Автор: Богатырёва Елена Михайловна учитель начальных классов Новосельская средняя школа, р/н Г. Мусрепова, Северо – Казахстанская область
Описание: Данный материал из опыта работы, поможет учителям начальных классов организовать работу детей на уроках литературного чтения. Все описываемые техники и технологии помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение к прочитанному, делать выводы и обобщать.
Вопрос о том, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя. Процесс этот чрезвычайно трудный. И если в прошлом школа функционировала в режиме единоличия, единообразия, то сегодня реформирование образования осуществляется на основе принципов демократизации, вариативности, открытости. В связи с этим каждый учитель имеет возможность начать поиски более эффективных подходов к обучению, что неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры. Каждому учителю хочется, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать его в идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе, что в свою очередь, влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому многие учителя стараются использовать хорошо апробированные и новые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы. Другими словами, стремятся разбудить познавательную активность, научить самостоятельному поиску знаний, а это невозможно без хорошей техники чтения.
Исследование в области педагогики и физиологии ребёнка показали, что только скорость чтения 120 слов в минуту позволяет идти параллельно процессам чтения и мышления. Эти выводы педагогов и легли в основу, моего поиска новых технологий проведения уроков чтения.
Вот некоторые технологии и приёмы, которые уже зарекомендовали себя в моей педагогической практике.
1 технология – стратегия ЖИГСО (желание индивидуально говорить, создавать, оформлять свои мысли) Учащиеся делятся на группы и каждая группа получает задание. Изучая творчество М. Ауэзова «Сирота».
1 группа – выбрать из текста слова, которые помогут описать Касыма.
2 группа - подобрать слова описывающие Ису.
3 группа – найти слова в тексте описывающие пейзаж.
Все 3 группы должны были подумать и нарисовать портреты своего героя, опираясь на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе.
Ребята 3 группы должны были уточнить значение пейзажа для раскрытия характера Касыма. На подготовку ушло 20 минут. Затем каждая группа дала устное описание героя, подтверждая своё мнение цитатами из текста. Оба портрета и пейзажная зарисовка оказалась угрожающе мрачной. Глубокая тишина повисла в классе. И тогда ребятам предлагаю сделать вывод и записать его красным цветом. «Касыма никто не любил» - ответили дети, «Любовь – основа жизни»- «Будь щедрым на любовь». Так родился плакат. Детям это очень понравилось. Родилось желание создавать свои индивидуальные плакаты, которые подтвердили необходимость чтения, осмысливания и оформления своих мыслей. Активно применяю на уроках Венный метод. Сравнительный анализ, характеристику героев делали и раньше на уроках чтении, но использование этой технологии внесло в работу элемент творчества, повысило интерес к изучаемому произведению, характеристикам героев. Дети легко дают характеристику героям и обобщая, делают вывод и находят, что общего у героев или наоборот, видят что общего у героев произведения вовсе нет и быть не может.
Одним из наиболее часто используемых на уроках чтения является метод «Инсерт» (технология критического мышления). Этот метод хорошо известен многим, как « метод помет», но не всегда доводится до конца. На полях учебника дети карандашом делают пометы, отвечая на вопросы:
1) Я знаю (+)
2) Не знаю (-)
3) Понравилось (!)
4) Не понял (?)
Итак, прочитывается весь текст, и делаются пометы. Затем дети делятся на группы и готовят устные или письменные ответы на один из этих вопросов (по заданию), 11 группа – я знал, 2 группа – не знал, и т.д. Рабочие группы формируются до конца учебной четверти. Каждая группа имеет свой паспорт, В котором отмечается работа группы: оценка спикера и график дежурных командиров. Дежурный командир руководит порядком работы в группе и назначает спикера из ранее не задействованных в этой работе участников группы. Таким образом, за учебную четверть все успевают побыть и спикером и дежурным командиром. Если учебного времени не хватает, карточка заполняется в следующей четверти и только тогда формируется новая группа. Интересно проходят уроки с элементами «драматизации» при изучении басен, сказок.
1.Волшебные очки.
2. Обмен ролями.
3. Активный зритель.
4.Второе «Я»
«Технология пятистишия»
1 строка – 1 существительное (о герое)
2 строка – 2 прилагательных (его качества)
3 строка – 3 глагола (его характерные свойства)
4 строка – 4 слова – словосочетание
5 – строка – 1 слово – синоним к первому слову
6 строка – предложение, в котором заключён смысл произведения.
Техника «РАФТ» - ролевая активизация фантазии и творчества.
Р – роль, которую мы будем изображать;
А – аудитория – для кого?
Ф – форма – как? (беседа, диалог, монолог, сказка)
Т – тема – о чём мы будем говорить
Например: учащимся дано задание, подготовить письменный ответ на вопрос почему Ер - Таргын бежал с родной земли? - «Где твоя храбрость батыр, с которой ты обрушивался на врага? Задание сложное ведь важно при этом выдерживать стиль речи батыра. Не всем в классе такая работа по силам, поэтому к этой работе можно подойти дифференцированно. Более слабым подгруппам было дано задание подготовит устные ответы с опорой на текст или обыграть диалог Ер –Таргына и Акша – хана.
Обязательны на уроках литературного чтения творческие, ролевые пересказы. Применение методов развивающего обучения – метод ассоциаций, метод «Мозговой атаки» (об авторе), метод прогнозирования – помогает выработать у учащихся умение искать, выбирать, систематизировать, анализировать, то есть глубже вникать в прочитанное произведение. Учащиеся понимают, как важно читать быстро и осознанно, чтобы ответить на все поставленные вопросы.
Все эти техники и технологии повышают интерес учащихся к уроку, работе с текстом, совершенствуют читательский интерес, технику чтения.
Рекомендуем посмотреть:
Профессиональные умения учителя начальных классов
Двигательная активность в начальной школе
Как интересно провести родительское собрание в начальной школе
Художественные произведения о природе для младших школьников
Работа с родителями будущих первоклассников