Обучение чтению дошкольников в игровой форме

Обучение чтению начинается со знакомства с буквами

Знакомство с буквами

Незаменимым помощником в обучении чтению являются наглядные пособия. В качестве рабочего материала можно использовать карточки или кубики с буквами, веер букв. Познакомьте ребенка с буквами, предложите послушать, как звучит каждая из них, пусть он сравнит звуки разных букв. Знакомство с буквой может проходить по следующей схеме.

❀ Покажите букву. Расскажите, что у букв тоже есть имена, только они короткие. Назовите букву, с которой вы знакомите ребенка. Произнесите звук этой буквы. Спойте песенку без слов, с помощью звука уже знакомой буквы.

❀ Изобразите эту букву: нарисуйте, слепите из пластилина, вырежьте из бумаги, сложите из палочек или карандашей.

❀ Поищите изучаемую букву в словах, на страницах детских книг или вывесок.

❀ Предложите послушать слова, в которых прячется изучаемая буква.

❀ Найдите слова, которые начинаются со знакомой буквы.

❀ Почитайте стихотворения, в которых часто повторяются слова со знакомой буквой.

® Предложите отгадать загадки. Причем отгадка должна начинаться именно с той буквы, с которой вы познакомили ребенка.

Буква А

Познакомьте ребенка с буквой и предложите следующие задания.

❀ Спой песенку «В траве сидел кузнечик» без слов, с помощью звука [а].

❀ Сложи из палочек букву А. Выложи из пуговиц (скрепок, камешков) букву А.

❀ Попробуй отыскать букву А на странице книги, в разных словах. Обведи эту букву в кружок.

❀ Поймай слова, в которых спряталась буква А. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук этой буквы: Аист, Арбуз, кот, кАшА, шАлАш, белкА, дом, дым, АфрикА.

❀ Назови слова, которые начинаются с буквы А.

❀ Назови имена, которые начинаются с буквы А.

❀ Послушай любимое стихотворение буквы А. Как ты думаешь, почему букве А нравится это стихотворение?

Аппетитный АнАнАс

АфрикАнец вез для нАс.

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву А.

Берега зеленые,

Вода красная,

Рыбки черные.      (Арбуз)

 

Эта рыба так опасна,

Пасть ее совсем ужасна.

Она плавает и злится:

Где б найти, чем поживиться?      (Акула)

 

Говорят, что эта птица

Человека не боится.

И на крыше вьет гнездо.

Ох и крупное оно!

Эта птица хороша.

Что за птица с буквы А?     (Аист)

Буква Б

Познакомьте ребенка с буквой и предложите следующие задания.

❀ Спой песенку «В лесу родилась елочка» без слов, с помощью звука [б].

❀ Выложи из шнурка или ленточки букву Б.

❀ Попробуй отыскать букву Б в названиях книг, которые есть у тебя дома.

❀ Поймай слова, в которых спряталась буква Б. Хлопни в ладоши в тот момент, когда услышишь в слове звук этой буквы: Белка, Бусы, автоБус, сок, суп, зуБ, кошка, соБака, хлеБ.

❀ Назови слова, начинающиеся с буквы Б.

❀ Вспомни названия животных, которые начинаются с буквы Б. (Белка, барсук, бобр, баран, буйвол, бык, бурундук, бегемот, бизон и т. д.)

❀ Послушай любимое стихотворение буквы Б. Как ты думаешь, какая буква чаще всего повторяется в этом стихотворении?

Бегемот Болел, Бедняга.

Был Бронхит у Бедолаги.

По Болоту Бегемот

Босиком Бродил, Без Бот.

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву Б.

То рыжая, то серая,

А названьем белая.     (Белка)

 

Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке

Пищу круглый год дает.     (Банан)

 

Я напрасно не жужжу,

Когда надо — разбужу.     (Будильник)

Буква В

Познакомьте ребенка с буквой и предложите следующие задания.

❀ Назови «вкусные» слова, которые начинаются с буквы В. Например, варенье, виноград, ватрушка.

❀ Нарисуй букву В и оживи ее, дорисовав ей глазки, носик, ротик, ножки и ручки.

❀ Попробуй отыскать букву В в газете или в журнале. Обведи эту букву в кружок.

❀ Поймай слова, в которых спряталась буква В. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук этой буквы: Ворона, ласточка, Воробей, соВа, аист, солоВей, дятел, пингВин.

❀ Назови слова, которые начинаются с буквы В.

❀ Название какого времени года начинается с буквы В? А в названиях каких месяцев встречается буква В? (Январь, февраль, август.) В названия каких дней недели прячется буква В? (Вторник, четверг, воскресенье.)

❀ Послушай любимое стихотворение буквы В. Как ты думаешь, почему букве В нравится это стихотворение?

