Есть — нет». Сначала выберем ведущего, который будет бросать мяч игрокам по очереди и называть любое слово. Если в нем встречается буква Е или буква Ё, то игрок ловит мяч. Если в этом слове нет таких букв, значит, мяч надо бросить обратно ведущему. Тот, кто ошибется, становится ведущим.
❀ Послушай любимые стихотворения буквы Е и буквы Ё. Как ты думаешь, какое стихотворение нравится Е, а какое — Ё? Почему?
Ежевику Ел Енот
Ей наЕлся на вЕсь год.
Ёж из Ёлочных иголок сплЁл ковЁр.
КовЁр был колок.
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются с буквы Е или с буквы Ё.
Этот маленький зверек
очень любит чистоту.
Может он стирать белье
белке, мишке и кроту. (Енот)
Лесная царица —
не зверь и не птица.
Иголки имеет,
а шить не умеет. (Ель или ёлка)
Под соснами да елками
Лежит мешок с иголками. (Ёж)
Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.
❀ Послушай и сравни звуки этих букв. Какой звук издает буква Ж, а какой звук издает буква 3? Какая из этих букв жужжит как жук, а какая — как оса?
❀ Преврати букву Ж в жука, дорисовав ей голову, усики. Преврати букву 3 в осу, дорисовав ей носик, крылышки, полосочки. А теперь попробуй превратить Ж и 3 в бабочек. Красиво?
❀ Повтори скороговорки и попробуй определить, какие буквы звучат чаще.
♦ До чего же жук сконфужен! Опоздал к ужу на ужин.
♦ Не живут ужи, где живут ежи.
♦ Закатилась запонка за вазу.
❀ Найди, где прячется буква 3: в начале или в середине слова. Если в начале — хлопни один раз в ладоши, если в середине слова — хлопни в ладоши два раза: Зонт, коЗа, Зима, слеЗа, Заколка, гнеЗдо, Забор, баЗар, уЗор, Зебра.
❀ Придумай 7 слов, в которых есть буква Ж.
❀ Послушай любимые стихотворения буквы Ж и буквы 3. Как ты думаешь, какое стихотворение нравится букве Ж, а какое — букве 3? Почему?
Женечка Жоре
Жарила Жаркое.
Зоопарк. За Забором Звери,
Заморские Зебры, Змеи,
Землеройка, Зубры, Зайчата.
Закрыт Зоопарк. Зайдите Завтра.
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву Ж или на букву 3.
Он ходит голову задрав,
Не потому что важный граф,
Не потому что гордый нрав,
А потому, что он... (жираф)
Что за коняшки —
На всех тельняшки? (Зебры)
На зеленой ветке
В бежевой беретке
Кричит малыш: «Я буду
Могучим, крепким дубом!» (Желудь)
Обидно ему:
При погоде хорошей
Он где-то в углу позабыт-позаброшен,
Но стоит испортиться только погоде —
И вспомнят о нем,
И гулять с ним выходят. (Зонт)
Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.
❀ Послушай и сравни звуки этих букв. Какая из букв умеет петь, а какая — не умеет? Чем похожи и чем они отличаются?
❀ Вылепи из пластилина букву И, а потом преврати ее в букву Й.
❀ Поймай слова, в которых спрятались буквы И и Й. Хлопни в ладоши, когда услышишь звуки этих букв в словах, но будь внимателен: если в слове ты заметишь букву И, хлопни в ладоши, держа их перед собой, а если ты услышишь звук буквы Й, хлопни в ладоши над головой: мИр, труд, май, кИт, чайка, чай, лИпа, мед, рой, дуб, зИма, зной.
❀ Придумай 7 слов, в которых есть буква И.
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву И или на букву Й.
Вышли девицы
Весне подивиться.
Сели гурьбой
Над самой водой.
Ножки в реке купаются,
Ручки в воде плескаются,
Космы с плеч спускаются,
Сережки висят, качаются. (Ива)
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка)
Рана скоро заживет.
В этом ей поможет... (йод)
Познакомьте ребенка с буквой и предложите выполнить следующие задания.
