Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению

Автор: Богатырёва Елена Михайловна учитель начальных классов Новосельская средняя школа, р/н Г. Мусрепова, Северо – Казахстанская область

Описание: Данный материал из опыта работы, поможет учителям  начальных классов организовать работу детей на уроках литературного чтения. Все описываемые техники и технологии помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение  к прочитанному, делать выводы и обобщать.

Вопрос о том, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя. Процесс этот чрезвычайно трудный. И если в прошлом школа функционировала в режиме единоличия, единообразия, то сегодня реформирование образования осуществляется на основе принципов демократизации, вариативности, открытости. В связи с этим каждый учитель  имеет возможность начать поиски более эффективных подходов к обучению, что неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры. Каждому учителю хочется, чтобы уроки  чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать его в идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе, что в свою очередь, влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому многие учителя стараются использовать хорошо  апробированные и новые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы. Другими словами, стремятся разбудить познавательную активность, научить самостоятельному поиску знаний, а это невозможно без хорошей техники чтения.

Исследование в области педагогики и физиологии ребёнка показали, что только скорость чтения 120 слов в минуту позволяет идти параллельно процессам чтения и мышления. Эти выводы педагогов и легли в основу,  моего поиска новых технологий проведения уроков чтения.

Вот некоторые технологии и приёмы, которые уже зарекомендовали себя в моей педагогической практике.

1 технология – стратегия  ЖИГСО (желание индивидуально говорить, создавать, оформлять свои мысли)  Учащиеся делятся на группы и каждая группа получает задание. Изучая творчество М. Ауэзова «Сирота».

1 группа – выбрать из текста слова, которые помогут описать Касыма.

2 группа - подобрать слова описывающие Ису.

3 группа – найти слова в тексте описывающие пейзаж.

Все 3 группы должны были подумать и нарисовать портреты своего героя, опираясь на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе.

Ребята 3 группы должны были  уточнить значение  пейзажа для раскрытия  характера Касыма. На подготовку ушло 20 минут. Затем каждая группа дала устное описание героя, подтверждая своё мнение цитатами из текста. Оба портрета и пейзажная зарисовка оказалась угрожающе мрачной. Глубокая тишина повисла в классе. И тогда ребятам предлагаю сделать вывод и записать его красным цветом. «Касыма никто не любил» - ответили дети, «Любовь – основа жизни»- «Будь щедрым на любовь». Так родился плакат. Детям это очень понравилось. Родилось желание создавать свои индивидуальные плакаты, которые подтвердили необходимость чтения, осмысливания и оформления своих мыслей. Активно применяю на уроках Венный метод. Сравнительный анализ, характеристику героев делали и раньше на уроках чтении, но использование этой технологии внесло в работу элемент творчества, повысило интерес к изучаемому произведению, характеристикам героев. Дети легко дают характеристику героям и обобщая, делают вывод и находят, что общего у героев  или наоборот, видят что общего у героев произведения вовсе нет и быть не может.

Одним из наиболее часто используемых на уроках чтения является метод «Инсерт» (технология критического мышления). Этот метод хорошо известен многим,  как « метод помет», но не всегда доводится до конца. На полях учебника дети карандашом делают пометы, отвечая на вопросы:

1) Я знаю (+)

2) Не знаю (-)

3) Понравилось (!)

4) Не понял (?)

Итак, прочитывается весь текст,  и делаются пометы. Затем дети делятся на группы  и готовят устные или письменные ответы на один из  этих вопросов (по заданию), 11 группа – я знал, 2 группа – не знал, и т.д. Рабочие группы формируются до конца учебной четверти. Каждая группа имеет свой паспорт, В котором отмечается работа группы: оценка спикера и график дежурных командиров. Дежурный командир руководит порядком работы в группе и назначает спикера из ранее не задействованных в этой   работе участников группы. Таким образом, за учебную четверть все успевают побыть и спикером и дежурным командиром. Если учебного времени не хватает, карточка заполняется в следующей четверти и только тогда формируется новая группа. Интересно проходят уроки с элементами «драматизации» при изучении басен, сказок.