Веселый Воробьишка

Весь Вечер Верещал,

А Важный Вороненок

Весь Вечерок Ворчал.

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву В.

Он может неделю не есть ничего,

Кладовка с едой на спине у него.

Кто это?    (Верблюд)

 

Ягоды зеленые

И весьма хваленые.

Растут с костями,

Висят кистями.     (Виноград)

 

Четверо ребят

В одной шубе сидят,

А пятый в сторонке

Стоит в шубенке.    (Варежка)

Буква Г и Д

Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.

❀ Спой песенку «Жили у бабуси два веселых гуся» без слов, по-гусиному: «Га-га-га-га, га! Га!». А теперь сыграй эту песенку на дудочке: «Ду-ду-ду-ду, ду! Ду!».

❀ Выложи из палочек букву Г, а потом преврати ее в букву Д, добавив еще несколько палочек.

❀ Попробуй отыскать буквы Г и Д в словах, которые напишут взрослые: гардероб, дорога, год, погода, изгородь, город, гудок. Сколько букв Г ты нашел? Сколько букв Д встретилось тебе? Какая буква чаще встречается: Г или Д?

❀ Поймай слово, в которых спрятались буквы Г и Д. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове эти буквы: Гром, Дом, Дуб, липа, оГороД, саД, салат, Груша, вишня, Дверь.

❀ Каких ты знаешь птиц, названия которых начинаются на букву Г или букву Д? (Гусь, галка, гагара, дятел и т. д.)

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на Г или на Д.

Без рук, без топоренка

Построена избенка.     (Гнездо)

 

Много рук, а нога одна.   (Дерево)

 

Похож с виду на горох,

Где пройду — переполох.    (Град)

 

Где пройдет, там мокрый след.

Что же это? Дай ответ.     (Дождь)

 

В воде купался,

А сух остался.    (Гусь)

 

Черный жилет,

Красный берет.

Нос — как топор,

Хвост — как упор.    (Дятел)

Буквы Е и Ё

Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.

❀ Послушай и сравни звуки этих букв. Умеют ли эти буквы петь? Какой звук тебе нравится больше? Сравни эти буквы. Чем они похожи, а чем отличаются?

❀ Выложи из бумажных полосок букву Е, а потом преврати ее в букву Ё, добавив две пуговички или две монетки.

❀ Повтори пословицу и попробуй определить, в каких словах встречается буква Е: «Есть терпение — будет и умение».

❀ Поймай слова, в которых спряталась буква Ё. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове эту букву: слон, клЁн, день, Ёж, клЁст, берЁза, сосна, весна, мЁд.

❀ Поиграй в игру «Есть — нет». Сначала выберем ведущего, который будет бросать мяч игрокам по очереди и называть любое слово. Если в нем встречается буква Е или буква Ё, то игрок ловит мяч. Если в этом слове нет таких букв, значит, мяч надо бросить обратно ведущему. Тот, кто ошибется, становится ведущим.

❀ Послушай любимые стихотворения буквы Е и буквы Ё. Как ты думаешь, какое стихотворение нравится Е, а какое — Ё? Почему?

Ежевику Ел Енот

Ей наЕлся на вЕсь год.

 

Ёж из Ёлочных иголок сплЁл ковЁр.

КовЁр был колок.

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются с буквы Е или с буквы Ё.

Этот маленький зверек

очень любит чистоту.

Может он стирать белье

белке, мишке и кроту.     (Енот)

 

Лесная царица —

не зверь и не птица.

Иголки имеет,

а шить не умеет.     (Ель или ёлка)

 

Под соснами да елками

Лежит мешок с иголками.     (Ёж)

Буквы Ж и З

Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.

❀ Послушай и сравни звуки этих букв. Какой звук издает буква Ж, а какой звук издает буква 3? Какая из этих букв жужжит как жук, а какая — как оса?

❀ Преврати букву Ж в жука, дорисовав ей голову, усики. Преврати букву 3 в осу, дорисовав ей носик, крылышки, полосочки. А теперь попробуй превратить Ж и 3 в бабочек. Красиво?

❀ Повтори скороговорки и попробуй определить, какие буквы звучат чаще.

♦ До чего же жук сконфужен! Опоздал к ужу на ужин.

♦ Не живут ужи, где живут ежи.

♦ Закатилась запонка за вазу.

❀ Найди, где прячется буква 3: в начале или в середине слова. Если в начале — хлопни один раз в ладоши, если в середине слова — хлопни в ладоши два раза: Зонт, коЗа, Зима, слеЗа, Заколка, гнеЗдо, Забор, баЗар, уЗор, Зебра.

❀ Придумай 7 слов, в которых есть буква Ж.