❀ Произнеси, как кудахчет курочка? Ко-ко-ко. Как поет петушок? Ку-ка-ре-ку! Как крякает утка? Кря-кря-кря. Как квакает лягушка? Ква-ква-ква. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! Как каркает ворона? Кар-кар! Какой звук присутствует во всех этих «языках»? Спой песенку «В траве сидел кузнечик» на разных «языках». Это можно сделать так:
Ква-ква, ква-ква, ква, ква-ква.
Кря-кря, кря-кря, кря, кря-кря.
Ко-ко, ко-ко, ко,
Ко-ко, ко-ко, ко,
Ку-ку, ку-ка-ре-ку!
И так далее. Можно назначить дирижера, который будет показывать картинку того героя, на чьем «языке» надо
❀ Выложи из конфет букву К. Вырежь из цветной бумаги букву Ж и сложи ее так, чтобы у тебя получилась буква К. Покажи этот фокус взрослым.
❀ Попробуй отыскать в квартире предметы, названия которых начинаются с буквы К.
❀ Положи на стол несколько предметов, названия которых начинаются на букву К (ключ, книгу, кошелек, копейку, карандаш). Выберем ведущего. Он называет одно из этих слов. Например, карандаш. Тот игрок, который первым возьмет со стола этот предмет, забирает его себе. На стол кладем новый предмет на букву К (колпачок, крышку, корзинку, куколку, кубик, котенка, картинку, кассету, краски, кисточку, кепку, крокодильчика, колокольчик и т. д.). Игра продолжается. Тот, кто наберет большее количество предметов, становится Королем- победителем.
❀ Преврати одни слова в другие, добавляя к ним букву К: оса — коса, Оля — ?; рот — ?, лад — ?, лен — ?, лей — ?, Лара — ?
❀ Послушай слова и хлопни в ладоши столько раз, сколько встречается в этом слове буква К: Кит, Кот, КоКос, Куст, КолобоК, молоКо, Квас, КуКолка, стол, Киоск, замоК, заКолка, КроКодильчиК, Колесо, Карета, раКета, Коло- Кольчик, ромашКа, КаКтус.
❀ Послушай любимое стихотворение буквы К. Догадайся, какая буква чаще всего повторяется в этом стихотворении?
Красивого КотиКа Кате Купили,
Катюша КотенКа КотлетКой Кормила,
КаК КуКлу КотенКа в КроватКе Канала,
КотенонКа Катя в КолясКе Катала.
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву К.
Мягкие лапки.
А в лапках цап-царапки. (Кошка)
Лежит в воде бревно бревном,
Кора зеленая на нем.
Лежит и озирается:
Авось кто зазевается? (Крокодил)
Вырастает, где придется,
И кусается, и жжется. (Крапива)
Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.
❀ Нарисуй портрет буквы Л, а затем — буквы М.
❀ Выложи из палочек букву Л, а потом преврати ее в букву М, добавив еще несколько палочек.
❀ Попробуй отыскать буквы Л и М в словах, которые напишут взрослые. Букву Л подчеркни одной линией, а букву М — двумя: лимон, лама, лом, холм, самолет, молния, малина, земляника, метла, мармелад.
❀ Запомни слова на букву Л: лес, лось, лиса, лев, леопард. Повтори эти слова. Теперь постарайся запомнить слова на букву М: мама, мимоза, мел, мост, мышь. Повтори эти слова. А теперь повтори все слова на букву Л и на букву М, которые ты запомнил. Постарайся назвать не меньше пяти слов. Сколько слов тебе удалось вспомнить?
❀ Какие ты знаешь растения и грибы, названия которых начинаются на букву Л или букву М? (Лилия, липа, лен, ландыш, лисички, мимоза, мак, малина, мухомор, масленок и т. д.)
Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву Л или на букву М.
Прозрачен, как стекло,
Да не вставишь в окно. (Лед)
Сладкое, но не сахар,
Липкое, но не клей,
Вкусное, но не конфета. (Мед)
Скачет попрыгушка,
Рот как ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Сама крошка,
Боится кошку,
Под полом живет,
Туда все несет. (Мышь)
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.
❀ Нарисуй букву Н и букву О. А теперь преврати букву Н в лесенку, дорисовав ей перекладины, а букву О — во что хочешь.
