Автор : Чурикова Ольга Николаевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка» города Губкина Белгородской области
Тема занятия: «Слова, обозначающие признак предмета»
Цель:
коррекционно-образовательная: учить детей в речи выделять слова, обозначающие признак предмета; активизировать словарь по лексической теме: «Овощи- фрукты»; закрепить у детей умение согласовывать в речи существительные с прилагательными, обозначающими цвет, вкус, форму, овощей и фруктов; практическое употребление в речи относительных прилагательных;
коррекционно-развивающая: учить детей отгадывать загадки; развивать умение восстанавливать структуру деформированных предложений; составление описательных рассказов об овощах и фруктах; развивать мелкую моторику рук; совершенствовать психические процессы: логическое мышление, память, внимание; учить соотносить образ предмета с геометрической фигурой;
воспитательная: воспитывать умение слушать и слышать педагога, оценивать свою работу и сверстников;
оборудование: муляжи овощей и фруктов; иллюстрации овощей и фруктов, схема для составления описательных рассказов; карандаши, карточки для индивидуальной работы; карточки для дидактического упражнения «Волшебный карандаш».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
«Сядет тот, кто скажет правильно, какой сок мы пьём?» из апельсина - апельсиновый сок, из вишни - (вишнёвый сок), из яблок - (яблочный сок), из моркови - (морковный сок) …
2. Дидактическое упражнение: « Догадайся, о чём я говорю?»
Перед детьми муляжи овощей и фруктов. Логопед предлагает их рассмотреть и догадаться, о чём он говорит:
- горький … лук
-сладкое … яблоко
- хрустящий … огурец
- кислый …лимон
- длинная … морковка
Логопед обращает внимание детей на то, что она называла слова, обозначающие признак предмета. Дети повторяют эти слова: кислый, горький, длинная, хрустящий, сладкое.
3. Логопед предлагает детям отгадать загадки:
Он круглый и красный,
Как глаз светофора,
Среди овощей
Нет сочней …(помидора)
Летом свежий и зелёный,
А зимой хорош солёный.
Что же я за молодец? –
Крепкий, вкусный …(огурец)
Я и круглый, я и гладкий,
А на вкус приятно-сладкий,
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня - …(арбуз) В. Губернаторова
Логопед предлагает детям вспомнить и назвать, какие описательные слова помогли им отгадать овощи и фрукты?
4. Дидактическое упражнение: «Исправь ошибки»
Логопед озвучивает слова, из которых дети должны составить правильно предложения и назвать в них слова, обозначающие признак предмета.
- Аня, спелое, яблоко, съела, красное;
(Аня съела спелое, красное яблоко.)
- Бабушка, кислый, чай, жёлтый, лимон, в, кладёт;
(Бабушка в чай кладёт жёлтый, кислый лимон.)
- Оранжевую, нашёл, сладкую, заяц, морковку;
(Заяц нашёл сладкую, оранжевую морковку.)
Физминутка: «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трём, трём,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмём, жмём.
Сначала дети выполняют рубящие движения ладонями, затем сжимают кулачки и «трут» морковь, перетирают пальчики, сжимают и разжимают пальцы рук.
5. На доске перед детьми схема для составления описательного рассказа об овощах и фруктах. Логопед объясняет, как с помощью опорных картинок правильно и последовательно описать любой овощ или фрукт. Для этого нужно ответить на вопросы:
Где растёт? (в саду или огороде)
Какую форму имеет? (соотнести с геометрической фигурой)
Какого цвета? (найти полоску нужного цвета)
Твёрдый он или мягкий на ощупь? (твёрдый, как камень; мягкий, как подушка)
Какой на вкус? (сладкий, как конфета; горький, как лук)
Что можно приготовить из овоща или фрукта? (сок, салат, суп)
Дети по желанию выбирают муляжи овощей или фруктов, с помощью схемы делают их описание.
6. Дидактическое упражнение «Волшебный карандаш».
У каждого ребёнка карточка с изображением цветных карандашей. Дети называют их цвет, рисуют под ними соответствующие овощи или фрукты.
Красный карандаш - помидор, яблоко, редиска …
Жёлтый карандаш - лимон, груша, банан …
Зелёный карандаш - арбуз, огурец, виноград …
7.
Итог занятия. Дети рассказывают, что им больше всего понравилось на занятии.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедический конструктор
Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звук К»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки К – Кь»
Похожие статьи:
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»