❀ Послушай любимые стихотворения буквы Ж и буквы 3. Как ты думаешь, какое стихотворение нравится букве Ж, а какое — букве 3? Почему?

Женечка Жоре

Жарила Жаркое.

 

Зоопарк. За Забором Звери,

Заморские Зебры, Змеи,

Землеройка, Зубры, Зайчата.

Закрыт Зоопарк. Зайдите Завтра.

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву Ж или на букву 3.

Он ходит голову задрав,

Не потому что важный граф,

Не потому что гордый нрав,

А потому, что он...    (жираф)

 

Что за коняшки —

На всех тельняшки?     (Зебры)

 

На зеленой ветке

В бежевой беретке

Кричит малыш: «Я буду

Могучим, крепким дубом!»     (Желудь)

 

Обидно ему:

При погоде хорошей

Он где-то в углу позабыт-позаброшен,

Но стоит испортиться только погоде —

И вспомнят о нем,

И гулять с ним выходят.     (Зонт)

Буквы И и Й

Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.

❀ Послушай и сравни звуки этих букв. Какая из букв умеет петь, а какая — не умеет? Чем похожи и чем они отличаются?

❀ Вылепи из пластилина букву И, а потом преврати ее в букву Й.

❀ Поймай слова, в которых спрятались буквы И и Й. Хлопни в ладоши, когда услышишь звуки этих букв в словах, но будь внимателен: если в слове ты заметишь букву И, хлопни в ладоши, держа их перед собой, а если ты услышишь звук буквы Й, хлопни в ладоши над головой: мИр, труд, май, кИт, чайка, чай, лИпа, мед, рой, дуб, зИма, зной.

❀ Придумай 7 слов, в которых есть буква И.

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву И или на букву Й.

Вышли девицы

Весне подивиться.

Сели гурьбой

Над самой водой.

Ножки в реке купаются,

Ручки в воде плескаются,

Космы с плеч спускаются,

Сережки висят, качаются.     (Ива)

 

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.     (Иголка)

 

Рана скоро заживет.

В этом ей поможет...    (йод)

Буква К

Познакомьте ребенка с буквой и предложите выполнить следующие задания.

❀ Произнеси, как кудахчет курочка? Ко-ко-ко. Как поет петушок? Ку-ка-ре-ку! Как крякает утка? Кря-кря-кря. Как квакает лягушка? Ква-ква-ква. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! Как каркает ворона? Кар-кар! Какой звук присутствует во всех этих «языках»? Спой песенку «В траве сидел кузнечик» на разных «языках». Это можно сделать так:

Ква-ква, ква-ква, ква, ква-ква.

Кря-кря, кря-кря, кря, кря-кря.

Ко-ко, ко-ко, ко,

Ко-ко, ко-ко, ко,

Ку-ку, ку-ка-ре-ку!

И так далее. Можно назначить дирижера, который будет показывать картинку того героя, на чьем «языке» надо спеть песенку.

❀ Выложи из конфет букву К. Вырежь из цветной бумаги букву Ж и сложи ее так, чтобы у тебя получилась буква К. Покажи этот фокус взрослым.

❀ Попробуй отыскать в квартире предметы, названия которых начинаются с буквы К.

❀ Положи на стол несколько предметов, названия которых начинаются на букву К (ключ, книгу, кошелек, копейку, карандаш). Выберем ведущего. Он называет одно из этих слов. Например, карандаш. Тот игрок, который первым возьмет со стола этот предмет, забирает его себе. На стол кладем новый предмет на букву К (колпачок, крышку, корзинку, куколку, кубик, котенка, картинку, кассету, краски, кисточку, кепку, крокодильчика, колокольчик и т. д.). Игра продолжается. Тот, кто наберет большее количество предметов, становится Королем- победителем.

❀ Преврати одни слова в другие, добавляя к ним букву К: оса — коса, Оля — ?; рот — ?, лад — ?, лен — ?, лей — ?, Лара — ?

❀ Послушай слова и хлопни в ладоши столько раз, сколько встречается в этом слове буква К: Кит, Кот, КоКос, Куст, КолобоК, молоКо, Квас, КуКолка, стол, Киоск, замоК, заКолка, КроКодильчиК, Колесо, Карета, раКета, Коло- Кольчик, ромашКа, КаКтус.

❀ Послушай любимое стихотворение буквы К. Догадайся, какая буква чаще всего повторяется в этом стихотворении?

Красивого КотиКа Кате Купили,

Катюша КотенКа КотлетКой Кормила,

КаК КуКлу КотенКа в КроватКе Канала,

КотенонКа Катя в КолясКе Катала.

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву К.

Мягкие лапки.

