Статья по педагогике на тему: «Педагогическая компетентность в условиях современных образовательных технологий»
Автор: Миннеханова Гульназ Миннебаевна, учитель татарского языка и литературы, МБОУ «СОШ №53» г. Набережные Челны Республики Татарстан
Тема: Педагогическая компетентность в условиях современных образовательных технологий
Описание работы: Данная статья полезна для учителей и педагогов школ, колледжей, вузов. В ней описываются пути развития педагогической компетентности при современных образовательных технологий.
Цель: содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов школ, колледжей, училищ и ВУЗов для достижения более высокого качества образования в условиях современных образовательных технологий.
Задачи:
- ввести учителей в понятие компетентности и содействовать усвоению основных понятий компетентного подхода в образовании;
- способствовать овладению знаниями в области компетентности;
- содействовать развитию творческого мышления, компетентности.
Одним из актуальных в условиях внедрения ФГОС в систему российского образования являются педагогические компетенции, в числе которых все больший приоритет приобретают использования современных образовательных технологий.
Значительную роль высокой эффективности и результативности учебного процесса играет педагогическая компетентность учителя. Она особенно важна в условиях модернизации системы образования, которая с каждым днем осуществляет больше оборотов и предъявляет новые требования к личности педагога.
Становление и развитие педагогических компетенций является сложным, функциональным, социальным процессом, который реализуется в рамках синтеза когнитивного, предметно-практического и личного опыта. Педагог должен быть разносторонне развитой личностью, восприимчивым к педагогическим инновациям адаптироваться к новым условиям обучения детей. На сегодняшний день педагогическая компетентность неразрывно связана с современными образовательными технологиями.
Компетентность во владении современными образовательными технологиями – это, прежде всего, владение учителем ИКТ, в качестве примера современной образовательной технологии можно выбрать технологию социализации, то есть проектную технологию.
На любом этапе урока возникает необходимость эффективного использования в процессе преподавания активных методов обучения, совмещение традиционных и современных образовательных технологий с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей учащихся.
Это позволяет учителям решать следующие более важные и трудные задачи обучения:
- оптимизация отбора и представления изучаемого материала;
- внедрение новых концептуально-методологических подходов и методов обучения (например, сингапурский метод преподавания);
- активное участие учеников в образовательном процессе;
- оптимизация контроля знаниями;
- формирование самостоятельных навыков работы;
- выявление способностей в данном предмете.
В настоящее время существует и все еще разрабатывается большое количество вариантов использования современных информационных технологий в преподавании предметов. Например, компьютерные технологии используются для подготовки презентаций уроков с их последующей демонстрацией, когда ученикам дается устная информация, сопровождающаяся текстовым, графическим, анимационным, иллюстративным материалами; для мониторинга знаний учащихся, получаемых в процессе изучения предмета в течение года, полугода или четверти; для подготовки и демонстрации итоговых проектных работ (чаще всего в старших классах): презентаций, докладов, рефератов, Интернет-экзаменов, ЕГЭ; для участия в конкурсах и других видах учебной деятельности.
Таким образом, использование современных образовательных технологий позволяет учителю организовать различные формы учебно-познавательной работы на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учеников. При этом важно помнить, что при любых условиях ИКТ и другие образовательные технологии не могут и не должны замещать учителя, а лишь дополняют его.
Итак, преподаватель помимо характерных ему свойств должен обладать определенными качествами личности, в
частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике;
- грамотно работать с информацией, используя современные образовательные технологии.
В современных условиях педагогической деятельности особенно важным является самообразование и профессиональный рост учителя, путем освоения новых педагогических технологий, активного участия в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях, обобщение и внедрение собственного педагогического опыта и через интернет ресурсы. Учитывая эти запросы, создано большое количество образовательных порталов, профессиональных сообществ, сайтов в помощь современному учителю: ЗАВУЧ.инфо, ped-kopilka.ru, TatarTele.info, Кладезь знаний, ЛИТОБРАЗ, «Методисты» и другие.
Безусловно, формы проявления компетентности достаточно многообразны, так как связаны с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Все виды компетентностей необходимы и самоценны, в процессе взросления человека они обогащаются, взаимодействуют между собой. Педагогическая компетентность развивается и совершенствуется по мере профессионального роста на протяжении всей образовательной деятельности учителя.
Источники:
1. Зайнутдинова М. Основы профессиональной компетентности в практической деятельности // Магариф. – 2014. - №1. – С.72-74.
2. Чернова А. Педагог как личность и профессионал // Наука и школа. – 2006. - №7. – С.5-12.
Рекомендуем посмотреть:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС
Главные предпосылки успеха публичного выступления
Как научиться мыслить конкретно и образно