В последнее время в школьной жизни существенно изменился характер взаимоотношений и с учеником, и с его семьей. Сегодня учитель, общаясь с родителями, может рассчитывать только на ту информацию, которую ему готовы доверить родители, поскольку вмешательство в чужую жизнь, а тем более использование частной информации во вред семье и ребенку в условиях демократии совершенно недопустимы.
Существует не так уж много форм взаимодействия учителя с родителями: родительские собрания, индивидуальные беседы в школе, посещения на дому (кстати, только с разрешения родителей), совместная деятельность.
Обычно родительские собрания проводятся в назначаемый администрацией школы день.
К сожалению, они не всегда результативны и не достигают своей цели. На собраниях родителей, как правило, идет разговор, связанный с задачами или результатами образовательного процесса в школе и в конкретном классе. При этом активную роль играют учителя-предметники, а родители пассивно воспринимают информацию, более заинтересованно обсуждают вопросы, связанные со степенью успешности сына или дочери в освоении программного материала.
Что можно использовать в работе с родителями, чтобы они были активны на родительском собрании? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе и были хорошими помощниками учителя в воспитании учащихся?
С этой целью можно использовать разные формы: анкетирование, родительские сообщения и доклады, дни открытых дверей, совместные праздники для родителей и детей.
Родителей лучше приглашать на родительское собрание открыткой с обращением по имени и отчеству, с указанием обсуждаемых тем.
Классное собрание лучше проводить в уютном зале.
Классный руководитель знакомит родителей с психолого-педагогическими особенностями подросткового возраста не вообще, а применительно к данному коллективу в связи с возникшими проблемами.
Приглашенные на собрание учителя согласовывают с классным руководителем тематику и направленность своих выступлений.
Классный руководитель предлагает родителям обсуждать и решать разнообразные педагогические ситуации.
Родительское собрание, как правило, завершается индивидуальным консультированием родителей.
Непедагогично на собрании коллективно обсуждать недостатки и ошибки детей.
Не рекомендуется сравнивать одного ребенка с другим.
Классное родительское собрание необходимо перенести, если учитель плохо знает детей, не готов к родительскому собранию. Речь не идет об информационно - организационных встречах.
Иногда родителям можно предложить написать сочинение на тему: «Что удалось и что не удалось в воспитании детей» или ответить на вопросы теста «Умеете ли вы воспитывать детей? ».
Тест «Умеете ли вы воспитывать детей?»
1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?
а) Да - 5.
б) Нет — 1.
2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?
а) Да - 5.
б) Нет — 1.
3. Терпеливы ли вы, когда ваш ребенок капризничает, плохо ест?
а) Всегда — 5.
б) Иногда — 3.
в) Никогда — 1.
4. Вы применяете телесные наказания?
а) Часто — 1.
б) Иногда — 3.
в) Принципиально нет — 5.
5. Умеете ли вы прощать ребенку шалости?
а) Всегда — 5.
б) Иногда — 3.
в) Никогда — 1.
6. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок был с вами откровенен?
а) Да - 5.
б) Иногда — 3.
в) Нет, не хочу — 1.
7. Ваш ребенок послушен?
а) Да - 5.
б) Иногда — 3.
в) Нет — 1.
8. Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ли причину запрета?
а) Да, всегда — 5.
б) Иногда — 3.
в) Никогда — 1.
9. Требуете ли вы от ребенка выполнения всех обязанностей, которые он, по-вашему, должен выполнять?
а) Всегда — 5.
б) Иногда — 3.
в) Нет — 1.
10. Следите ли вы за новинками педагогической литературы?
а) Да - 5.
б) Иногда — 3.
в) Нет — 1.
А теперь подсчитайте количество набранных баллов.
От 10 до 23 баллов. К сожалению, вы не очень внимательны к своему ребенку. Возможно, вы просто не знаете, что ему нужно, когда он капризничает или балуется. Не понимая причин, вы теряете терпение и реагируете неадекватно. Так нельзя относиться к своему ребенку. Будьте более внимательны и терпеливы в общении с ним.
От 24 до 37 баллов. Ваши взгляды на воспитание в принципе правильны. Хотя порой вас, что называется, заносит, и тогда ни в чем не повинное дитя рискует пострадать. Право, стоит проявить больше заботы о ребенке, и он, пусть не сразу, обязательно отплатит вам взаимностью. Старайтесь управлять своими эмоциями и настроением во взаимоотношениях с ребенком.
От 38 до 50 баллов. Жмем вашу руку! Более чуткого педагога трудно сыскать. Порой это даже внушает тревогу: а о себе-то вы успеваете думать? Все о ребенке, все о нем, любимом. Не забывайте и о себе, проявляйте чувство меры в общении с ребенком.
Тест-опросник «Каков ваш ребенок?»
