Статья по педагогике на тему: «Профессиональный стандарт педагога»
Автор: Миннеханова Гульназ Миннебаевна, учитель татарского языка и литературы, МБОУ «СОШ №53» г. Набережные Челны РТ
Описание работы: Данная статья полезна для учителей и педагогов школ, колледжей, вузов. В ней отражается суть педагогического стандарта при современных образовательных условиях.
Цель: содействовать совершенствованию профессиональной подготовки педагогов школ, колледжей, училищ и ВУЗов для достижения более высокого качества образования в условиях ФГОС.
Задачи:
1) ввести учителей в понятие профессионального стандарта педагога и содействовать усвоению основных понятий профессионального подхода в образовании;
2) способствовать овладению знаниями в области профессионального стандарта;
3) содействовать развитию творческого мышления, профессиональных качеств педагога.
В современных условиях образовательной системе предъявляется все больше требований. Одним из них является повышение уровня профессионального стандарта педагога. Понятие стандарт разными учеными, профессионалами толкуется по-разному. Часто употребляемым из них является: профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором описываются основные требования к его квалификации. Конечно, данный профессиональный стандарт педагога может быть дополнен региональными требованиями, а также внутренним стандартом образовательного учреждения.
Область применения профессионального стандарта педагога:
- при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
- при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
- при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Цель применения профессионального образовательного стандарта включает следующее:
- определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
- обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
- обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
- содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования;
- определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
- обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
- обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
- содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Введение должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
- От педагога нельзя требовать, чему его никто никогда не учил.
- С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.
- Предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей и т.п.).
Мы не должны забывать, что профессиональный стандарт педагога
- отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.
- существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями.
- выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций: готовность учить всех без исключения детей,
вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Понятие «обучение» профессионального стандарта педагога включает ряд требований как:
- Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия получения без отрыва от профессиональной деятельности.
- Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
- Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
- Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
- Использовать специальные подходы к обучению, чтобы включить
в образовательный процесс всех учеников
- Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
- Владеть ИКТ-компетенциями.
Понятие «воспитание» профессионального стандарта педагога включает такие требования как:
- Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
- Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
- Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
- Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. - Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
- Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
- Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
- Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
- Уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
- Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей, привлекать семью к решению вопросов воспитания.
- Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать)
с другими педагогами и специалистами в решении задач духовно-нравственного развития ребенка.
- Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
- Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
- Уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
- Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей, привлекать семью к решению вопросов воспитания.
- Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать)
с другими педагогами и специалистами в решении задач духовно-нравственного развития ребенка.
- Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
- Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
- Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
- Умение отслеживать динамику развития ребенка.
- Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
- Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей.
- Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
- Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
- Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.
- Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
- Умение (совместно со специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
- Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
- Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
- Владение психолого-педагогическими технологиями для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Профессиональный стандарт педагога развивается и совершенствуется по мере профессионального роста на протяжении всей образовательной деятельности учителя.
Характеристика деятельности преуспевающего педагога-профессионала связана с готовностью к переменам, мобильностью, способностью к нестандартным трудовым действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений.
Рекомендуем посмотреть:
Классификация нетрадиционных уроков
Оформление детских рисунков своими руками
Как писать методическое пособие
Психологические приемы обучения на уроке в ДШИ
Похожие статьи:
Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения