Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Автор : Чурикова Ольга Николаевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка» города Губкина Белгородской области
Тема занятия: «Слова, обозначающие признак предмета»
Цель:     
коррекционно-образовательная: учить детей в речи выделять слова, обозначающие признак предмета; активизировать словарь по лексической теме: «Овощи- фрукты»; закрепить у детей умение согласовывать в речи существительные с прилагательными, обозначающими цвет, вкус, форму, овощей и фруктов; практическое употребление в речи относительных прилагательных;
коррекционно-развивающая:  учить детей отгадывать загадки; развивать умение восстанавливать структуру деформированных предложений; составление описательных рассказов об овощах и фруктах; развивать мелкую моторику рук; совершенствовать психические процессы: логическое мышление, память, внимание; учить соотносить образ предмета с геометрической фигурой;
воспитательная: воспитывать умение слушать и слышать педагога, оценивать свою работу и сверстников;
оборудование: муляжи овощей и фруктов; иллюстрации овощей и фруктов, схема для составления описательных рассказов; карандаши, карточки для индивидуальной работы; карточки для дидактического упражнения «Волшебный карандаш».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
«Сядет тот, кто скажет правильно, какой сок мы пьём?»  из апельсина - апельсиновый сок, из вишни - (вишнёвый сок), из яблок - (яблочный сок), из моркови - (морковный сок) …

2. Дидактическое упражнение: « Догадайся, о чём я говорю?»
Перед детьми муляжи овощей и фруктов. Логопед предлагает их рассмотреть и догадаться, о чём он говорит:
- горький … лук
-сладкое … яблоко
- хрустящий … огурец
- кислый …лимон
- длинная … морковка
         Логопед обращает внимание детей на то, что она называла слова, обозначающие признак предмета. Дети повторяют эти слова: кислый, горький, длинная, хрустящий, сладкое.

3. Логопед предлагает детям отгадать загадки:

                    Он круглый и красный,
                    Как глаз светофора,
                    Среди овощей
                    Нет сочней …(помидора)

                    Летом свежий и зелёный,
                    А зимой хорош солёный.
                    Что же я за молодец? –
                    Крепкий, вкусный …(огурец)

                    Я и круглый, я и гладкий,
                    А на вкус приятно-сладкий,
                    Знает каждый карапуз,
                    Что зовут меня - …(арбуз)   В. Губернаторова
  
Логопед предлагает детям вспомнить и назвать, какие описательные слова помогли им отгадать овощи и фрукты?

4. Дидактическое упражнение: «Исправь ошибки»
Логопед озвучивает слова, из которых дети должны составить правильно предложения и назвать в них слова, обозначающие признак предмета.
- Аня, спелое, яблоко, съела, красное;
(Аня съела спелое, красное яблоко.)

- Бабушка, кислый, чай, жёлтый, лимон, в, кладёт;
(Бабушка в чай кладёт жёлтый, кислый лимон.)

- Оранжевую, нашёл, сладкую, заяц, морковку;
(Заяц нашёл сладкую, оранжевую морковку.)
Физминутка: «Засолка капусты»
              Мы капусту рубим, рубим,
              Мы морковку трём, трём,
              Мы капусту солим, солим,
              Мы капусту жмём, жмём.
Сначала дети выполняют рубящие движения ладонями, затем сжимают кулачки и «трут» морковь, перетирают пальчики, сжимают и разжимают пальцы рук.

5. На доске перед детьми схема для составления описательного рассказа об овощах и фруктах. Логопед объясняет, как с помощью опорных картинок правильно и последовательно описать любой овощ или фрукт.  Для этого нужно ответить на вопросы:

Где растёт? (в саду или огороде)
Какую форму имеет? (соотнести с геометрической фигурой)
Какого цвета? (найти полоску нужного цвета)
Твёрдый он или мягкий на ощупь? (твёрдый, как камень; мягкий, как подушка)
Какой на вкус? (сладкий, как конфета; горький, как лук)
Что можно приготовить из овоща или фрукта? (сок, салат, суп)
Дети по желанию выбирают муляжи овощей или фруктов, с помощью схемы  делают их описание.

6. Дидактическое упражнение  «Волшебный карандаш».
У каждого ребёнка карточка с изображением цветных карандашей. Дети называют их цвет, рисуют под ними соответствующие овощи или  фрукты.

Красный карандаш - помидор, яблоко, редиска …
Жёлтый карандаш - лимон, груша, банан …
Зелёный карандаш - арбуз, огурец, виноград …

7. Итог занятия. Дети рассказывают, что им больше всего понравилось на занятии.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедический конструктор Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звук К» Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки К – Кь»

Похожие статьи:

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи | Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 4003 дня назад (6 декабря 2013)
Просмотров: 3395
+1
Голосов: 1
Клара Дильмухамедовна Маркова # 31 января 2014 в 21:48 0
Замечательный конспект , коллега ! На коррекционных занятиях очень важно продумывать каждый вопрос к ребёнку, предлагать речевой материал , который бы мотивировал детей на речевую активность и способствовал исправлению имеющихся недостатков - всё перечисленное  имеется  в конспекте. Очень много коррекционных задач по разным разделам речи, мелкой моторике ,сенсорному развитию решаются на занятии по  представленному Вами конспекту. Спасибо ! Творческих успехов, благодарных родителей,положительной динамики в исправлении речевых и поведенческих нарушений детей  Вам !
Елена Алексеевна Уткина # 12 октября 2015 в 21:25 0
Мне очень понравился конспект. Грамотно определены цели , задачи. особенно привлекла внимание схема для составления описательного рассказа. Возьму себе на вооружение. Спасибо!