Семинар – практикум для родителей «Гениальность на кончиках пальцев»
Автор:Бузмакова Светлана Владимировна.
Описание: Данная работа может быть использована воспитателями для проведения семинара – практикума для родителей (законных представителей) дошкольников.
Цель:
Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
Задачи:
1. Представить родителям (законным представителям) актуальность проблемы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
2. Познакомить со значением аппликации для всестороннего развития дошкольников.
3. Представить технологии выполнения объемных аппликаций.
4. Вовлечь родителей (законных представителей) в работу по созданию коллективной объемной аппликации.
5. Обобщить результаты работы.
Предварительная работа: подбор литературы по теме «Пальчиковые игры», анкетирование родителей по теме «Виды аппликации».
Материалы и оборудование:
- заготовки для изготовления цветов из салфеток;
- шаблоны – картинки цветка и бабочки;
- цветная бумага;
- крепированная бумага;
- клей-карандаш;
- карточки с цифрами от 1 до 4;
- «смайлики» для рефлексии.
Ход семинара:
1. Приветствие
Здравствуйте уважаемые гости – мамы и папы. Я рада, что вы нашли время и посетили наш семинар – практикум. Но сначала нам нужно познакомиться. Поэтому я предлагаю вам поздороваться друг с другом, узнать имя своего соседа и, конечно же, подарить друг другу улыбку. Познакомьтесь с соседом слева от вас, а затем справа от вас.
А теперь давайте поздороваются наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Четыре братца»
Идут четыре братца
Показать ладошки
На встречу им большой
Здорово большак
Сгибать все четыре пальца
Здорово
Большой палец здоровается по очереди с каждым
Васька-указка
Соединяем большой и указательный
Мишка-середка
Соединяем большой и средний
Гришка-сиротка
Соединяем большой и безымянный
И крошка-Тимошка
Соединяем большой и мизинец.
2. Вводная часть
Эпиграф нашей встречи – слова Сухомлинского В.А.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
В настоящее время у многих детей недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента. Что сказывается на результатах обучения в школе, развитие речи.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты);
- аппликация, оригами, тестопластика, бумагопластика, торцевание и т.д.
Аппликации - это вид детского творчества, при котором на поверхность из какого-либо одного материала накладываются кусочки материала другой фактуры или цвета. Аппликация из бумаги подразумевает собой наклеивание бумажных элементов различной формы и цвета на картонную или бумажную основу.
Учить детей делать аппликации можно с самого раннего возраста. Уже после годика ребенок может с помощью родителей намазать лист клеем и лепить на него разноцветные кусочки бумаги. Чем выше возраст ребенка - тем меньше ему нужна помощь родителей или воспитателей.
Занятия аппликацией несут для детей большую пользу. Аппликация развивает в ребенке такие качества, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение. Развивается мелкая моторика, потому что есть необходимость вырезать элементы, работать с мелкими деталями, раскладывать их и наклеивать.
Немаленькое влияние оказывает аппликация и на развитие творческих и умственных способностей детей. При занятии аппликацией ребенок знакомится с цветами, формами, величинами, учится различать одинаковые и разные детали, знакомится с понятиями меньше и больше. Кроме того, у детей вырабатывается творческий подход к созданию работ, развивается воображение, появляется способность выделять главное из большого количества объектов и видеть целое, которое состоит из деталей.
Помимо того, ребенок сам имеет возможность создавать что-то своими руками, и после использовать свои поделки для украшения квартиры, например, или в качестве подарка.
Самый доступный вид аппликаций в домашних условиях - это аппликации из бумаги и картона.
Бумажных аппликаций в наше время великое множество. Это может быть и геометрическая аппликация, где рисунок состоит из простых фигур, таких, как треугольники, квадраты, круги, и силуэтная аппликация.
Занятия аппликацией можно разделить на несколько
этапов:
1) выбор сюжета или рисунка;
2) выкройка элементов;
3) вырезание элементов;
4) наклеивание вырезанных элементов на основу;
5) оценка полученного результата, как целого, и похвала ребенка.
3. Практическая часть
Проведя анализ анкеты, я поняла, что вы не все знакомы с видами аппликации. Поэтому сейчас мы объединимся в группы и создадим коллективную работу «Солнечный денек».
Сначала мы объединимся в творческие группы. Выбирайте карточку с цифрой и проходите к рабочим столам.
Группа № 1 будет создавать елочку их цветочков из салфеток.
Это ваши заготовки.
Вам надо подготовить вот такие цветочки.
Группа № 2 – цветочек из катышков из крепированной бумаги.
Это ваш шаблон.
Группа № 3 – бабочку из кусочков цветной бумаги.
Это шаблон бабочки.
Группа 4 – солнышко в технике объемной аппликации.
Вам нужна цветная бумага.
Проходите к своим столам и начинайте работу, а потом мы создадим коллективную композицию.
У нас получились вот такие симпатичные аппликации.
Елочка.
Цветочек.
Бабочка.
Солнышко.
А теперь мы соберем одну общую аппликацию. Это наша коллективная работа.
4. Рефлексия
Понравилось ли вам выполнять аппликацию?
Все предложенные варианты довольно простые. Дома вы сможете организовать такую работу и сами. Помните, что детей нужно хвалить за каждую выполненную работу. Ваши дети самые талантливые. Помните об этом.
А сейчас вы сможете оценить свое эмоциональное состояние. Для этого дорисуйте «смайлик» и прикрепите это к нашему стенду.
Спасибо всем за работу.
Приложение 1.
Анкета для родителей
1. Занимаетесь ли вы с ребенком дома аппликацией?
2. Подчеркните те виды аппликации, которые вы знаете:
- Из геометрических фигур;
- Из рваных кусочков бумаги;
- Из катышков из салфеток;
- Объемная аппликация;
- Аппликация из пластилина.
3. Знаете ли вы стихи для пальчиковой гимнастики?
4. Хотите ли вы научиться выполнять разные виды аппликации?
Рекомендуем посмотреть:
Игры с бумагой для детей дошкольников
Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы
Семинар - практикум для родителей детского сада. Домашний театр
Игровое занятие детей с родителями. Средняя группа
Похожие статьи:
Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук
Игры с пальчиками для старших дошкольников