❀ Какие предметы в доме тебе напоминают букву Н, а какие — букву О?
❀ Приготовь три карандаша. Какие известные тебе буквы ты можешь выложить с помощью трех карандашей? Попробуй сложить из них букву А (И, К, Н). Сравни буквы А и Н, затем И и Н. Что общего между ними, чем они отличаются?
❀ Поймай слова, которые начинаются с буквы О: Осень, Озеро, Овощи, дом, слон, Остров, полка, Ослик, море, Орден, сок, Облако.
❀ Поймай слова, которые заканчиваются на букву Н: соН, соль, слоН, капкаН, наклоН, нос, клоуН, нитка, закоН, кино, клеН.
❀ Открой календарь и посмотри,.в названиях каких месяцев встречается буква Н и/или буква О. Найди эти буквы, а взрослые прочитают названия месяцев, в которых ты обнаружил букву Н и/или букву О (январь, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь).
Название какого времени года начинается с буквы О? (Осень.)
Название какого времени года заканчивается на букву О? (Лето.)
❀ Придумай слова, которые начинаются с «но». (Ночь, нос, ногти, ноготки, новости, ножницы, ноты, носорог и т. д.)
❀ Послушай любимые стихотворения буквы Н и буквы О. Как ты думаешь, какое стихотворение нравится букве Н, а какое — О? Почему?
Немного Незабудочек
Нарвет Наташа Нюрочке.
Ослик Ос Остерегался,
Очень Ос Он Опасался.
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву Н или на букву О.
Есть немало рогачей
В зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове,
У одного лишь на носу. (Носорог)
Сер, да не волк.
Длинноух, да не заяц.
С копытами, да не лошадь. (Ослик)
Два кольца, два конца,
А посередине гвоздик. (Ножницы)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я — ... (осьминог)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осень)
Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.
❀ Послушай, как звучат буква П и буква Р. Какая из этих букв «пыхтит», а какая «рычит»?
❀ Послушай и повтори скороговорки:
♦ Прохор и Пахом ехали верхом.
♦ От топота копыт пыль по полю летит.
♦ — Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
♦ До города дорога в гору, от города — с горы.
❀ Нарисуй букву П и преврати ее в домик. Теперь нарисуй букву Р и преврати ее в бабочку.
❀ В детском журнале или в любой детской книге с крупным текстом найди букву П и букву Р. Возьми карандаш и выдели букву П квадратиком, а букву Р — кружком.
❀ Поймай слова, в которых есть и буква П, и буква Р: ПРуд, дупло, ПодаРок, ПРиз, ракета, ПРяник, полка, ПаР, ПиРат, плакат, РеПка, кРаПива.
❀ Послушай любимые стихотворения буквы П и буквы Р. Как ты думаешь, какое стихотворение нравится букве П, а какое — Р? Почему?
По Прутикам, По Палочкам
Паучок Ползет.
Паутинку Прочную
Паучок Плетет.
Радужная Радуга
Ребятишек Радует.
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются с буквы П или с буквы Р.
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Пыль увижу, заворчу.
Заворчу и проглочу. (Пылесос)
Без крыльев, а летит.
Без языка, а говорит. (Письмо)
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)
Стоят в поле сестрички —
Желтые глазки, белые реснички. (Ромашки)
Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь — он молчок,
Но стоит ручку повертеть —
Он будет говорить и петь. (Радио)
Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.
❀ «Оживи» эти буквы, дорисовав им ножки, ручки, головы, глазки и т. д.
❀ Придумай историю о том, как буква С с буквой Т по соседству жили. Какие они по характеру? Дружат ли они друг с другом? В каких словах они встречаются?
❀ Представь себе страну, в которой живут слова, начинающиеся с одной и той же буквы. Какие слова будут жить в стране С? (Счастье, семья, суслик, слон, собака, сапфир, сорока и т. д.) А какие слова живут в стране Т? (Труженик, танцор, талант, терпение, тучка и т. д.)