А в лапках цап-царапки.     (Кошка)

 

Лежит в воде бревно бревном,

Кора зеленая на нем.

Лежит и озирается:

Авось кто зазевается?     (Крокодил)

 

Вырастает, где придется,

И кусается, и жжется.    (Крапива)

Буквы Л и М

Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.

❀ Нарисуй портрет буквы Л, а затем — буквы М.

❀ Выложи из палочек букву Л, а потом преврати ее в букву М, добавив еще несколько палочек.

❀ Попробуй отыскать буквы Л и М в словах, которые напишут взрослые. Букву Л подчеркни одной линией, а букву М — двумя: лимон, лама, лом, холм, самолет, молния, малина, земляника, метла, мармелад.

❀ Запомни слова на букву Л: лес, лось, лиса, лев, леопард. Повтори эти слова. Теперь постарайся запомнить слова на букву М: мама, мимоза, мел, мост, мышь. Повтори эти слова. А теперь повтори все слова на букву Л и на букву М, которые ты запомнил. Постарайся назвать не меньше пяти слов. Сколько слов тебе удалось вспомнить?

❀ Какие ты знаешь растения и грибы, названия которых начинаются на букву Л или букву М? (Лилия, липа, лен, ландыш, лисички, мимоза, мак, малина, мухомор, масленок и т. д.)

Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву Л или на букву М.

Прозрачен, как стекло,

Да не вставишь в окно.     (Лед)

 

Сладкое, но не сахар,

Липкое, но не клей,

Вкусное, но не конфета.    (Мед)

 

Скачет попрыгушка,

Рот как ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.    (Лягушка)

 

Сама крошка,

Боится кошку,

Под полом живет,

Туда все несет.    (Мышь)

 

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает.     (Лук)

 

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.    (Морковь)

Буквы Н и О

Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.

❀ Нарисуй букву Н и букву О. А теперь преврати букву Н в лесенку, дорисовав ей перекладины, а букву О — во что хочешь.

❀ Какие предметы в доме тебе напоминают букву Н, а какие — букву О?

❀ Приготовь три карандаша. Какие известные тебе буквы ты можешь выложить с помощью трех карандашей? Попробуй сложить из них букву А (И, К, Н). Сравни буквы А и Н, затем И и Н. Что общего между ними, чем они отличаются?

❀ Поймай слова, которые начинаются с буквы О: Осень, Озеро, Овощи, дом, слон, Остров, полка, Ослик, море, Орден, сок, Облако.

❀ Поймай слова, которые заканчиваются на букву Н: соН, соль, слоН, капкаН, наклоН, нос, клоуН, нитка, закоН, кино, клеН.

❀ Открой календарь и посмотри,.в названиях каких месяцев встречается буква Н и/или буква О. Найди эти буквы, а взрослые прочитают названия месяцев, в которых ты обнаружил букву Н и/или букву О (январь, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь).

Название какого времени года начинается с буквы О? (Осень.)

Название какого времени года заканчивается на букву О? (Лето.)

❀ Придумай слова, которые начинаются с «но». (Ночь, нос, ногти, ноготки, новости, ножницы, ноты, носорог и т. д.)

❀ Послушай любимые стихотворения буквы Н и буквы О. Как ты думаешь, какое стихотворение нравится букве Н, а какое — О? Почему?

Немного Незабудочек

Нарвет Наташа Нюрочке.

 

Ослик Ос Остерегался,

Очень Ос Он Опасался.

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву Н или на букву О.

Есть немало рогачей

В зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове,

У одного лишь на носу.      (Носорог)

 

Сер, да не волк.

Длинноух, да не заяц.

С копытами, да не лошадь.      (Ослик)

 

Два кольца, два конца,

А посередине гвоздик.     (Ножницы)

 

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я — ...    (осьминог)

 

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.    (Нос)

 

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?    (Осень)

Буквы П и Р

Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.

❀ Послушай, как звучат буква П и буква Р. Какая из этих букв «пыхтит», а какая «рычит»?

❀ Послушай и повтори скороговорки:

♦ Прохор и Пахом ехали верхом.

♦ От топота копыт пыль по полю летит.

♦ — Расскажите про покупки.

— Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

♦ До города дорога в гору, от города — с горы.

❀ Нарисуй букву П и преврати ее в домик. Теперь нарисуй букву Р и преврати ее в бабочку.

❀ В детском журнале или в любой детской книге с крупным текстом найди букву П и букву Р. Возьми карандаш и выдели букву П квадратиком, а букву Р — кружком.

❀ Поймай слова, в которых есть и буква П, и буква Р: ПРуд, дупло, ПодаРок, ПРиз, ракета, ПРяник, полка, ПаР, ПиРат, плакат, РеПка, кРаПива.