1.Волшебные очки.

2. Обмен ролями.

3. Активный зритель.

4.Второе «Я»

«Технология пятистишия»

1 строка – 1 существительное (о герое)

2 строка – 2 прилагательных (его качества)

3 строка – 3 глагола (его характерные свойства)

4 строка – 4 слова – словосочетание

5 – строка – 1 слово – синоним к первому слову

6 строка – предложение, в котором заключён смысл произведения.

Техника «РАФТ» - ролевая активизация фантазии и творчества.

Р – роль, которую мы будем изображать;

А – аудитория – для кого?

Ф – форма – как? (беседа, диалог, монолог, сказка)

Т – тема – о чём мы будем говорить

Например: учащимся дано задание, подготовить письменный ответ на вопрос почему Ер - Таргын бежал с родной земли? -  «Где твоя храбрость батыр, с которой ты обрушивался на врага? Задание  сложное ведь важно при этом выдерживать стиль речи батыра. Не всем в классе такая работа по силам, поэтому к этой работе можно подойти дифференцированно. Более слабым подгруппам было дано задание подготовит устные ответы с опорой на текст или обыграть диалог Ер –Таргына  и  Акша – хана.

Обязательны на уроках литературного чтения творческие, ролевые пересказы. Применение методов  развивающего обучения – метод ассоциаций, метод «Мозговой атаки» (об авторе), метод прогнозирования – помогает выработать у учащихся умение искать, выбирать, систематизировать, анализировать, то есть глубже вникать в прочитанное произведение. Учащиеся понимают, как важно читать быстро и осознанно, чтобы ответить на все поставленные вопросы.

Все эти техники и технологии повышают интерес  учащихся к уроку, работе с текстом, совершенствуют  читательский интерес, технику чтения.

Рекомендуем посмотреть:

