Итак, ваш ребенок-дошкольник прошел большой отрезок пути в направлении обучения чтению по методике Николая Зайцева. Освоены кубики Зайцева и таблицы к ним. Малыш достаточно быстро, часто уже и без вашей помощи, находит нужный кубик, а на нем — нужный склад, но озвучить этот склад, ответить на вопрос: «Что же здесь написано?», то есть именно прочитать конкретный склад (или короткое слово), он еще не может. Вы в недоумении: в чем же дело?
В этом случае одни родители будут спокойно и терпеливо продолжать игры-занятия, не торопя события. Другие начнут упорно добиваться скорейшего перехода непосредственно к чтению, постоянно задавая вопросы ребенку: «Что это? Что здесь написано?», удивляясь, почему ребенок резко теряет интерес к занятиям.
В такой ситуации вам, родителям, необходимо изменить стратегию вопросов.
Есть два очень важных вопроса. От умения задавать их в правильной последовательности во многом зависит успешность ваших усилий, направленных на обучение ребенка чтению. Это вопросы ГДЕ? и ЧТО ЭТО? Вопрос «Где?» сродни приему письма (по методике Зайцева), а вопрос «Что это?» требует больших усилий от ребенка — прочитать данный склад или слово. Ответить на вопрос: «Где?» ребенку гораздо проще, а затем он сможет ответить и на вопрос: «Что здесь написано?»
Например, ребенок отгадывает загадку: «В дупле живет да орешки грызет». Вы с ребенком пишете слово-отгадку кубиками. Прочитали. Слово знакомо. А теперь вам надо спросить: «Где КА, где БЕ, где Л?» Конечно, ребенок помнит слово. А вот найти и показать в нем отдельные склады ему трудно. Придется искать, а значит, читать. Только после этого вы можете спросить: «Что это?», показывая на любой склад. Такой путь гораздо продуктивнее.
Очень помогает процессу входа в чтение следующий прием. На глазах у ребенка надо написать крупными буквами простые короткие слова, в том числе знакомые имена, тут же самим прочитать их, выделяя маркером ударный склад в слове и обращая на это внимание ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем короче должны быть слова и тем меньше количество слов. Сначала это могут быть любые слова, а затем и слова на определенную тему.
Полученные плакаты можно повесить на стене. Если на плакате 5—6 слов, то вам необходимо прочитать сначала все слова и только после этого задать ребенку вопрос: «Где слово ЗИМА, в нем МА выделено? Правильно. Что выделено? (МА). А прочтем все слово?»
Вариантов игр с написанными словами великое множество. Можно вместе искать и читать только выделенный ударный склад в каждом слове. Искать второе слово сверху или третье снизу. «А где же спряталось слово, в котором выделен склад СА (ЛИСА)?» Можно искать среди слов только имена девочек или только имена мальчиков, названия цветов или животных. Все зависит от интересов вашего ребенка на данный момент времени.
Во время обучения вам, родителям, нельзя забывать, что занятия надо проводить только в игровой форме. В дошкольном возрасте любой другой путь ведет в тупик, а прямо поставленный вопрос-требование отбивает охоту продолжать игру, потому что в таком случае все это нужно уже не самому малышу, а вам, взрослым. Да и не игра это вовсе, а принуждение. Ребенка нельзя принуждать к чтению. Вам надо набраться терпения и продолжать писать кубиками, по таблице, на бумаге слова и вместе читать, озвучивать их, а также помнить о стратегии вопросов. Не отказывайте в помощи, если вы видите, что малыш не уверен в своих силах и нуждается в вашей поддержке.
При проведении игровых занятий по методике Николая Зайцева два раза в неделю достигаются такие результаты:
• дети 2—3 лет начинают читать в течение 6—9 месяцев;
• дети 4 лет — через 16 занятий (одно занятие приблизительно 30—40 минут);
• дети 5 лет — через 5—10 занятий;
• дети 6 лет — через 4—6 занятий.
Вам не стоит расстраиваться, если ваш ребенок не будет укладываться в эти сроки. Каждый ребенок индивидуален, У него свои темпы постижения такой сложной науки, как чтение.
Игра для развития и обучения детей дошкольников. Методические пособия Николая Зайцева
Использование игры для развития ребенка. Игровая методика Николая Зайцева
Игры на обучение чтению детей 4-5 лет
Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению
Нет комментариев. Ваш будет первым!