Художественные произведения о природе для младших школьников

Художественные произведения о природе (для использования во время прогулок, наблюдений, экскурсий, бесед-описаний)

С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребенок свой особый поэтический образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. Занятия по природоведению способствуют развитию эстетических вкусов детей, их нравственному росту.

В классе, группе устанавливается традиция постоянного общения с природой - прекрасным наставником и воспитателем. Дети ведут ежедневные наблюдения за изменениями в природе, погодой. Наблюдения - это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Дети приобретают навыки в обычном видеть необычное, красивое, удивительное. Увлекательным, добрым делом становится постоянная забота детей о рыбках в аквариуме, о черепашках, о комнатных растениях. Так воспитывается в детях любовь ко всему живому, гуманное отношение к зеленому другу. Это одна из сторон нравственной красоты человека. Система эстетических воздействий на учащихся при изучении природы ведет к тому, что дети все замечают в жизни природы. Они стараются увиденное записать, зарисовать, острее чувствуют красоту природы родного края, глубже интересуются окружающим миром и стремятся сами что-нибудь сделать полезное в жизни. В круг чтения учащихся входят книги писателей-натуралистов: Л. Федорова, К. Паустовского, В Пескова, М. Пришвана, Г. Скребицкого, а также других писателей о природе.

Особую ценность в знакомстве детей с природой представляет экскурсия в лес, сад, парк, на водоем и т. д.

В конце зимы появляется много снегирей и свиристелей. Учитель напоминает детям, чтобы они наблюдали за птицами, ежедневно подкармливали их крошками хлеба, семенами тыквы, подсолнечника.

Тихо, тихо сидят снегири на снегу

Меж стеблей прошлогодней крапивы.

Я тебе до конца описать не могу,

Как они и бедны и красивы!

 

Тихо, тихо клюют на крапиве зерно, -

Без кормежки прожить не шутка!

Пусть крапивы зерно,

Хоть не сытно оно,

Да хоть что-нибудь будет в желудке.

 

Тихо, тихо сидят на снегу снегири –

На головках бобровые шапочки,

У самца на груди отраженье зари,

Скромно-серые перья на самочке.

Поскакали вприпрыжку один за другой

По своей подкрапивенской улице:

Небо взмыло над ними высокой дугой,

 

Снег последний поземкою кружится.

И такая вокруг снегирей тишина,

Так они никого не пугаются,

И так явен их поиск скупого зерна,

Что понятно: весна надвигается.

Бывают такие моменты в школьной жизни, когда дети сами подсказывают тему проводимого занятия. Например, находясь на прогулке в парке, дети заметили целые колонии снегирей. Подошли совсем близко и замерли. Чудо рядом! Когда пришли в класс, дети хором попросили воспитателя: «Давайте писать сочинение!».

- О ком? О ком?

- О снегирях!

- О чуде, которое видели!

Дети долго жили под впечатлением встречи со снегирями, встречи с природой, и каждому захотелось написать об этом.

Вот строчки из некоторых сочинений.

«Сегодня утром мы видели удивительное зрелище. На ветках яблони и рябины сидели снегири. Мы, затаив дыхание, подошли к деревьям...».

«Снегири перелетали с ветки на ветку, как маленькие фонарики. Все ребята замерли. Никто не шевелился. Все смотрели на чудо...».

«Мы подошли тихонько. Снегири нас не боятся, как будто знают, что мы их не обидим!».

«Снег голубоватый и розовый, освещенный солнышком, необыкновенно красив. Красноватые снегири - в птичьей столовой. Можно этим любоваться часами!».

Общение с природой - всегда радость для учеников. На прогулке в березовой роще дети читают стихи о березке. Хороша она во все времена года. Многие поэтические души волновало это дерево. Невозможно представить нашу Родину без стройной белоствольной березы. Виктор Боков написал стихотворение о березке, как будто о девушке-красавице:

Березонька-беляночка,

Красавица лесов,

Проснулась спозараночку

От птичьих голосов.

К воде пошла, умылася,

Обсохла под лучом,

 

Над речкой наклонилася

Березовым плечом.

С березой рядом рощица,

Семья ее подруг,

И так узнать ей хочется,

Что нового вокруг?

Дети рассматривают строение дерева, прикасаются к его стволу, слушают шелест листьев. Так создается образ березы, формируется представление о ней. В березовой роще встречаются и сосны. Дети сравнивают эти деревья, их стволы, кроны. Они ищут сходство и различие, замечают, что это светолюбивые деревья, что они тянутся к солнышку - источнику жизни на земле. И воспитатель читает им рассказ из книги Г. Поташниковой «Капельки».

«Сосны толпились у берега. Они раскачивались и шумели: «А что там впереди? А что там впереди?» Ветви у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть все, что за лесом. Одна сосна даже приподнялась на цыпочки так, что стали видны ее толстые и крепкие корни. Сосны вытягивались, вытягивались вверх и стали самыми стройными деревьями в лесу».

Так непосредственно в общении с природой дети открывают ее интересные страницы, видят, как украшают землю наши зеленые друзья. Глубокое понимание прекрасного ведет к сознанию не только понятий красивого и некрасивого, но и понятий «плохое и хорошее», «доброе и злое», что способствует формированию моральных и эстетических убеждений школьников.

Отрывок из сочинения школьника: «Наступила весна, зацвели одуванчики, каждый - как маленькое солнышко. Одуванчики радуют людей первой нежной неброской красотой весны, жизни, света».