❀ Послушай любимые стихотворения буквы П и буквы Р. Как ты думаешь, какое стихотворение нравится букве П, а какое — Р? Почему?

По Прутикам, По Палочкам

Паучок Ползет.

Паутинку Прочную

Паучок Плетет.

 

Радужная Радуга

Ребятишек Радует.

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются с буквы П или с буквы Р.

Два брюшка, четыре ушка.    (Подушка)

 

Пыль увижу, заворчу.

Заворчу и проглочу.   (Пылесос)

 

Без крыльев, а летит.

Без языка, а говорит.    (Письмо)

 

Зубов много, а ничего не ест.     (Расческа)

 

Стоят в поле сестрички —

Желтые глазки, белые реснички.     (Ромашки)

 

Стоит красивый сундучок,

Его не тронешь — он молчок,

Но стоит ручку повертеть —

Он будет говорить и петь.     (Радио)

Буквы С и Т

Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.

❀ «Оживи» эти буквы, дорисовав им ножки, ручки, головы, глазки и т. д.

❀ Придумай историю о том, как буква С с буквой Т по соседству жили. Какие они по характеру? Дружат ли они друг с другом? В каких словах они встречаются?

❀ Представь себе страну, в которой живут слова, начинающиеся с одной и той же буквы. Какие слова будут жить в стране С? (Счастье, семья, суслик, слон, собака, сапфир, сорока и т. д.) А какие слова живут в стране Т? (Труженик, танцор, талант, терпение, тучка и т. д.)

❀ Поймай слова, в которых буквы С и Т стоят рядом, и обведи эти слова: СТолб, СТена, салат, СТул, СТол, коСТь, троСТь, сетка, моСТ. Сколько слов было поймано? Попробуй вспомнить и повторить все названные слова. Продолжи свой список слов, в которых С и Т стоят рядом.

❀ Вспомни птиц, названия которых начинаются на букву С. (Сорока, снегирь, синица, сокол, сова и т. д.)

❀ Назови растения, которые начинаются с буквы Т. (Тюльпан, томат, тыква, табак и т. д.)

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву С или на букву Т.

Ножек — четыре,

Шляпок — одна,

Нужен, коль станет

Обедать семья.     (Стол)

 

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает.     (Свеча)

 

Ляжет покрывало,

Весной — как не бывало.    (Снег)

 

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.     (Туча)

 

Золотая голова

Велика и тяжела,

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.     (Тыква)

Буквы У и Ф

Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.

❀ Скажи, какая из этих букв умеет петь протяжную песенку, а какая буква «фырчит»?

❀ Слепи из пластилина букву У и букву Ф. Попробуй смастерить эти буквы из разных предметов. Например, У можно сделать из двух чайных ложечек, а Ф — из прямой трубочки для сока и двух долек мандарина. А из чего ты сможешь сделать эти буквы?

❀ Найди буквы У и Ф среди остальных букв, которые взрослые напишут на листе бумаги. Букву У обведи красным карандашом, а букву Ф — синим.

❀ Поймай слова, которые начинаются с буквы У или с буквы Ф. В эту игру надо играть стоя. Как только ты услышишь слово, которое начинается с буквы Ф, положи руки на пояс: ты будешь похож на букву Ф. А когда ты услышишь слово, которое начинается на букву У, подними правую руку по диагонали так, чтобы ты стал похож на букву У. Если в словах нет этих букв, то стой прямо, опустив руки по швам: Флаг, дом, Утро, кот, Фиалка, мост, Удочка, кит, Фея, клад, Ухо, смех, Фартук.

❀ Назови слова, в которых встречаются буквы У и/или Ф?

❀ Послушай стихотворение и постарайся запомнить все, что нес фокусник. С какой буквы начинаются все эти предметы?

Нес Фокусник в Футляре

Флакон, Флажок, Фонарик,

Фиалку, Фикус, Финик,

Фломастер, Фотоснимок.

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву У или на букву Ф.

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать.     (Утюг)

 

Этот глаз — особый глаз,

Быстро взглянет он на вас —

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.      (Фотоаппарат)

 

Днем сидит он как слепой.

А лишь вечер — на разбой:

Ловит мышек в темноте.

Речь идет не о коте.    (Филин)

 

У кого глаза на рогах, а дом на спине?    (Улитка)

Буквы X, Ц, Ч

Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.

❀ Скажи, какая из этих букв похожа на крестик? У какой буквы есть хвостик? Какая из этих букв стоит на одной ножке?

❀ Нарисуй и раскрась эти буквы разными цветами.

❀ Найди в таблице эти буквы. Букву X обведи синим карандашом, букву Ц — зеленым, а букву Ч — черным.