Профессиональные умения учителя начальных классов

Двигательная активность в начальной школе

Как интересно провести родительское собрание в начальной школе

Художественные произведения о природе для младших школьников

Работа с родителями будущих первоклассников

Мила Кузьмина # 25 ноября 2013 в 23:16 +2
Все описываемые технологии помогают повысить  интерес к чтению, сделать уроки интересными и творческими.Если учитель будет в системе использовать педагогические технологии, то и уроки  чтения оставят  заметный след в сознании каждого ученика.
Светлана Смирнова # 8 декабря 2013 в 21:10 +1
Прочитав Вашу статью, для себя взяла много полезного, о технологии ЖИГСО прочитала впервые, буду использовать в работе. Материал содержательный, необходимый в работе. Спасибо.
Елена Юрьевна Корчагина # 16 декабря 2013 в 11:53 0
Елена Михайловна, замечательный материал,очень понравилось.Спасибо!
Нина Геннадьевна Пономаренко # 16 декабря 2013 в 19:26 +1
Интересный и полезный материал, который поможет разнообразить уроки литературного чтения. Обязательно использую в своей работе.Спасибо.
Анастасия Леонидовна Тюменцева # 19 декабря 2013 в 10:08 0
Интересный материал, способствующий развитию познавательного интереса, мышления, памяти. Некоторые технологии мне знакомы, а о некоторых я узнала впервые. Большое спасибо!
Елена Фёдоровна Колкова # 23 декабря 2013 в 22:38 0
Интересный материал, спасибо! Обязательно буду использовать в своей работе.
Елена Окорокова # 19 января 2014 в 17:59 0
Материал интересный,некоторые приёмы взяты из технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Екатерина Евгеньевна Сизикова # 20 января 2014 в 15:11 +1
Очень интересный, полезный ресурс представлен Вами . Кропотливая проделана работа по подборке  материала, но этого стоила работа. Как  молодой специалист обязательно возьму Ваш ресурс в свою копилочку и воспользуюсь на уроках!
Лариса Павловна Крупейченко # 24 января 2014 в 23:32 +2
Полезные технологии. Вопрос техники чтения стоит остро всегда. Учитель находится в постоянном поиске ответа на этот вопрос. Проработав в школе много лет, я не перестаю искать эффективные методы, способствующие повышению качества техники чтения. Спасибо Вам за предложенный материал. Желаю дальнейших успехов в нашей прекрасной деятельности!
Тамара Владимировна Насунова # 2 февраля 2014 в 15:03 0
С большим интересом прочитала данный материал. Использую в своей работе как один из приемов повышения читательской деятельности. Спасибо!!
Галина # 4 февраля 2014 в 18:22 0
Техника чтения всегда является камнем преткновения для многих детей. Огромное спасибо за материал! Много интересного!
Валентина Анатольевна Завьялова # 8 февраля 2014 в 11:54 +1
Интересные технологии представлены в вашей работе. Дети очень любят групповую форму работы, с удовольствием вместе работают. Чтение по ролям также вызывают большую активность. Понравились мне и другие ваши технологии. Большое спасибо за ваш материал.
Оксана Степановна Чекмарева # 16 февраля 2014 в 15:16 0
Большое спасибо за представленный материал. Полезные технологии по развитию техники чтения.  Некоторые технологии мне знакомы, а о некоторых я узнала впервые. Буду использовать в своей практике
Татьяна Петровна Старцева # 5 апреля 2014 в 08:19 0
Спасибо за материал. По этому вопросу в инете много материала интересного, но о ваших технологиях ещё не читала. Интересно, попробую применить на практике. joke
Любовь Александровна Антонова # 10 мая 2014 в 21:48 0
С большим интересом прочитала вашу статью. Многое взяла себе на заметку.Спасибо Вам!
Наталья Николаевна Шушкова # 20 мая 2014 в 19:52 0
Спасибо за информацию, а главное, с примерами. Полезные приемы развития вдумчивого чтения. Ведь часто страдает качество чтения.
Подольская Ирина Александровна # 23 июля 2014 в 19:36 +1
Материал интересный. Меня, как учителя старших классов, радует то, что есть учителя, которые прививают интерес к книги уже в начальной школе. Понравилась идея про группы, дежурного. Творческих успехов.
Елена Петровна Апалькова # 30 июля 2014 в 08:31 0
Большое спасибо за то, что вы поделились своим опытом! Очень хочется чтобы литературное чтение было интересным детям. Ваши приемы и методы делают уроки запоминающимися. Возьму себе на заметку.
Анна Николаевна Прощенко # 20 августа 2014 в 22:44 0
Интересный и полезный материал, который поможет разнообразить уроки литературного чтения. Спасибо!
Шиманкова Лариса Вячеславовна # 29 августа 2014 в 20:49 0
Очень много полезного взяла для себя! Скоро открытый урок по чтению, обязательно воспользуюсь этими технологиями!!!
Шиманкова Лариса Вячеславовна # 29 августа 2014 в 20:53 0