Тест-опросник можно использовать родителям или педагогам для более глубокого изучения личностных взаимоотношений взрослых и детей, интересов своих детей или членов микроколлектива.
В перечне приведены некоторые направления деятельности и качества, уже составившие круг устойчивых интересов ребенка (подростка). Подсчитав сумму ответов, можно узнать степень сформированности круга интересов подростка, что позволит взрослому в дальнейшем корректировать свою воспитательную деятельность.
1. Любит животных.
2. Любит шутки.
3. Запоминает и выполняет просьбы.
4. Любит читать.
5. Любит спорить.
6. Любит наводить в доме (в классе) чистоту.
7. Любит готовить вкусные блюда.
8. Любит смотреть телевизор.
9. Любит слушать рок-музыку.
10. Любит классическую музыку.
11. Любит эстрадную музыку.
12. Любит заниматься спортом.
13. Любит ходить в кино.
14. Любит помогать на даче (в классе, на пришкольном участке).
15. Любит учиться.
16. Любит читать газеты.
17. Любит сочинять стихи, сказки, рассказы, песни.
18. Любит освещать политические события.
19. Любит рыбалку.
20. Любит фантазировать.
21. Любит решать кроссворды.
22. Любит цветы.
23. Любит природу.
24. Любит слушать.
25. Любит путешествовать.
26. Любит точность.
27. Любит решать задачи.
28. Любит играть на сцене (в сценках в классе).
Посчитать сумму очков в анкете: за ответ «да» — 2 очка, за ответ «не очень» — 1 очко, за ответ «нет» — 0 очков.
Если анкета заполнена честно, откровенно и объективно, то вы получите определенный круг интересов ребёнка:
первый уровень — 27-36 очков — достаточный,
второй уровень — 36-45 очков — многосторонний,
третий уровень — 45-56 очков — разносторонний.
Если же сумма очков ниже 25, то взрослым есть над чем призадуматься: ребенок не интересуется окружающим миром, следует срочно выявить причины этого, предшествующие и сопутствующие, составить программу коррекции развития интересов подростка.
Начать разговор с родителями о методах и приемах воспитания можно с постановки и анализа типичных ситуаций в семейном воспитании: ребенок долго гулял на улице и не выучил уроки, не выполнил ваших поручений, садится за стол с грязными руками, читает в постели до поздней ночи, по утрам не хочет вставать, получил двойку. В этих типичных ситуациях родите
Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства ребенка с целью формирования убеждений, волевых свойств личности, опыта нравственного поведения.
Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.
Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность и т.д.
Характеризуя методы воздействия на сознание, следует прежде всего выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.
Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование. Оно может быть прямым («сделай», «сходи», «убери») и косвенным (совет, просьба, пожелание). Требования нужно варьировать. В подростковом возрасте иногда лучше применять совет, просьбу, пожелание с правом выбора («я бы поступил так, а ты сам решай»). Родителям нужно помнить, что требование- распоряжение срабатывает при учете ряда условий, а именно:
— в семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;
— распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;
-— к таким распоряжениям детей приучают с 1- 2 лет;
— распоряжение должно отдаваться доброжелательно;
— нельзя проявлять педантизм, особенно в подростковом и старшем школьном возрасте. Нужно считаться с просьбами и делами детей. Уступать, но не отменять: «Хорошо, не можешь сегодня — сделай завтра».
Убеждение — главный, но не универсальный метод. Поэтому младшим школьникам лучше разъяснять нормы морали, исходя из необходимости разъяснения того, почему одно хорошо, а другое плохо. Здесь велика роль наглядности.
Подростка нужно учить оценивать и анализировать свои и чужие поступки. Тон разговора должен быть доверительным. Если ребенок возбужден, лучше отсрочить обсуждение, дать ему возможность успокоиться, а затем высказаться до конца. Родители должны учитывать эмоциональное состояние детей. Очень важно верить ребенку, а свои доводы — аргументировать. Такие разговоры должны стать минутами духовного общения в семье. Взгляды, суждения детей могут быть ошибочны, переубеждать их нужно тактично, оперируя убедительными фактами, жизненными примерами, а не просто навязывая свое мнение.
Внушение оказывается действенным, если дети вообще легко внушаемы, а также если находятся в состоянии растерянности, психологической депрессии. Когда у ребенка неприятности — не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важное значение имеет авторитет родителей. Ребенок, учитывая их знания, опыт, благородство, честность, порядочность, доверяет им.
В семейном воспитании велика роль примера родителей во всех аспектах жизни детей, особенно в воспитании культуры чувств: сопереживание, сочувствие, сострадание.