X

Ц

Ч

Ж

Т

У

X

Ц

Ч

Ж

М

Т

X

Н

Ц

П

Ч

Т

К

X

И

Ч

Е

Н

Ц

Г

X

П

Т

К

X

Ц

Ч

Ж

Т

У

X

Ц

Ч

Ж

❀ Приготовь карточки с буквами X, Ц, Ч. Взрослый будет называть слова, а ты поднимай карточку с той буквой, с которой начинается названное им слово: Художник, Царь, Часовщик, Хомяк, Цапля, Черепаха, Человек, Хамелеон, Цветок, Холодильник, Цепь, Часы.

❀ Теперь переверни и перемешай карточки. Вытаскивай по одной и называй слово, которое начинается с той же буквы, что и на карточке.

❀ Послушай стихотворения. Определи, в каком стихотворении чаще всего встречается буква X, в каком — Ц и в каком — Ч.

Хомячки Ходили,

Хоровод водили,

Хлеб оХотно ели,

Хрумкали, Хрустели.

 

Четыре Часа Черепашка

Чистила Чайник и Чашку.

 

Царь ЦариЦе шлет дары:

Разноцветные Цветы,

КольЦа драгоценные,

СамоЦветы Ценные;

А ЦариЦе-дочке —

ПлатьиЦе с Цветочком.

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются на букву X, Ц или Ч.

Стоит дом — холодно в нем.    (Холодильник)

 

У этой птицы

Клюв как две спицы.

По воде она гуляет,

То и дело нос купает.              (Цапля)

 

Живет между камнями

Голова с четырьмя ногами.            (Черепаха)

Буквы Ш и Щ

Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.

❀ Послушай, как звучат буквы Ш и Щ. Чем они похожи и чем различаются?

❀ Послушай и повтори, как шипит маленький уж: «Шшшшшш!», а другой уж ему отвечает: «Щщщщщщ!». О чем они говорят? А теперь послушай и повтори, как сдувается красный шарик: «Шшшшшш!», а как зеленый шарик: «Щщщщщщщ!». Отчего сдулись шарики?

❀ Послушай и повтори скороговорки:

♦ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

♦ Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

♦ Саше дали кашу, а Клаше — простоквашу.

♦ Щи да каша — пища наша.

❀ Нарисуй букву Ш и преврати ее в букву Щ.

❀ Найди эти буквы в тексте любимой сказки.

❀ Поймай слова, в которых буква Ш стоит первой, а буква Щ — последней. Приготовь лист бумаги, сомни его. Держи бумагу в руках и внимательно слушай. Как только ты услышишь в слове букву Ш, начинай шуршать бумагой, а если ты заметишь букву Щ в конце слова, то сиди тихо: Шуба, плаЩ, Шапка, борЩ, Шкаф, клеЩ, Шар, Шмель, леЩ, Швабра, Шишка.

❀ Отгадай загадки, отгадки которых начинаются с буквы Ш или с буквы Щ.

Сижу верхом,

Не знаю, на ком.

Знакомца встречу —

Соскочу, привечу.    (Шапка)

 

Пушиста, а не снег.

Греет, а не печка.    (Шуба)

 

Эта рыба ох зубаста!

Хищной славится она.

Рядом проплывать опасно

Карасям и всем малькам.    (Щука)

 

Кислая трава на грядке росла,

Как пора настала, так в щи попала.    (Щавель)

Буквы Ъ, Ы, Ь

Познакомьте ребенка с этими буквами следующие задания.

❀ Скажи, какая из этих букв умеет петь и имеет звучание? У какой буквы есть хвостик? Какая из этих букв называется мягким знаком?

❀ Нарисуй три мягких знака. Один из них преврати в твердый знак, другой — в букву Ы, а третий оставь непревращенным. Какие буквы у тебя получились?

❀ Найди в таблице эти буквы. Твердый знак обведи синим карандашом, букву Ы — красным, а мягкий знак — зеленым.

Ъ

Р

Б

Ь

Ы

В

Ъ

Ы

Ч

Р

Б

Ь

Г

Ъ

Ы

Ь

Б

Р

Ь

В

Т

Р

Б

Ч

Ы

В

Ъ

Ь

Т

К

Ъ

Р

Б

Ь

Ы

В

Ъ

Ы

Ч

Р

❀ Послушай и сравни слова, в которых есть Ъ, и слова, из которых он исчез: подЪезд — подезд; вЪезд — везд; подъемный кран — подемный кран. Что ты заметил? А теперь послушай слова, в которых есть Ь, и слова, из которых Ь исчез: елЬ — ел; мелЬ — мел; гусЬ — гус, день — ден. Слова без этих букв звучат по-другому. Мягкий знак смягчает звуки, а твердый делает их тверже, отделяя в словах один звук от другого.