❀ Поймай слова, в которых буквы С и Т стоят рядом, и обведи эти слова: СТолб, СТена, салат, СТул, СТол, коСТь, троСТь, сетка, моСТ. Сколько слов было поймано? Попробуй вспомнить и повторить все названные слова. Продолжи свой список слов, в которых С и Т стоят рядом.
❀ Вспомни птиц, названия которых начинаются на букву С. (Сорока, снегирь, синица, сокол, сова и т. д.)
❀ Назови растения, которые начинаются с буквы Т. (Тюльпан, томат, тыква, табак и т. д.)
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву С или на букву Т.
Ножек — четыре,
Шляпок — одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья. (Стол)
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (Свеча)
Ляжет покрывало,
Весной — как не бывало. (Снег)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Золотая голова
Велика и тяжела,
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.
❀ Скажи, какая из этих букв умеет петь протяжную песенку, а какая буква «фырчит»?
❀ Слепи из пластилина букву У и букву Ф. Попробуй смастерить эти буквы из разных предметов. Например, У можно сделать из двух чайных ложечек, а Ф — из прямой трубочки для сока и двух долек мандарина. А из чего ты сможешь сделать эти буквы?
❀ Найди буквы У и Ф среди остальных букв, которые взрослые напишут на листе бумаги. Букву У обведи красным карандашом, а букву Ф — синим.
❀ Поймай слова, которые начинаются с буквы У или с буквы Ф. В эту игру надо играть стоя. Как только ты услышишь слово, которое начинается с буквы Ф, положи руки на пояс: ты будешь похож на букву Ф. А когда ты услышишь слово, которое начинается на букву У, подними правую руку по диагонали так, чтобы ты стал похож на букву У. Если в словах нет этих букв, то стой прямо, опустив руки по швам: Флаг, дом, Утро, кот, Фиалка, мост, Удочка, кит, Фея, клад, Ухо, смех, Фартук.
❀ Назови слова, в которых встречаются буквы У и/или Ф?
❀ Послушай стихотворение и постарайся запомнить все, что нес фокусник. С какой буквы начинаются все эти предметы?
Нес Фокусник в Футляре
Флакон, Флажок, Фонарик,
Фиалку, Фикус, Финик,
Фломастер, Фотоснимок.
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву У или на букву Ф.
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Этот глаз — особый глаз,
Быстро взглянет он на вас —
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
Днем сидит он как слепой.
А лишь вечер — на разбой:
Ловит мышек в темноте.
Речь идет не о коте. (Филин)
У кого глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка)
Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.
❀ Скажи, какая из этих букв похожа на крестик? У какой буквы есть хвостик? Какая из этих букв стоит на одной ножке?
❀ Нарисуй и раскрась эти буквы разными цветами.
❀ Найди в таблице эти буквы. Букву X обведи синим карандашом, букву Ц — зеленым, а букву Ч — черным.
X |
Ц |
Ч |
Ж |
Т |
У |
X |
Ц |
Ч |
Ж |
М |
Т |
X |
Н |
Ц |
П |
Ч |
Т |
К |
X |
И |
Ч |
Е |
Н |
Ц |
Г |
X |
П |
Т |
К |
X |
Ц |
Ч |
Ж |
Т |
У |
X |
Ц |
Ч |
Ж |
❀ Приготовь карточки с буквами X, Ц, Ч. Взрослый будет называть слова, а ты поднимай карточку с той буквой, с которой начинается названное им слово: Художник, Царь, Часовщик, Хомяк, Цапля, Черепаха, Человек, Хамелеон, Цветок, Холодильник, Цепь, Часы.
❀ Теперь переверни и перемешай карточки. Вытаскивай по одной и называй слово, которое начинается с той же буквы, что и на карточке.
❀ Послушай стихотворения. Определи, в каком стихотворении чаще всего встречается буква X, в каком — Ц и в каком — Ч.
Хомячки Ходили,
Хоровод водили,
Хлеб оХотно ели,
Хрумкали, Хрустели.
Четыре Часа Черепашка
Чистила Чайник и Чашку.
Царь ЦариЦе шлет дары:
Разноцветные Цветы,
КольЦа драгоценные,
СамоЦветы Ценные;
А ЦариЦе-дочке —
ПлатьиЦе с Цветочком.
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву X, Ц или Ч.