Рассматривая методы формирования опыта нравственного поведения, нужно подчеркнуть, что главным показателем воспитанности являются поступки детей. Приобретение опыта нравственного поведения начинается с приучения к послушанию, порядку, организованности. Нужно добиваться, чтобы дети поступали в соответствии со своими взглядами, убеждениями. Этому способствуют выполняемые ими систематические поручения; наличие обязанностей, ответственность перед другими членами семьи, т.е. упражнения в хороших делах.
Применим метод естественных последствий: «Насорил — убери», «Поломал — почини».
Игра, режим дня также важнейшие методы воспитания в семье. Родителям младших классов следует подробней изложить сущность метода переключения внимания ребенка, позволяющего избегать ненужного нервирования детей, подавления их «я», обеспечивая при этом послушание и развитие самостоятельности.
Раскрывая методы стимулирования поведения, следует подчеркнуть, что большинство родителей подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда- то воспитывали. «Меня отец бил, и я благословляю его руку, потому что благодаря этому стал порядочным человеком», — говорят некоторые самодовольные родители. А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижения и побои.
«На чем основана "вера" в действенность физических наказаний? — пишет А. О. Пинт. — ...Родителям хочется видеть сразу результат воспитательного влияния, запугать, усмирить, сделать больно». Наказание выполняет роль возмездия.
Необходимо обратить внимание родителей на то, что подростки потом сами начинают унижать других, в них развиваются жестокость, агрессивность.
Желание родителей любой ценой сломить упрямство детей напоминает пружину, сжимаемую до предела, которая затем или разжимается и бьет, или ломается . У ребенка утрачиваются очень ценные качества — вера в себя, самостоятельность и многое другое.
Наказания должны соответствовать проступку и быть направлены на разрушение опыта отрицательного поведения, тормозить развитие отрицательных качеств.
Используя метод поощрения, важно не допускать захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят потребителя, иждивенца. Лучшее поощрение — похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел.
Важнейшим условием семейного воспитания является правильный выбор и разнообразие методов. Так, для воспитания трудолюбия у детей недостаточно одного только примера родителей-тружеников. Личный пример достигает цели в сочетании с приучением, контролем, разъяснением.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания. Например, применительно к семье может быть использована классификация методов воспитания учащихся в школе, данная в «Педагогике» под редакцией Ю. К. Бабанского (М.: Просвещение, 1998):
1. Методы формирования сознания личности, взглядов, убеждений, идеалов. К ним относятся: убеждение, пример, рассказ, беседа, разъяснение.
2. Методы организации деятельности, общения, опыта общественного поведения (требование, приучение, подражание, создание воспитывающих ситуаций, игра, режим).
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей и подростков (поощрение, наказание). Антистимулы — физические меры воздействия: оскорбление, месть, унижение человеческого достоинства.
4. Методы контроля, самоконтроля, самоанализа деятельности, поведения.
Классные руководители опираются нередко на методы воспитания детей в школе, разработанные профессором И. П. Ивановым. При таком подходе, основанном на идеях методики коллективной творческой деятельности, внимание родителей обращается на следующие три группы методов:
1. Методы родительского побуждения В эту группу входят:
а) методы увлечения радостной перспективой доброго дела, творческого поиска, увлечение героическим, красивым и прекрасным, необычным, таинственным и веселым;
б) методы родительского поощрения: одобрение словом, мимикой, междометием, жестом, взглядом, рассуждениями;
в) методы родительского требования, контроля, напоминания, помощи, осуждения;
г) методы доверия к ребенку, родительского внушения, обращения к ребенку за помощью.
2. Методы родительского убеждения
В эту группу входят методы убеждения на собственном опыте, короткое разъяснение, беседа-размышление, обсуждение собственного опыта и опыта других с извлечением уроков на будущее, спор, основанный на взаимоуважении и взаимной требовательности.
3. Методы родительского приучения
В эту группу методов входят оптимальный режим и микроклимат семьи, поручение, семейные традиции.
Педагог-воспитатель, ведущий занятие, посвященное методам воспитания, после раскрытия перечисленных выше трех групп методов семейного воспитания, особо подчеркивает роль личного примера родителей. Этот метод является комплексным, он может быть отнесен к каждой из трех групп методов.
Учащиеся, как известно, отличаются друг от друга по возрасту, темпераменту, уровню знаний и жизненному опыту, степени воспитанности, по особенности восприятия окружающего мира, но и один и тот же ребенок постоянно изменяется. Замечая или не замечая этих перемен, родители нередко не затрудняют себя выбором нового комплекса приемов и методов семейного воспитания, тогда как требуется родительская мудрость, прозорливость, огромное терпение, умение в каждом конкретном случае, в каждой ситуации исходить из того, что именно в данный момент важно для ребенка, осознано им, а значит, приведет к положительным результатам в будущем.
Двигательная активность в начальной школе
Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению
Профессиональные умения учителя начальных классов
Художественные произведения о природе для младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!