❀ Посмотри на букву Ы. Буква Ы не смягчает и не делает другие звуки тверже. У нее есть свой собственный гласный звук [ы]. Назови слова, в которых есть буква Ы.

Буквы Э, Ю, Я

Познакомьте ребенка с этими буквами и предложите следующие задания.

❀ Какие песенки поют эти буквы? Придумай свою собственную песенку без слов. А нотами пусть будут звуки этих гласных, «голосистых» букв. Например: «Э-ю-я! Э- ю-я! Ю-ю, я-я. Э! Э-ю-я! Э-ю-я! Я-я, ю-ю, э-э-э». О чем будет твоя песенка?

❀ Сложи из длинного и короткого шнурочков букву Э. Из двух палочек и одного кружочка смастери букву Ю, а теперь — букву Я. Получилось?

❀ Сыграй в «Эхо». Если ты услышишь в слове звук [э], повтори это слово, как эхо. А если в слове, которое назовут тебе взрослые, нет буквы Э, сиди молча и не повторяй его: Эхо, Эскимо, дом, Этаж, дым, Экскаватор, Электричка, туча, Эскимос, бусы.

❀ Отгадай все слова на букву Ю. Пусть взрослые помогут тебе.

♦ Какая игрушка вертится и крутится как волчок? (Юла)

♦ Как называют маленькую юркую птичку? (Юрок)

♦ Где очень жарко в любое время года, на Севере или на Юге? (На Юге)

❀ Загадай слово на букву Я и опиши его. Пусть взрослые догадаются, что ты загадал. Например, этот предмет необходим любому кораблю. Его опускают в воду для того, чтобы корабль не уносило течением. Что это? (Якорь)

❀ Послушай стихотворения. Определи, в каком стихотворении чаще всего встречается буква Э, в каком — Ю и в каком — Я.

Энергичный Эскимос

Эскимо Эстонцу нес.

 

Юле Юбочку купили,

Юре брЮчки подарили.

 

Яблочки Янтарные

На Яблоньке созрели.

Яблочки Янтарные

Яна с Яшей ели.

❀ Расставь все карточки с буквами по местам от А до Я. Подбери к каждой карточке картинку с изображением персонажа или предмета, начинающегося с той же буквы, что и на карточке. Например, к букве А надо найти картинку, на которой нарисован арбуз и т. д.

❀ Перемешай карточки с буквами. Выбери, не глядя, пять карточек и вспомни, какие картинки им соответствовали.

Знакомство со слогами

❀ Расскажите ребенку, что наши слова состоят из букв, а наша речь — из слов и предложений. Слова могут быть короткими и длинными. Предложите ему сравнить слова «ток» и «электричество». Слово «ток» — короткое. В этом слове только один гласный звук [о]. А слово «э- лек-три-чес-тво» — длинное, в нем много гласных звуков. Как поезд состоит из вагонов, так и слово состоит из слогов. Чем больше вагонов в составе поезда, тем длиннее этот состав. Чем больше слогов в слове, тем длиннее само слово. Но главное правило состоит в том, что в одном «вагончике»-слоге может присутствовать только один гласный звук. В качестве примера нарисуйте два поезда с вагонами. Они размещены один под другим. Предложите ребенку посмотреть на два поезда, в которых едут два слова: «ток» и «электричество». Чей паровоз длиннее? Почему?

Бим и Муся 

❀ Расскажите историю про песика Бима и про кошечку Мусю и выполните задания.

❀ Песик Бим и кошка Муся гуляют во дворе. Девочка вынесла им мисочки с едой. Ей надо позвать своих любимцев. Помоги ей громко позвать свою собачку: «Бим!». А теперь позови киску: «Му-ся!» Когда мы звали кошечку, для удобства разделили ее имя на два слога: Му-ся. А слово «Бим» невозможно разделить на несколько слогов, потому что в этом слове только один гласный звук. Угадай, какой? Это звук [и], значит, в этом слове только один слог.

Сколько слогов?

❀ Произнесите слово «дуб» и попросите ребенка повторить его. А теперь предложите ему хлопнуть в ладоши столько раз, на сколько слогов можно разделить это слово. Должен раздаться один хлопок, потому что в этом слове только один гласный звук, а значит — один слог. Далее называйте ребенку слова так, чтобы он смог разбить их на слоги при помощи хлопков. Произнесите слово «малина». В нем три слога: ма-ли-на. Произнося каждый слог, ребенок должен хлопать в ладоши: ма(хлопок)-ли(хлопок)-на(хлопок), всего три раза. Слова: мак, све-ча, о-гу-рец, дом, ка-че-ли, роза, бе-ре-за, мяч, ве-ник, ко-ро-на.