Стоит дом — холодно в нем. (Холодильник)
У этой птицы
Клюв как две спицы.
По воде она гуляет,
То и дело нос купает. (Цапля)
Живет между камнями
Голова с четырьмя ногами. (Черепаха)
Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.
❀ Послушай, как звучат буквы Ш и Щ. Чем они похожи и чем различаются?
❀ Послушай и повтори, как шипит маленький уж: «Шшшшшш!», а другой уж ему отвечает: «Щщщщщщ!». О чем они говорят? А теперь послушай и повтори, как сдувается красный шарик: «Шшшшшш!», а как зеленый шарик: «Щщщщщщщ!». Отчего сдулись шарики?
❀ Послушай и повтори скороговорки:
♦ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
♦ Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.
♦ Саше дали кашу, а Клаше — простоквашу.
♦ Щи да каша — пища наша.
❀ Нарисуй букву Ш и преврати ее в букву Щ.
❀ Найди эти буквы в тексте любимой сказки.
❀ Поймай слова, в которых буква Ш стоит первой, а буква Щ — последней. Приготовь лист бумаги, сомни его. Держи бумагу в руках и внимательно слушай. Как только ты услышишь в слове букву Ш, начинай шуршать бумагой, а если ты заметишь букву Щ в конце слова, то сиди тихо: Шуба, плаЩ, Шапка, борЩ, Шкаф, клеЩ, Шар, Шмель, леЩ, Швабра, Шишка.
❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются с буквы Ш или с буквы Щ.
Сижу верхом,
Не знаю, на ком.
Знакомца встречу —
Соскочу, привечу. (Шапка)
Пушиста, а не снег.
Греет, а не печка. (Шуба)
Эта рыба ох зубаста!
Хищной славится она.
Рядом проплывать опасно
Карасям и всем малькам. (Щука)
Кислая трава на грядке росла,
Как пора настала, так в щи попала. (Щавель)
Познакомьте ребенка с этими буквами следующие задания.
❀ Скажи, какая из этих букв умеет петь и имеет звучание? У какой буквы есть хвостик? Какая из этих букв называется мягким знаком?
❀ Нарисуй три мягких знака. Один из них преврати в твердый знак, другой — в букву Ы, а третий оставь непревращенным. Какие буквы у тебя получились?
❀ Найди в таблице эти буквы. Твердый знак обведи синим карандашом, букву Ы — красным, а мягкий знак — зеленым.
Ъ |
Р |
Б |
Ь |
Ы |
В |
Ъ |
Ы |
Ч |
Р |
Б |
Ь |
Г |
Ъ |
Ы |
Ь |
Б |
Р |
Ь |
В |
Т |
Р |
Б |
Ч |
Ы |
В |
Ъ |
Ь |
Т |
К |
Ъ |
Р |
Б |
Ь |
Ы |
В |
Ъ |
Ы |
Ч |
Р |
❀ Послушай и сравни слова, в которых есть Ъ, и слова, из которых он исчез: подЪезд — подезд; вЪезд — везд; подъемный кран — подемный кран. Что ты заметил? А теперь послушай слова, в которых есть Ь, и слова, из которых Ь исчез: елЬ — ел; мелЬ — мел; гусЬ — гус, день — ден. Слова без этих букв звучат по-другому. Мягкий знак смягчает звуки, а твердый делает их тверже, отделяя в словах один звук от другого.
❀ Посмотри на букву Ы. Буква Ы не смягчает и не делает другие звуки тверже. У нее есть свой собственный гласный звук [ы]. Назови слова, в которых есть буква Ы.
Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.
❀ Какие песенки поют эти буквы? Придумай свою собственную песенку без слов. А нотами пусть будут звуки этих гласных, «голосистых» букв. Например: «Э-ю-я! Э- ю-я! Ю-ю, я-я. Э! Э-ю-я! Э-ю-я! Я-я, ю-ю, э-э-э». О чем будет твоя песенка?
❀ Сложи из длинного и короткого шнурочков букву Э. Из двух палочек и одного кружочка смастери букву Ю, а теперь — букву Я. Получилось?