Предлагаемые технологии критического мышления очень актуальны в настоящее время!!!
Айгуль Аубекеровна Сарсенгалиева # 13 сентября 2014 в 16:29 0
Проблемы плохой успеваемости кроются в неумении читать быстро и осознанно. Те приемы. что вы используете на уроках чтения, очень успешны. Я воспользуюсь некоторыми с вашего позволения. Спасибо.
Валентина Николаевна Смирнова # 22 ноября 2014 в 22:22 +1
Материал не только очень интересен, но и полезен, особенно для начинающих учителей. А привить детям интерес к чтению сложная задача.Спасибо за предложенный материал.Дальнейших успехов вам в вашем труде!
Татьяна Васильевна Кононенко # 11 декабря 2014 в 00:17 +1
Спасибо за емкий, интересный и полезный материал!!! Из опыта моей работы могу посоветовать не брать слишком много разных технологий на одном уроке.Всегда акцент на главном (чтение) должен ставиться.
Лидия Арсентьевна Журавлева # 12 декабря 2014 в 20:15 0
Спасибо за методическую помощь.
Оксана Дмитриевна Гонтарук # 13 января 2015 в 23:58 +1
В наш вік інформаційних технологій втрачається потяг дитини до читання і тому потрібно не впустити цей момент у дітей молодшого шкільного віку.А дані технології і прийоми допомагають не втратити цей інтерес, звичайно, підбираючи їх відповідно до дітей у вашому класі.
Валерий Григорьевич Вершинин # 16 февраля 2015 в 11:13 0
Уважаемая Елена Михайловна! Очень интересные технологии, направленные на внимательное прочтение текста, его осмысление и переживание. Хотелось бы посмотреть, как дети составляют синквейн-пятистишие. Для себя написал так:
1. Сирота
2. Добрый, вольнолюбивый
3. Помнит, не терпит, убегает
4. Так жить нельзя
5. Любовь
При всём моём уважении к писателю М. Ауэзову, но от рассказа "Сирота" веет такой безысходностью! По моему мнению,его понять и осознать может только взрослый человек. Ну, это лирическое отступление.
Вы-молодец!
Ирина Николаевна Захарова # 30 марта 2015 в 21:41 0
Согласна с пердыдущими комментариями. Технология развития критического мышления работает безотказно. Применяю её на многих уроках. Рекомендую попробовать на уроках окружающего мира и русского языка. Очень эффективны приёмы "Кластер", "Знаю-хочу узнать -узнал".
Елена Алексеевна Дичко # 4 мая 2015 в 22:52 +1
Спасибо огромное. Для меня это очень актуально, т.к. учу в этом году первый класс. А научить детей читать хорошо - это важнейшая задача учителя, иначе ребенок не сможет хорошо учиться.
Валентина Ивановна Лихоманова # 22 мая 2015 в 22:08 0
Очень интересные предложены технологии по развитию техники чтения, а это умение всегда необходимо. Чтение-главное учение. Обязательно воспользуюсь. Спасибо!
Антонина Минзаировна Милитдинова # 7 июня 2015 в 17:53 0
Очень много приемов критического мышления . которые можно применять на уроках в начальной школе.Благодаря дааной технологии можно формировать смысловое чтение.
Виктория Викторовна Юрьева # 27 июля 2015 в 20:01 0
Уважаемая Елена Михайловна!С огромным интересом прочитала Вашу статью,извлекла для себя много полезного,спасибо.За много лет работы в школе убедилась,что техника чтения сама по себе,без осмысления прочитанного,не играет большой роли.Дети все разные.И чем больше в копилке каждого педагога будет методик и технологий, тем успешнее будут наши ученики.Спасибо.
Людмила Николаевна Медведкова # 27 июля 2015 в 22:34 0
Спасибо за отличные рекомендации! Ваши рекомендации помогают сделать уроки чтения интересными и увлекательными, привить любовь к чтению у учащихся и реализовать межпредметные связи.
Мария Александровна Трофимова # 23 августа 2015 в 17:35 0
Согласна со всеми комментариями. Приемы действительно современны и актуальны я их также применяю на своих урокам, детям нравится.
Галина Григорьевна Кичигина # 18 сентября 2015 в 01:02 0
Уважаемая Елена Михайловна, ваш материал очень актуален и интересен. Прочла с удовольствием, взяла многое для себя. Все описываемые техники и технологии помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читательские навыки. Спасибо!
Надежда Михайловна Григорьева # 18 января 2016 в 21:31 0
Статья очень интересная и полезная. Скачала и положила ее на свой письменный стол, чтобы всегда была перед глазами. Спасибо Вам огромное!
Марина Юрьевна Морозова # 13 августа 2018 в 16:19 0
Уважаемая Елена Михайловна! Прочитала Вашу статью и ещё раз убедилась,что чтение любого произведения должно сопровождаться не только "дежурным" анализом текста, но и применением новых, оригинальных методик и технологий.
В Вашем случае результат-высокий познавательный интерес, нестандартно проведённый урок и развитие различных универсальных учебных действий у детей! Спасибо! Беру на заметку.