Имена

❀ Предложите ребенку поиграть в мяч. Правила следующие: ведущий называет имя, а игрок должен ударить мяч о пол столько раз, на сколько слогов можно разбить это имя. Имена: Ян, Ма-ша, Петр, На-деж-да, Ни-ко-лай, А-на-то-лий, Све-та, Ди-ма, И-ри-на, Клим, Е-ле-на.

Заколдованное слово

❀ Расскажите ребенку о том, что злая колдунья испортила слова. Она убрала из слов слоги. Попросите вставить в слово недостающий слог, чтобы это слово стало узнаваемым. Ма-?-на (машина, малина и т. д.), сос-? (сосна, соска, состав и т. д.), о-зе-?, ко-ло-?, ка-?-ка, ?-бор, ?-са, зи-?, шу-?, пы-ле-?, по-? , со-?-?.

Подружки

❀ Расскажите ребенку, что буквы дружат между собой. Буквы встречаются друг с другом и их звуки сочетаются. Так, например, когда буква А встретит букву У, то вместе они произнесут: «Ау!», а если поменяются местами, то у них получится: «Уа!». Приготовьте карточки с буквами: согласные нарисуйте синим цветом, а гласные — красным. Разделите карточки на две стопочки. В одной стопочке будут лежать каточки с согласными, а в другой — с гласными. Возьмите карточку из первой и карточку из второй стопочки. Например, вам попались буквы Т и А. Как будут звучать эти буквы вместе? (ТА) Придумайте слово или слова, начинающиеся со слога «ТА». А теперь поменяйте «подружек» местами. Получился слог «АТ». В каких словах он может встречаться? (СалАТ, халАТ и т. д.) Как только ребенок освоит правила этой игры, правила сочетания букв и их звуков, усложните эту игру: из первой стопки согласных надо будет выбрать уже не одну, а две карточки и к ним прибавить одну гласную из второй стопки. Например, ребенку достались карточки «М», «К», «О». Как будет звучать буквосочетание из этих букв, если их расставить в следующем порядке: К + О + М или в другом порядке: М + О + К?

Составь слово

❀ Приготовьте для ребенка карточки со слогами, из которых ему будет поручено составить слова. Дайте карточку со слогом «РО», а на столе положите три другие со слогами: «ЗА», «ЩА», «ГА». Пусть ребенок подберет поочередно для своей карточки слоги и с их помощью составит разные слова:

РО + ЗА = РОЗА

РО + ЩА=РОЩА

РО + ГА=РОГА

❀ Предложите ребенку карточку со слогом «БА», а на столе разложите карточки со слогами: «ЗАР», «НАН» и «ТОН».

Пусть ребенок постарается прибавить к своему слогу другие. Что получится?

         ЗАР

БА + НАН

         ТОН

❀ И рассмотрите другие варианты:

         МОК

ЗА + БОР

         ЯЦ

 

         РОГ

ПИ + ЛА

         ОН

И так далее.

Что за слово?

❀ Попросите ребенка внимательно послушать слово, которое вы произнесете по слогам. Пусть он сложит эти слоги так, чтобы понять, какое слово было произнесено. Слоги надо называть с интервалом в 2 секунды. Начали: ка-ран-даш, са-мо-лет, ве-ло-си-пед, за-бор и т. д.

Новое сллово

❀ Назовите любой слог. К нему по очереди надо добавлять разные слоги, чтобы получались новые слова. Например, придумайте слова, которые начинаются со слога «КУ». По очереди называйте свои варианты: ку-рица, ку-куш- ка, ку-ница, ку-дри, ку-знечик и т. д.

Читаем по слогам

❀ Приготовьте детские книги, которые предназначены для чтения по слогам. Все слова в них разбиты на слоги. Ребенок, связывая их, начинает читать по слогам. Вы можете сделать такое пособие самостоятельно. В альбом наклейте картинку или нарисуйте ее сами. Под картинкой поместите короткий текст — пояснение к сюжету, изображенному на картинке. Важно написать текст таким образом, чтобы слоги были разделены дефисом. Например, вы вклеили картинку с изображением собачки и котенка. Под иллюстрацией можно написать следующее: «Э-то пес То-бик и кот Пу-ся. О-ни дру-жат и вмес-те иг-ра-ют».

На прогулке

❀ На прогулке, проходя киоски, магазины, остановки и другие городские или сельские объекты, можно увидеть различные вывески. Попросите ребенка прочитать их по слогам. Помогите ему совершенствоваться в мастерстве чтения, поощряйте и стимулируйте его стремление к чтению.

Автор: Надежда Лунина

Рекомендуем посмотреть:

Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению

Как научить ребенка читать? Когда же он начнет читать?!

Игры на обучение чтению детей 4-5 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!