❀ Сыграй в «Эхо». Если ты услышишь в слове звук [э], повтори это слово, как эхо. А если в слове, которое назовут тебе взрослые, нет буквы Э, сиди молча и не повторяй его: Эхо, Эскимо, дом, Этаж, дым, Экскаватор, Электричка, туча, Эскимос, бусы.
❀ Отгадай все слова на букву Ю. Пусть взрослые помогут тебе.
♦ Какая игрушка вертится и крутится как волчок? (Юла)
♦ Как называют маленькую юркую птичку? (Юрок)
♦ Где очень жарко в любое время года, на Севере или на Юге? (На Юге)
❀ Загадай слово на букву Я и опиши его. Пусть взрослые догадаются, что ты загадал. Например, этот предмет необходим любому кораблю. Его опускают в воду для того, чтобы корабль не уносило течением. Что это? (Якорь)
❀ Послушай стихотворения. Определи, в каком стихотворении чаще всего встречается буква Э, в каком — Ю и в каком — Я.
Энергичный Эскимос
Эскимо Эстонцу нес.
Юле Юбочку купили,
Юре брЮчки подарили.
Яблочки Янтарные
На Яблоньке созрели.
Яблочки Янтарные
Яна с Яшей ели.
❀ Расставь все карточки с буквами по местам от А до Я. Подбери к каждой карточке картинку с изображением персонажа или предмета, начинающегося с той же буквы, что и на карточке. Например, к букве А надо найти картинку, на которой нарисован арбуз и т. д.
❀ Перемешай карточки с буквами. Выбери, не глядя, пять карточек и вспомни, какие картинки им соответствовали.
❀ Расскажите ребенку, что наши слова состоят из букв, а наша речь — из слов и предложений. Слова могут быть короткими и длинными. Предложите ему сравнить слова «ток» и «электричество». Слово «ток» — короткое. В этом слове только один гласный звук [о]. А слово «э- лек-три-чес-тво» — длинное, в нем много гласных звуков. Как поезд состоит из вагонов, так и слово состоит из слогов. Чем больше вагонов в составе поезда, тем длиннее этот состав. Чем больше слогов в слове, тем длиннее само слово. Но главное правило состоит в том, что в одном «вагончике»-слоге может присутствовать только один гласный звук. В качестве примера нарисуйте два поезда с вагонами. Они размещены один под другим. Предложите ребенку посмотреть на два поезда, в которых едут два слова: «ток» и «электричество». Чей паровоз длиннее? Почему?
❀ Расскажите историю про песика Бима и про кошечку Мусю и выполните задания.
❀ Песик Бим и кошка Муся гуляют во дворе. Девочка вынесла им мисочки с едой. Ей надо позвать своих любимцев. Помоги ей громко позвать свою собачку: «Бим!». А теперь позови киску: «Му-ся!» Когда мы звали кошечку, для удобства разделили ее имя на два слога: Му-ся. А слово «Бим» невозможно разделить на несколько слогов, потому что в этом слове только один гласный звук. Угадай, какой? Это звук [и], значит, в этом слове только один слог.
❀ Произнесите слово «дуб» и попросите ребенка повторить его. А теперь предложите ему хлопнуть в ладоши столько раз, на сколько слогов можно разделить это слово. Должен раздаться один хлопок, потому что в этом слове только один гласный звук, а значит — один слог. Далее называйте ребенку слова так, чтобы он смог разбить их на слоги при помощи хлопков. Произнесите слово «малина». В нем три слога: ма-ли-на. Произнося каждый слог, ребенок должен хлопать в ладоши: ма(хлопок)-ли(хлопок)-на(хлопок), всего три раза. Слова: мак, све-ча, о-гу-рец, дом, ка-че-ли, роза, бе-ре-за, мяч, ве-ник, ко-ро-на.
❀ Предложите ребенку поиграть в мяч. Правила следующие: ведущий называет имя, а игрок должен ударить мяч о пол столько раз, на сколько слогов можно разбить это имя. Имена: Ян, Ма-ша, Петр, На-деж-да, Ни-ко-лай, А-на-то-лий, Све-та, Ди-ма, И-ри-на, Клим, Е-ле-на.
