Психологи считают, что в 4-5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7-8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы. Взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным, и его экспериментаторский интерес пропадает.
Главное, чтобы у самого ребенка было наличие внутреннего желания читать. Это внутреннее желание психологи называют мотивом и утверждают, что именно мотив, а не что-либо иное, определяет успех любой человеческой деятельности. Иными словами, чтобы научиться читать, ребенок должен хотеть это делать.
Читайте сами. Пример читающего родителя — готовая модель поведения ребенка.
Читая ребенку, вы общаетесь с ним и вместе переживаете прочитанное. Кстати, совместное чтение вслух (независимо от возраста детей), как и домашний театр, было хорошей традицией в интеллигентных семьях в России в конце XIX - начале XX веков. Возрождайте и закладывайте семейные традиции.
Обеспечьте ребенка соответствующей библиотекой, состоящей из книг с картинками в размер страницы, с коротенькими текстами под этими картинками (наподобие иллюстрированных В. Сутеевым). Используйте книги с крупным шрифтом, даже если вы знаете, что ваш ребенок справляется с чтением книг с мелким шрифтом. Самостоятельно ребенок должен читать более легкие книжки, чем мог бы, а сложный мир слов будет, как и раньше, открываться ему через ваше ежедневное (не менее получаса) чтение вслух.
Игра с картинками в книжке или журнале
Игра закрепляет знание алфавита, учит словообразованию, сосредоточенности, развивает внимание
Необходимый инвентарь: любая книга с картинками или детский журнал, карандаш.
❀ Выберите вместе с ребенком любую букву, проговорите ее несколько раз, вспомните, какие слова на эту букву вы знаете.
❀ Затем попросите ребенка найти и обвести (подчеркнуть) эту букву по всей книжной (журнальной) странице.
❀ После этого совместно подсчитайте количество найденных букв.
❀ Поставьте ребенку настоящую оценку.
❀ От игры к игре постепенно усложняйте задания. Например, после поиска отдельных букв, переходите к поиску слогов («до», «ма», «ре»), затем простых слов («он», «они», «я»).
Кто здесь живет?
❀ Вместе с ребенком нарисуйте на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет.
❀ В окошки (иллюминаторы) вставьте карточки с буквами.
❀ Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике.
Примеры:
♦ А, Л, И, С, Е, О — лиса, лес, осел.
♦ К, И, Н, О, Т, С, А — кот, кит, слон, кино.
Слогомяч
Игра закрепляет и развивает навыки разбиения слова на слоги, быстроту мышления
Необходимый инвентарь: мяч.
❀ Играть можно и вдвоем, и небольшим коллективом.
❀ Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «рова» и получится слово «корова», к «ли» добавляем «са» и получается «лиса» и т. д.
❀ Важно, чтобы дети соблюдали правила орфографии — делили слова на слоги правильно и произносили их так, как они пишутся: «ко-ро-ва», но не «ка-ро-ва».
Следопыт
Игра прививает детям навык чтения (знакомство с расположением слов в тексте, чтение с интонацией)
❀ Эта игра предназначена для детей 6-7 лет, но начинать играть в нее можно и сейчас.
❀ Взрослый читает текст. Ребенок сидит рядом. Книга расположена на столе так, чтобы ребенок мог следить за текстом.
❀ Взрослый читает, проводя по прочитанным словам пальцем, ребенок ведет пальчиком вслед.
❀ Начните читать с небольшой скоростью. Внезапно остановитесь и скажите: «Стоп!».
❀ Попросите ребенка произнести слово, на котором вы остановились.
❀ Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное, — он же только что его слышал! Он делает вид, будто читает его. Вы принимаете правила игры и «удивляетесь». Счет открыт — один: ноль в пользу «следопыта»!
❀ Если вы видите, что ребенку легко следить за вами, ускоряйте темп чтения, старайтесь «замести следы» периодической сменой голоса, интонации или темпа. Угадал ребенок — получил очко, не угадал — получили вы.
Книжный детектив
Необходимый инвентарь: книги с иллюстрациями.
❀ Взрослый загадывает букву, а ребенок ищет в книге картинку на загаданную букву.
❀ Если играют несколько детей, введите элемент соревновательности: выигрывает тот, кто быстрее найдет нужную картинку, или тот, кто найдет большее число нужных картинок.
❀ Усложнить игру можно, загадав какой-то предмет, изображенный в книге, и предупредив ребенка, что в задуманном вами слове две буквы «о» (корова).