На занятии дети работают с текстом: «Цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами, - одуванчики. Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики свои золотые головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои золотые головки и засыпают. С восходом солнца они просыпаются, и как бы радостно улыбаются, широко раскрывают свои золотые лепестки».

Затем дети выходят на школьный участок посмотреть на маленькие солнышки-одуванчики. Много их на полянах. Пробиваются они навстречу солнцу даже сквозь асфальтированную дорожку.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится

 

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Детям надо объяснить, что срывать цветы нельзя, что природу надо беречь, не брать пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Фиалки, ландыши для нас

Веселый май в садах припас,

Но мы их рвать не будем —

Пускай цветут на радость людям!

 

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Т. Собакина

Дети чутко реагируют на все изменения в жизни природы. Они любят вместе с воспитателем наблюдать из окна, как падает снег, идет дождь, кружатся осенние листья, как выглядывают из-за туч лучи солнца, как наступают сумерки. Зимой дети всегда с восторгом встречают снегирей, синичек, свиристелей, прилетающих под окна класса.

В конце занятия можно спеть песенку «Закат солнца» Э. Грига.

Находит тень и дню конец,

День гаснет в чаще леса,

На море пал златой багрец,

На землю — тьмы завеса.

Среди вечерней тишины

Чуть шепчутся березы,

Сынам Земли приходят сны,

Над миром реют грезы.

 

Прощанье дня полно тоски,

Встревоженной печали,

Закрыли венчики цветы,

И птицы замолчали.

И замер дол, и робко ждет,

Весь плачущий росою,

Что скоро солнце пропадет

За алой полосою.

При подведении итогов или в ходе беседы можно использовать стихотворения Е. Карасева.

Посмотри, мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

 

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года -

Это все вокруг - природа!

* * *

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

 

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

 

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.

* * *

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет мам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

 

В нас молчало безумие: «Стой!»,

Нам казалось все мало и мало,

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

ДВА ЕЖА

Однажды раннею весной

Пришел к ребятам ёж лесной.

Из леса - прямо в третий класс:

- Ну, как дела идут у вас?

 

Готов помочь вам чем-нибудь:

Кто заслужил - могу кольнуть.

Кто спит за партой - разбужу. –

Но отвечает класс ежу:

 

- У нас и свой найдется «Ёж»!

Совсем как ты! Точь-в-точь похож!

Он в стенгазете третий год

У нас над партами живет.

 

Ты почитай - и сам поймешь.

- Прочту, - лесной ответил ёж.

Стоит, читает все подряд:

Картинки есть, стихи ребят,

 

Нашел редактора портрет,

А вот колючек — нет как нет!

Такой в газете странный «Ёж»! –

На нем иголки не найдешь!

 

Стоит подстрижен и побрит,

Лепечет, а не говорит...

ЗАГАДКИ О ПРИРОДЕ

1. У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла... (бурундук).

 

2. В каждом городском дворе

Есть на радость детворе –

Птичка, ты ее не бей!

Эта птичка... (воробей).

 

3. По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех... (грач).

 

4. Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище.

И потом отправит в рот,

А чистюля тот... (енот).

 

5. Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает.

На листке уселась ловко.

Это... (божья коровка).

 

6. Под землею он живет,

Червяков жует, жует,

Перерыл весь огород!

Этот зверь зовется... (крот).

 

7. Хоть на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветра с водой свежи,

Покрывают пляж... (моржи).

 

8. Он не птицей называется,

Хоть откладывает яйца.

У него утиный нос,

Зверь нестрашный... (утконос).

 

9. На цветы она садится,

Не устав с утра трудиться.

Людям воск и мед дала

Беспокойная... (пчела).

 

10. Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощение наше ей снится,

Прилетает к нам часто... (синица).

 

11. Ночью в чащах и лесах

Уханье наводит страх.

Страшен громкий крик и силен,

Так кричит огромный... (филин).

 

12. Как стемнеет, вылетает

И огромным ртом хватает

Над землей и над водой

Насекомых... (козодой).

13. Не боюсь я слова «брысь», я лесная кошка... (рысь).

14. Апельсины и бананы очень любят... (обезьяны).

15. Осел лениво в гору брел, а над ним парил... (орел).

16. Если бы он причесался хоть раз,

То и не звали б его... (дикобраз).

17. Порхает над полем, над вольным раздольем,

Встает спозаранку весенняя птичка... (зарянка).

18. Он соло пел среди ветвей, его назвали... (соловей).

19. Подставив солнышку бочок, лежит на грядке... (кабачок).

20. Как веселые звезды средь розовой кашки,

Цветут нам знакомые с детства... (ромашки).

21. Кустом в лесу, в саду растет

И белым зонтиком цветет.

Созреет красной, как малина,

Но это горькая... (калина).

Автор: Кacaткинa Нина Aлексaндрoвнa

Рекомендуем посмотреть:

Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению

Как интересно провести родительское собрание в начальной школе

Двигательная активность в начальной школе

Работа с родителями будущих первоклассников

Профессиональные умения учителя начальных классов

Татьяна Анатольевна Ситникова # 28 сентября 2017 в 18:38 0
Воспитание через художественную литературу- верный путь к развитию доброты, сопереживания младших школьников.Художественное слово способно вызвать у детей различные чувства. А это очень важно в наш компьютерный век.Спасибо.