❀ Расскажите ребенку о том, что злая колдунья испортила слова. Она убрала из слов слоги. Попросите вставить в слово недостающий слог, чтобы это слово стало узнаваемым. Ма-?-на (машина, малина и т. д.), сос-? (сосна, соска, состав и т. д.), о-зе-?, ко-ло-?, ка-?-ка, ?-бор, ?-са, зи-?, шу-?, пы-ле-?, по-? , со-?-?.
❀ Расскажите ребенку, что буквы дружат между собой. Буквы встречаются друг с другом и их звуки сочетаются. Так, например, когда буква А встретит букву У, то вместе они произнесут: «Ау!», а если поменяются местами, то у них получится: «Уа!». Приготовьте карточки с буквами: согласные нарисуйте синим цветом, а гласные — красным. Разделите карточки на две стопочки. В одной стопочке будут лежать каточки с согласными, а в другой — с гласными. Возьмите карточку из первой и карточку из второй стопочки. Например, вам попались буквы Т и А. Как будут звучать эти буквы вместе? (ТА) Придумайте слово или слова, начинающиеся со слога «ТА». А теперь поменяйте «подружек» местами. Получился слог «АТ». В каких словах он может встречаться? (СалАТ, халАТ и т. д.) Как только ребенок освоит правила этой игры, правила сочетания букв и их звуков, усложните эту игру: из первой стопки согласных надо будет выбрать уже не одну, а две карточки и к ним прибавить одну гласную из второй стопки. Например, ребенку достались карточки «М», «К», «О». Как будет звучать буквосочетание из этих букв, если их расставить в следующем порядке: К + О + М или в другом порядке: М + О + К?
❀ Приготовьте для ребенка карточки со слогами, из которых ему будет поручено составить слова. Дайте карточку со слогом «РО», а на столе положите три другие со слогами: «ЗА», «ЩА», «ГА». Пусть ребенок подберет поочередно для своей карточки слоги и с их помощью составит разные слова:
РО + ЗА = РОЗА
РО + ЩА=РОЩА
РО + ГА=РОГА
❀ Предложите ребенку карточку со слогом «БА», а на столе разложите карточки со слогами: «ЗАР», «НАН» и «ТОН».
Пусть ребенок постарается прибавить к своему слогу другие. Что получится?
ЗАР
БА + НАН
ТОН
❀ И рассмотрите другие варианты:
МОК
ЗА + БОР
ЯЦ
РОГ
ПИ + ЛА
ОН
И так далее.
❀ Попросите ребенка внимательно послушать слово, которое вы произнесете по слогам. Пусть он сложит эти слоги так, чтобы понять, какое слово было произнесено. Слоги надо называть с интервалом в 2 секунды. Начали: ка-ран-даш, са-мо-лет, ве-ло-си-пед, за-бор и т. д.
❀ Назовите любой слог. К нему по очереди надо добавлять разные слоги, чтобы получались новые слова. Например, придумайте слова, которые начинаются со слога «КУ». По очереди называйте свои варианты: ку-рица, ку-куш- ка, ку-ница, ку-дри, ку-знечик и т. д.
❀ Приготовьте детские книги, которые предназначены для чтения по слогам. Все слова в них разбиты на слоги. Ребенок, связывая их, начинает читать по слогам. Вы можете сделать такое пособие самостоятельно. В альбом наклейте картинку или нарисуйте ее сами. Под картинкой поместите короткий текст — пояснение к сюжету, изображенному на картинке. Важно написать текст таким образом, чтобы слоги были разделены дефисом. Например, вы вклеили картинку с изображением собачки и котенка. Под иллюстрацией можно написать следующее: «Э-то пес То-бик и кот Пу-ся. О-ни дру-жат и вмес-те иг-ра-ют».
❀ На прогулке, проходя киоски, магазины, остановки и другие городские или сельские объекты, можно увидеть различные вывески. Попросите ребенка прочитать их по слогам. Помогите ему совершенствоваться в мастерстве чтения, поощряйте и стимулируйте его стремление к чтению.
Автор: Надежда Лунина
Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению
Родительское собрание «Обучение детей дошкольников 5-6 лет чтению»
Нет комментариев. Ваш будет первым!