Сыщики
Игра закрепляет знание алфавита, ребенок учится соотносить абстрактные буквы с буквами, входящими в состав слова
Необходимый инвентарь: карточки с буквами.
❀ Разложите карточки в комнате на разных предметах: диване, подоконнике; прикрепите их к шкафу, стулу, зеркалу и т. д.
❀ Ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены, то есть соответствует ли буква на карточке букве, на которую начинается название этого предмета.
❀ Например, карточка с буквой «к» лежит на диване — это неправильно, она должна висеть на картине.
❀ Усложните игру, заменив карточки с буквами на карточки со слогами.
По пятам
Игра пpививает детям навык чтения (знакомство с расположением слов в тексте, чтение с интонацией). Ребенок учится реагировать на знаки препинания
❀ Взрослый и ребенок, сидя за столом, читают книгу.
❀ Взрослый читает, а ребенок немного отстает, идет вслед за вами, повторяя все то, что вы только что прочли.
❀ Ребенок не только слышит текст, но и видит его. Неважно, что он не читает по-настоящему, он видит, из чего складываются слова, предложения, какие знаки препинания сопровождают текст. Он запоминает написание слов, может узнать самые простые, учится реагировать на знаки препинания.
❀ Ребенок перестает бояться длинных слов и предложений и старается правильно произносить их.
Хор
Игра способствует преодолению барьера послогового чтения
Необходимый инвентарь: детские песенники с нотами и с подписанными слогами под каждой нотой.
❀ Организуйте ансамбль, который выступит перед публикой (когда папа или бабушка вернутся с работы).
❀ Начните репетицию: пропойте с ребенком слоги. Начинать лучше с известных ребенку песен, которые он, скорее всего, знает наизусть. Он все равно будет следить за нотами и слогами, поэтому для начала проводите пальцем по пропеваемым частям текста.
❀ В пропевании слогов важно то, что детям приходится тянуть гласные, связывая таким образом слоги друг с другом и преодолевая барьер послогового чтения.
❀ Постепенно переходите к более сложным заданиям — пению малознакомых или совершенно неизвестных песен.
Любимая книжка
Необходимый инвентарь: любимая книжка вашего малыша.
❀ Придумайте по книжке разные задания. Например:
♦ подчеркнуть трехбуквенные (четырех-, пяти- и т. д.) слова;
♦ прочитать вместе с вами предложение, выучить его, а затем пропеть его голосом гномика (дракона);
♦ нарисовать иллюстрацию к какому-нибудь тексту или предложению (допустим, шестому от начала истории или страницы);
♦ посчитать, сколько на странице букв «а», одинаковых слов;
♦ найти самое короткое предложение;
♦ подчеркнуть все слова, начинающиеся с большой буквы. (Потом выяснится, что перед одними такими словами есть точка, а перед другими — нет, потому что одни являются именами собственными, а с других начинается предложение.)
❀ В общем, затрите книжку «до дыр». А в следующем месяце замените ее на другую, уже потолще и потруднее. Так, обживая книжку за книжкой, ребенок привыкнет к тексту и перестанет его бояться.
Художник-иллюстратор
Игра учит ребенка обращению с книгой, прививает любовь к книге, развивает повествовательную речь, воображение, логику
❀ Прочитайте ребенку стихотворение, небольшой рассказ или сказку.
❀ Затем дайте задание — подобрать рисунки к прочитанному тексту из других книжек. После этого попросите ребенка пересказать фабулу произведения, опираясь на подобранные им рисунки.
Издаём книгу
❀ Попробуйте вместе ребенком сделать книгу: сочинить, нарисовать и написать.
❀ Сначала придумайте героев. Сколько их будет? Как они выглядят? Сделайте несколько рисунков.
❀ Затем придумайте историю с ними. Она может быть и совсем коротенькой.
❀ Теперь оформите книгу: сложите пополам листы бумаги, сшейте их (можно упростить задачу — купить в магазине блокнот с чистыми листами). Вместе с ребенком нарисуйте яркие картинки на каждой страничке. Под картинками напишите печатными буквами придуманный вами текст.
❀ Не забудьте оформить обложку и указать имена авторов и художников.
❀ Если ребенку понравится играть в авторов-издателей, напишите продолжение вашей книги.
❀ И, кто знает, может быть, через несколько лет ваше чадо затмит славу самой Джоан К. Роулинг?
Как научить ребенка читать? Когда же он начнет читать?!
Родительское собрание «Обучение детей дошкольников 5-6 лет чтению»
Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению
Нет комментариев. Ваш будет первым!